Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Неопозитивизм в русской социологии
Начало кризисных явлений в развитии классического позитивизма как часть общеевропейского кризиса культуры. Критики позитивистских принципов социального познания с конца Х1Х века противниками этой доктрины. Пересмотр устаревших положений своей теории и поиски путей совершенствования самими представителями позитивизма. Статья Е.В. Де Роберти “Наука и метафизика” (1875) и появление термина “новый позитивизм” (с последующим преобразованием в “неопозитивизм”). Основатели неопозитивизма в отечественной социологии: П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев, А.С. Звоницкая. П.А. Сорокин - ученик Ковалевского и Петражицкого, представитель нового (неопозитивистского) течения в отечественной социологии. Основное содержание российского периода деятельности Сорокина: исследователь, организатор науки, педагог, общественный деятель. Основатель первого в России Социологического факультета. Важнейшие особенности процесса становления социологии неопозитивизма: модернизация социологической теории в границах изначально заданной схемы; переориентация фундаментальных принципов позитивизма на качественно новый эмпирический материал; преодоление натуралистических тенденций, редукционизма, крайностей эмпиризма, психологизма. Уточнение и обновление принципов изучения социальных явлений. Новое определение предмета и методов социологии, ее задачи. Главный объект социологии - поведение людей как явление транссубъективного порядка. Социальные процессы - сфера изменений структур поведения. Взаимодействие - основа социальной жизни и содержания соответствующего понятия в различном терминологическом оформлении: “социальные связи” (А.С. Звоницкая), “социальные действия” (К.М. Тахтарев), “взаимодействие” (П.А. Сорокин). Замена понятия фактора понятием функции. Введение термина “независимая переменная”. Отказ от эволюцонизма и сравнительно-исторического подхода к социальным явлениям. Связь отечественных теорий неопозитивизма с концепциями западных ученых (Г. Тарда, Ф. Гиддингса и др.). Тема 10. Русская социология в послереволюционный (1917 года) период. Социология русской эмиграции первой в половине ХХ в. Влияние событий Февраля и Октября 1917 года на положение в стране социологии и социологического образования. Новые исторические задачи времени и содержание социологической работы. Дискуссии по вопросам социологии: о предмете, о задачах социологии. Создание новых научных институтов, реорганизация социологического образования. Эмпирические исследования. Разнообразие тематики отраслевой социологии, ее связь с задачами развития нового общества. Популяризация научного наследия классиков русской и мировой социологии. Сохранение позитивизмом научного авторитета наряду с усилением марксистской идеологии. Отъезд из страны в 1922 году большой группы известных деятелей науки и культуры в том числе известных социологов), его причины и отражение этого события на развитии науки, культуры образования. Усиление давления идеологии и политики на общественные науки. Завершение к концу 20-х годов острых дискуссий среди обществоведов отказом от социологии как науки буржуазной и замена её историческим материализмом. Социология русской эмиграции ХХ в. П.И.Новгородцев, Н.А Бердяев, Б.П. Вышеславцев о кризисе западной культуры и цивилизации, пути русской и всемирной истории. Творчество И.А. Ильина. Идеи евразийства (Н.С. Трубецкой, П.Н Савицкий, Г.В. Вернадский. Л.П. Карсавин).
Тема 11. История социологического образования в России Процесс институционализации социологии, его специфика в России. Социологическое образование как важнейшая форма институционализации науки. Первые попытки чтения лекций по социологии в российских университетах (Н.М. Коркунов, Н.И. Кареев), составления программ для желающих изучать эту науку (С.Н. Кривенко) и издания учебной литературы (Лекции Н.И.Кареева, переводы западных учебников). Формирование концепции социологического образования в трудах отечественных социологов (Н.И. Кареева, М.М. Ковалевского и др.). Русская Высшая Школа общественных наук в Париже (1900), ее организаторы и ведущие лекторы (М.М. Ковалевский, Е.В. Де Роберти и др.). Значение Русской школы в Париже для развития мировой системы социологического образования. Первая в России кафедра социологии (1908), принципы ее создания, организаторы (М.М. Ковалевский, Е.В. Де Роберти), учебные программы. Первые учащиеся (П.А. Сорокин, Н.Д. Кондратьев). Значение этой кафедры для дальнейшего развития в России социологического образования. Изменение отношения к социологии и социологическому образованию в феврале 1917 года. Введение социологии как учебного предмета в школах разных типов и уровней. Рост числа и разнообразия учебной литературы с конца второго десятилетия ХХ в. Факультеты общественных наук (ФОНы), появившиеся во многих вузах страны. Первый в России социологический факультет, созданный на базе ФОНа Петроградского университета П.А. Сорокиным (1920). Возрождение системы социологического образования в вузах и средних школах России в 80-е годы ХХ века. Создание социологических факультетов в крупнейших университетах страны, в том числе Московском и Ленинградском (1989).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.88.137 (0.006 с.) |