![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие об интонации в психолингвистике
Как определяет И.Г. Торсуева, «с точки зрения акус-<ши интонация — взаимосвязанные изменения частоты в ионного тона и интенсивности, развертывающиеся во ■семени» (Торсуева, 1990). Психологически эти акусти- <(vi«ie характеристики воспринимаются как: изменения «ипжения мелодии (вверх — вниз, плавное — резкое), «I шипения мелодического диапазона (широкий — уз-* nil), изменения громкости (тихо — громко) и изменения темпа речи (быстрый — медленный). Повторяющие-и наборы данных характеристик образуют ритм речи к 1орсуева, там же). В психолингвистике единицей интонации является ■нионема. Интонема — это набор интонационных ауди-шниых характеристик, который позволяет различить шичения двух или более высказываний, одинаковых по f иосму словесному составу и разных по интонационному иформлению. Интонема передает коммуникативный тип имсказывания (сообщение, побуждение, вопрос и т.д.), 1 кисже смысловую важность каждой части высказывания — синтагмы (см. раздел 2.1.2. «Понятие о синтаг-Mt'»). Интонема выделяет в высказывании ту информацию, которую говорящий считает новой для слушающе-ш, неизвестной ему. Например, если в высказывании Истин зонтик лежит на полке» интонационно подчерки пается слово «Петин», значит, говорящий полагает, >по именно сведения о принадлежности зонтика Пете, а не кому-то другому, неизвестны слушателю, и именно t ю ему важно узнать в первую очередь (а тот факт, что «штик лежит на полке, ему уже известен). Если в том до высказывании интонационно выделяется словосоче-шние «лежит на полке» — значит, полагает, что слушающий хочет узнать о местонахождении зонтика, а хозяин юнтика ему уже известен. Наряду с термином «интонема» употребляются и другие термины для обозначения единицы интонации —
Основные типы ИК 1) ИК-1. Здесь происходит понижение тона на глас Таня идет домой. Двери закры лись *. -. ■ 2) ИК-2. Гласный центра произносится с усилением: Ктб идет домой? Где эта улица? 3) ИК-3. Тон резко повышается на гласном центра и ] 'Здесь и в дальнейших примерах: слоги, подчеркнутые одной \ чертой, произносятся более низким тоном, подчеркнутые двумя \ чертами — более высоким тоном. кI и спрашиваешь,) где эта Л у лица? «I ниоряший переспрашивает, повторяя вопрос свое-i ' "«(нч'сдника). *ш ЛТаня? Таня иЛдет домой? 11 И К-4. Тон понижается на гласном центра, а затем • ■"••пишется и остается на высоком уровне. Такой тип ><i наставительным союзом «а»). Центром ИК является, • «1<ш.| й слог того слова, к которому относится сопос- • и. нние. Д УТаня? Пойдет ли о\/на домой? (Говорящий противопоставляет Таню другому лицу, • «мором уже известно, что оно идет домой.) i) ИК-5. Этот тип реализуется при выражении оцен- • н М такой конструкции два центра: первый — ударный • «Mi слова, экспрессивно подчеркивающего оценку • i iiiv», «какой» и т.п.), второй — ударный слог слова, к • мнфому относится оценка. На гласном первого центра
Какбй сегодня день! Кйк она пойдет до мой? ()) ИК-6. Происходит повышение тона на гласном hi игра, и высокий уровень сохраняется до конца ИК. Iiiuoli тип ИК появляется: а) при выражении недоумении, когда центром становится ударный слог экспрес-пиного относительного местоимения («как», «какой» и i п.); б) в оценочных высказываниях — тогда центром ПК становится ударный слог того слова, к которому от-ниеится оценка, при этом длительность его произнесении увеличивается. а) Каки е дома на этой улице! б) Какой дом на этой улице! 7) ИК-7. Происходит резкое повышение тона на 1 пионом центра, при этом гласный заканчивается смычкой голосовых складок. Этот тип ИК реализуется при ныражении экспрессивного отрицания. Центром являет-
Интонационные конструкции могут реализовывать как на целом высказывании, так и на его части — си: тагме (Брызгунова, 1981). Какова же «физическая основа» интонации, как органы речи отвечают за ее воспроизводство, и каки образом они это делают? Этими вопросами занимают еще две дисциплины — психофизиология и акустика.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.165.226 (0.009 с.) |