Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тенденции структурирования содержания знаний основ православной культуры в теории и практике современных учебных заведений
После того, как закон РСФСР "О свободе вероисповеданий" от 25.12.90. отменил действие декретов СНК на территории Российской Федерации, стало возможным преподавать основы православной культуры в учебных заведениях. В связи с этим начали открываться некоторые воскресные школы. Так, например, о начале преподавания этого предмета в Смоленске сообщается следующее: «Первая воскресная церковно-приходская школа открылась в городе в 1989 году, когда мало кто брался за их создание, считая это делом нереальным и даже опасным (в то время новый Закон о свободе совести еще не был принят)»[91]. В 1990 г. открыто первое после Октябрьской революции учебное заведение для детей: Православная классическая гимназия «Ясенево» в г. Москве. В дальнейшем православная общественность почувствовала себя свободнее и началась активная работа в образовании, организовывались конференции, семинары. Но все мероприятия были посвящены Закону Божию и его преподаванию практически в том же виде, в каком он преподавался до революции, так как речь шла о преподавании только в православных учебных заведениях. В 1991 г. автор данной работы был принят на должность преподавателя русской литературы в частное учебное заведение Театральный лицей при Московском Музыкально-драматическом театре «Арлекин» и, в условиях временного отсутствия программ по литературе в связи со сменившимся внутриполитическим курсом в стране, начал преподавать на основании материала, который сейчас можно было бы отнести к предмету «Основы православной культуры». Эффективность этого курса была такова, что, по желанию учеников и их родителей данный курс под названием «Духовная литература» был выделен в самостоятельный и преподавался параллельно урокам русской литературы в 5–11 классах по одному часу в неделю в течение 1991–93 гг. В ситуации частного светского учебного заведения, далекого от церковной тематики, не только название, но и цели, и задачи преподавания должны были кардинально отличаться от целей и задач предмета Закона Божьего. Для автора данной работы и для многих начинавших преподавание при полном отсутствии дореволюционных учебников и традиций, когда только начинали появляться разрозненные публикации и прочие материалы, относящиеся к православной культуре, предмет преподавания стал артефактом, требующим свежего взгляда, творческого, непредвзятого отношения, в чем и заключалась выгода ситуации. Вначале темы уроков подбирались по мере эффективности положительного их влияния на поведение учеников, и необходимость учебной программы еще не осознавалась. В XIX веке в отношении Закона Божьего подобный эффект назывался харизматическим. Харизматический характер предмета часто приводил к игнорированию законоучителями рекомендованных программ. Ширский писал: «…Не раз приходилось выслушивать такое мнение: “Закон Божий нельзя равнять с другими учебными предметами. Это — не учебный предмет, а учение… Программы, расписания, планы здесь только стесняют учителей и делают их слово сухим, бесплодным, безжизненным. Учителям Церкви дана способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа…” В этих словах есть много истины. Школьное преподавание Закона Божия действительно производится большею частью сухо, вяло, без должного влияния на нравственную жизнь детей. Но это объясняется не тем, что… существуют программы…, а тем, что программы эти составляются весьма неполно, неприменимо к Закону Божию, без должного соображения всех потребностей… предоставьте Закону Божию полный простор и свободу в ряду других предметов…; усвойте себе составленную программу во всех подробностях, обратите её для себя в закон свободы и пребывайте в нём (Иак. 2, 25); тогда преподавание… пойдёт легко, свободно… Где учат без плана, там всё зависит от случая и произвола учителей, там нет настоящего преподавания»[92]. Действительно, как было сказано выше (в 2.1), не только программы, но и количество фактического материала отступали на второй план перед харизматическими задачами положительного нравственного влияния на учеников.
При всем существенном отличии современного предмета «Основы православной культуры» от преподаваемого в XIX веке Закона Божьего, данная задача духовно-нравственного воспитания остается такой же первостепенной. Поэтому, при возобновлении преподавания в 90-х годах прошлого века в отношении программ поступали по двум вариантам (поступают так и до сих пор). По первому варианту: использовали старые программы по Закону Божию или их модификации, ‑ в основном там, где преподавали именно этот предмет. Например, строго последовательная система используется в программе «Основы православия» авторитетного автора-составителя И. В. Метлика, созданной в 2003 г. на основе рекомендованного Минобразования России «Примерного содержания…»: 5 кл. — обычаи и праздники Русской Православной Церкви (Церковный календарь), 6 кл. — Ветхий Завет, 7 кл. — Новый Завет, 8 кл. — история Христианской Церкви, 9 кл. — богослужебная культура Христианской Церкви, 10 и 11 кл. — Вера и жизнь Христианской Церкви.
По второму варианту обходились вовсе без программ, ‑ в основном там, где преподавали более культурологические предметы и где, следовательно, старые программы были неупотребимыми. Модифицированные в сторону культурологии программы по Закону Божию и вновь создаваемые программы по культурологическим дисциплинам часто совпадали если не в своей структуре, то в общей тематике. Таким образом возникали предметы, которые чаще всего назывались традиционным термином Закон Божий. Реально можно выделить следующие разновидности курсов основы православной культуры: 1. Курс духовной литературы (в данном случае тематика ограничивалась авторитетными памятниками письменности в православной традиции). 2. Православное предание (более широкая тематика, включая сакральные и богослужебные тексты). 3. Православная нравственная культура (т. е. все проявления культуры в нравственном аспекте). 4. Священная история и предание Церкви. 5. История христианства и культуры. 6. История религиозной культуры. 7. Другие. Как можно заметить, в данных названиях заложен принцип неполноты изложения основ православной культуры, некоторая акцентуация на определенной тематике, что не может быть одобрено при преподавании предмета в средних учебных заведениях. То есть, словами теоретиков XIX века, «физиономия предмета» в данном случае будет представлена не полностью, в отличие от программы И. В. Метлика, более ориентированной на систематику, традиционную для изложения основ знаний православной культуры. Следовательно, проблема заключается в том, что традиционный способ преподавания обладает давно разработанной, привычной для гуманитариев системностью и полнотой охвата, а востребованный в настоящее время культурологический предмет не разработан как система, оттого бывает односторонен в изложении, не традиционен по своей терминологии, темы его содержательных линий часто пересекаются и дублируют друг друга, сами содержательные линии выделены произвольно. Если курс И. В. Метлика стал наиболее заметным из тех, что написаны в традиции XIX и XX вв., то наиболее заметной попыткой создать культурологический предмет в новом стиле принадлежит А. В. Бородиной. Один из наиболее известных и популярных курсов «История религиозной культуры» А. В. Бородиной (2005 г.) также составлен на основе последовательного принципа изложения материала в трех концентрах (1–4, 5–9, 10–11 классы, в программе они называются «частями»): 1 кл. — Мы и наша культура, 2 кл. — Мир вокруг и внутри нас, 3 — О чем рассказывает Библия, 4 кл. — Православие — культурообразующая религия России, 5 кл. — Церковнославянский язык, 6 кл. — Основы православной культуры, 7 кл. — Раннее христианство и православие, 8 кл. — Христианство в V–XV вв., 9 кл. — Христианство в XVI–XX вв., 10 кл. — Древние религии, 11 кл. — Современная конфессиональная картина мира. К данной программе написаны учебники, проделана серьезная работа по собиранию материала. Нетрадиционным в программе являются: культурологический 1-й концентр, интегрирование церковнославянского языка как содержательной линии, обширная информация об иных христианских и нехристианских вероисповеданиях и культурах. Обе программы, Бородиной и Метлика, написаны на основании предложенного Минобразования «Обязательного минимума…».
При кардинальных отличиях учебного предмета Закона Божьего от основ православной культуры, при преподавании обоих имеется множество подобных проблем. Одна из них заключается в необходимости совмещать множество «содержательных линий»[93], из которых эти предметы состоят. В Приложении к письму Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 №14-52-876 ин / 16 отмечено, что «Базовыми параметрами для выделения содержательных линий Примерного содержания образования по учебному предмету “Православная культура” являются структура и специфика изучаемого объекта, а также структура среднего образования (наличие образовательных ступеней и их особенности). Примерное содержание изучаемых знаний по учебному предмету “Православная культура” подразделяется на восемь содержательных линий. Совокупность содержательных линий и их состав (элементы содержания) адекватно отражает строение объекта изучения и его состав»: В письме министра выделено девять содержательных линий: 1) Православная христианская картина мира. 2) История православной религии и культуры. 3) Православная культура и религии мира. 4) Письменная культура Православия (православная словесность). 5) Православный образ жизни. 6) Нравственная культура Православия. 7) Художественная культура Православия. 8) Православие — традиционная религия русского народа. 9) Региональный (национально-региональный) компонент образования. При совмещении по принципу смежности с темами Закона Божия представляется следующая таблица:
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.34.217 (0.01 с.) |