Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональная деятельность детского психологаСтр 1 из 10Следующая ⇒
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН.................................................................................................................... 2 ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................................................... 3 ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ............................................................................................................... 4 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР..................................................................................................................... 5 1 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА.............................. 5 1.1 Профессионально важные качества личности детского практического психолога.......... 5 1.2 Общие принципы и направления работы.................................................................................. 9 2 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА 13 2.1 Психологическое просвещение и консультирование............................................................. 13 2.2 Методы консультативной работы............................................................................................. 16 2.2.1 Беседа в психологическом консультировании................................................................. 16 2.2.2 Совместная деятельность в рамках психологической консультации......................... 19 2.2.3 Игра со сверстником в психологическом консультировании....................................... 26 2.3 Психодиагностика.......................................................................................................................... 30 2.4 Психокоррекция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка 32 2.5 Психологическое сопровождение педагогического процесса................................................ 36 ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ.................................................................. 39 ГЛОССАРИЙ........................................................................................................................................... 41
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН Профессиональная деятельность детского психолога. Профессионально важные качества личности детского практического психолога. Общие принципы и направления работы. Основные виды и формы работы детского практического психолога. Психологическое просвещение и консультирование. Психодиагностика. Психокоррекция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка. Психологическое сопровождение педагогического процесса.
ЛИТЕРАТУРА *
1. Бурменская, Г. В. Хрестоматия по возрастной психологии: от младенца до подростка [Текст]: учеб. пособие для вузов / Г. В. Бурменская. — М.: МПСИ, 2008. 2. Возрастно-психологическое консультирование детей и подростков [Текст] / О. А. Карабанова [и др.]. – М.: Академия, 2002.
3. Волков, Б. С. Практические вопросы детской психологии [Текст] / Б. С. Волков, 4. Выготский, Л. С. Детская психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Говорящая книга, 2009. 5. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебник для студентов всех специальностей пед. вузов / М. В. Гамезо, Л. М. Орлова, Е. А. Петрова. – М.: Педагогическое общество России, 20009. 6. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: учебник / И. А. Зимняя. - М.: Литературное агентство "Университетская книга", 2008. - ISBN 978-5-98704-069-8 7. Крайг, Г. Психология развития [Текст]: учеб. пособие / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2011. 8. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: Академический проект, 2010. 9. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. – 10. Махлынева, С. Д. Краткий курс по детской психологии [Текст]: учеб. пособие 11. Практическая психология образования [Текст] / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1997. 12. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] / Е. О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2009. 13. Хозиева М. В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию [Текст]
ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ
Студент должен обладать следующими компетенциями. 1. Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1). 2. Осознает значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1). 3. Способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР* ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
Основными видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция. Они взаимосвязаны и взаимозависимы, но, в то же время, каждый из них может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог в конкретной ситуации, и от специфики того учреждения, где он работает.
Методы консультативной работы Психодиагностика
В работе детского практического психолога психодиагностика определяется как деятельность по психологическому изучению ребенка на протяжении дошкольного и школьного детства в контексте семьи и образовательно-развивающей среды образовательного учреждения. В психодиагностике необходимо умение выделять психологическую проблему, правильно задать вопрос, получить нужную информацию от воспитателей, учителей, родителей, детей, проанализировать эту информацию и сформулировать вывод, имеющий практическую направленность на анализ конкретного, единичного случая. Л.С. Выготский предупреждал: “Исследователь должен помнить, что, отправляясь от данных, от признаков, от симптомов, он должен изучить и определить особенности и характер процесса развития, который непосредственно не дан ему, но который в действительности лежит в основе всех наблюдаемых признаков. Таким образом, в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установлении известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по их внешним, сходным чертам, но и исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития”. Симптом – характерные проявления определенных состояний. Психодиагностическое исследование обусловлено спецификой возраста обследуемого ребенка. Каждый возраст требует своих приемов и методов. Ребенок исследуется в деятельности, общении с учетом специфики программ обучения и воспитания. Исследование объективируется данными в поведении, успеваемости, реальных отношениях ребенка. Задачи психодиагностического обследования детей и подростков. 1. Изучение проявлений отдельных симптомов психического состояния ребенка и личностных свойств в целом; уровня развития психологических функций с учетом возраста и образования. 2. Получение данных о динамике развития, влиянии вида обучения, технологии методов, микросоциального окружения на личностное развитие. 3. Исследование характера психического развития, его темпов. 4. Исследование психических новообразований возраста как характеристик качества развития. Психодиагностика располагает богатым арсеналом малоформализованных (наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкета, анализ продуктов деятельности, дидактические тесты или тесты учителя) и строго формализованных методов (опросники, психологические тесты). Процедура психодиагностического исследования включает ряд этапов. 1. Подготовка к исследованию, определение целей и задач, подбор методик, их освоение. 2. Беседа с ребенком (подростком), установление положительного эмоционального контакта, формирование мотивации на выполнение заданий. 3. Психодиагностический эксперимент. Выводы психодиагностического исследования используются как в широком плане (диагноз личности, прогноз развития, использование выявленных особенностей в учебно-воспитательной работе), так и в узком (индивидуальная работа).
Психологический диагноз – заключение о состоянии и свойствах испытуемого на основании комплексного анализа отдельных показателей и характеристик. Термин “диагноз” употребляется в двух значениях. В широком смысле – это углубленный и всесторонний анализ личности, направленный на выявление присущих ей качественно-количественных особенностей, связанный с раскрытием определенных причинно-следственных связей и, в конечном итоге, направленный на решение практических задач преодоления обнаруженных недостатков, обеспечения гармонического развития всех психических свойств данного ребенка. В узком смысле под психологическим диагнозом подразумевается выявление конкретных причин недостатков или отклонений в развитии с целью устранения этих причин путем соответствующих коррекционных воздействий психолого-педагогического характера. Для того, чтобы решение задач взаимодействия с клиентом было корректно, психодиагност должен точно представлять содержание и назначение методик, которыми он пользуется, знать их теоретическое обоснование и критерии надежности, валидности, достоверности. Практик-диагност должен уметь учитывать конкретные обстоятельства обследования, их влияние на полученные индивидуальные результаты и сопоставлять эти индивидуальные результаты с нормативами. Возрастная норма развития есть средний показатель развития большой группы психически и физически здоровых детей, отобранных на случайной основе. Однако уровень и количество вариаций вокруг нее весьма значительны. Недостатки в развитии – это отсутствие положительных качеств, свойств, умений и навыков, которые должен иметь ребенок определенного возраста. Отклонения в развитии – появление отрицательных качеств, свойств, привычек в характере ребенка. Дисгармонии развития – несбалансированность психических процессов, свойств, качеств и состояний, обусловливающих неустойчивость и противоречивость личности и нарушающих ее социализацию и индивидуализацию. Аномалии развития (дизонтогенез) – ограничение, сужение границ психологических возможностей ребенка в силу функциональной недостаточности, грубого дефекта или распада психологических функций.
Деформация развития – отклонения, нарушения в развитии, вытекающие из подавленности самореализации личности и приводящие к извращению самой сути развития. Существенными признаками психодиагностики детей выступает ориентированность на исследование личности (или группы), в поведении, деятельности которой наблюдаются отклонения, недостатки, с целью осуществления коррекции, оказания помощи в их преодолении. В работе детского психолога речь не может идти отдельно о диагностике, отдельно о развитии или коррекции, здесь существует диагностико-коррекционное, диагностико-воспитательное
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ ГЛОССАРИЙ
* Учебные издания, на основе которых составлен тематический обзор.
* Полужирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании. ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН.................................................................................................................... 2 ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................................................... 3 ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ............................................................................................................... 4 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР..................................................................................................................... 5 1 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА.............................. 5 1.1 Профессионально важные качества личности детского практического психолога.......... 5 1.2 Общие принципы и направления работы.................................................................................. 9 2 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА 13 2.1 Психологическое просвещение и консультирование............................................................. 13 2.2 Методы консультативной работы............................................................................................. 16 2.2.1 Беседа в психологическом консультировании................................................................. 16 2.2.2 Совместная деятельность в рамках психологической консультации......................... 19 2.2.3 Игра со сверстником в психологическом консультировании....................................... 26 2.3 Психодиагностика.......................................................................................................................... 30 2.4 Психокоррекция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка 32 2.5 Психологическое сопровождение педагогического процесса................................................ 36 ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ.................................................................. 39 ГЛОССАРИЙ........................................................................................................................................... 41
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН Профессиональная деятельность детского психолога. Профессионально важные качества личности детского практического психолога. Общие принципы и направления работы. Основные виды и формы работы детского практического психолога. Психологическое просвещение и консультирование. Психодиагностика. Психокоррекция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка. Психологическое сопровождение педагогического процесса.
ЛИТЕРАТУРА *
1. Бурменская, Г. В. Хрестоматия по возрастной психологии: от младенца до подростка [Текст]: учеб. пособие для вузов / Г. В. Бурменская. — М.: МПСИ, 2008. 2. Возрастно-психологическое консультирование детей и подростков [Текст] / О. А. Карабанова [и др.]. – М.: Академия, 2002. 3. Волков, Б. С. Практические вопросы детской психологии [Текст] / Б. С. Волков, 4. Выготский, Л. С. Детская психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Говорящая книга, 2009. 5. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебник для студентов всех специальностей пед. вузов / М. В. Гамезо, Л. М. Орлова, Е. А. Петрова. – М.: Педагогическое общество России, 20009. 6. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: учебник / И. А. Зимняя. - М.: Литературное агентство "Университетская книга", 2008. - ISBN 978-5-98704-069-8 7. Крайг, Г. Психология развития [Текст]: учеб. пособие / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2011. 8. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: Академический проект, 2010. 9. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. – 10. Махлынева, С. Д. Краткий курс по детской психологии [Текст]: учеб. пособие 11. Практическая психология образования [Текст] / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1997. 12. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] / Е. О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2009. 13. Хозиева М. В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию [Текст]
ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ
Студент должен обладать следующими компетенциями. 1. Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1). 2. Осознает значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1). 3. Способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР* ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.129.59 (0.069 с.) |