![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Антропологические основания социальной работы
Антропология имеет важное значение для теории и практики социальной работы. Объектом исследований теории социальной работы являются социальные отношения, взаимосвязи и взаимодействия между группами людей, коллективами, отдельными личностями, занимающими разное положение в обществе, принимающими неодинаковое участие в его развитии, а значит, и различающимися по уровню и качеству жизни, источникам и величине доходов, по структуре личного потребления и т. д. Предмет теории социальной работы - выявление существенных, необходимые связей и характерных черт, присущих социальным процессам и социальному развитию общества и обусловливающих характер и результативность экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение социальных общностей, групп и личности. Речь идёт об исследовании таких проблем, как закономерности, принципы и методы осуществления социальной работы с различными социальными группами; пути и способы эффективной реализации функций социальной работы, ее кадрового и информационного обеспечения; структурно-функциональный анализ деятельности различных государственных и общественных институтов социальной защиты и обслуживания населения; закономерности, принципы функционирования механизма социального управления в системе социальной работы. Важное практическое значение имеют комплексные междисциплинарные исследования социальных проблем с выходом на социальный прогноз и моделирование развития социальных процессов, а следовательно, и возможность определения путей оптимального решения социальных противоречий и конфликтов [17, c. 87]. Таким образом, социальная работа как наука состоит из двух основных разделов: теоретико-методологического, фундаментального (методология, законы, категориальный аппарат науки) и прикладного (области социально-практического, управленческого приложения теоретического и эмпирического знания, научное обеспечение решения практических социальных задач в обществе, которые призван решать социальный работник). Практический аспект социальной работы можно рассматривать в широком и узком смысле слова. Практическая деятельность социальных работников в широком смысле слова направлена на гармонизацию всей системы отношений – в семье, коллективе, нации, обществе в целом. Проблема гармонизации социальных отношений особенно актуальна для современного российского общества, осуществляющего переход к рыночным отношениям. Практическая деятельность социальных работников в узком смысле слова предполагает социальную защиту и реабилитацию социально уязвимых слоев населения. Эта деятельность многогранна и на низовых уровнях организации общества (семья, трудовой коллектив, микрорайон) она включает в себя регуляцию межличностных и групповых отношений, организацию социального обслуживания населения, коррекцию девиантного поведения, предупреждение и локализацию конфликтов, социальное просвещение и консультирование, психопрофилактику и т.д. На уровне функционирования региональных и муниципальных структур социальный работник занят также проблемами занятости и миграции, социоинженерным проектированием. Практическая суть социальной работы определяет и ее содержание как науки. Теория социальной работы в целом относится к группе прикладных наук.
Практическая цель социальной работы, которая определяет и ее теоретическую основу как науки о человеке, способах улучшения его социального самочувствия, - способствовать тому, чтобы каждый человек жил и действовал в соответствии со своей социальной природой. Очевидно, что у социальной работы есть антропологические основания. Каждый социальный работник должен иметь общие представления о человеке как о биопсихосоциальном существе, о его потребностях, интересах, ценностных ориентациях, которые изучаются в рамках антропологии. Знание природных и социальных свойств человека позволяет решать проблемы клиентов (отдельных личностей, семей), связанные с удовлетворением их естественных и социальных потребностей, а также с защитой их жизненно важных интересов. В процессе повседневной деятельности социальным работникам приходится общаться с людьми разных национальностей. Поэтому тактичное обращение с клиентами предполагает знание основ социальной (культурной) антропологии: традиций, бытовых и культурных особенностей, образа жизни социально-этнических общностей.
Важнейшим звеном, органически соединяющим социальную работу и антропологию, является социальное пространство, т. е. социально освоенная часть природного богатства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека. К социальному пространству относится все, что непосредственно обеспечивает защиту социальных интересов человека и реализацию социальных потребностей граждан, мотивирует или блокирует раскрытие сущностных сил социума. В этой связи очень важным фактором, способствующим нормальному развитию социума, является сохранение природного богатства, чистоты атмосферы, которая влияет на физическое и психическое здоровье человека, а также на генофонд человеческих популяций в целом. Таким образом, социальное пространство органически связывает интересы социальной работы, антропологии и социальной экологии [14, с. 20] Другие аспекты связи антропологии и социальной работы рассматриваются в следующих главах данного пособия.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какое место занимает антропология в системе наук о человеке? 2. Дайте характеристику объекта и предмета антропологии. 3. Какие направления антропологии Вы знаете? 4. Когда были сокращены исследования в области антропологии и других наук о человеке в нашей стране, и каковы причины актуализации антропологических исследований в условиях современной России? 5. Какое применение находят результаты антропологических исследований в практической деятельности людей? 6. Раскройте значение антропологии для теории и практики социальной работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антропология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 272 с. 2. Барулин В. С. Основы социально-философской антропологии / В. С. Барулин. – М.: Академкнига, 2002. – 455 с. 3. Григорьян Б. Т. Проблема философского осмысления научного знания о человеке / Б. Т. Григорьян // Человек в системе наук. – М.: Наука, 1989. – С. 35-42. 4. Гуйван П. Н. Проблема человека в истории философии. Часть 1. Философия древней индии, Китая и Греции: учебное пособие / П. Н. Гуйван; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2001. – 132 с. 5. Ионова О. Б. К проблеме предмета социальной антропологии / О. Б. Ионова, В. Д. Чеснокова // Вестник Московского университета Сер. 18. Социология и политология. – 2002. - № 4. – С. 167-173. 6. Как возможна единая наука о человеке? // Человек. – 2003. - № 6. – С. 59-69. 7. Как возможна единая наука о человеке? // Человек. – 2004. - № 1. – С. 49-60. 8. Клакхон К. К. М. Зеркало для человека: введение в антропологию / К. К. М. Клакхон; пер. с англ. под ред. А. А. Панченко – СПб.: Евразия, 1998. – 352 с. 9. Козлова Н. Н. Социально-историческая антропология: учебник / Н. Н. Козлова. – М.: Ключ-С, 1998. – 192 с. 10. Кравченко А. И. Социальная антропология: учебное пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М.: Академический проект, 2003. – 544 с. 11. Минюшев Ф. И. Социальная антропология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ф. И. Минюшев. – М.: -Академический проект; Фонд «Мир», 2004. – 288 с. 12. Мысливченко А. Г. Идея создания целостной концепции человека / А. Г. Мысливченко // Человек в системе наук. – М.: Наука, 1989. – С. 43-49. 13. Налимов В. В. Возможно ли учение о человек в единой теории знания? / В. В. Налимов // Человек в системе наук. – М.: Наука, 1989. – С. 82-91. 14. Павленок П. Д. Введение в профессию «Социальная работа»: курс лекций / П. Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 174 с. 15. Семёнов В. С. Уроки XX века и путь в XXI век: (социально-филос. анализ и прогноз) / В. С. Семёнов. – М., 2000. – 411 с. 16. Смирнов С. А. Современная антропология / С. А. Смирнов // Человек. – 2003. - № 4. – С. 86-94. 17. Теория социальной работы: учебник / под ред. Е. И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1998. – 334 с. 18. Хасанова Г. Б. Антропология: учебное пособие / Г. Б. Хасанова. – М.: КНОРУС, 2004. – 240 с. 19. Хомутов А. Е. Антропология / А. Е. Хомутов. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384 с.
Тема 2 АНТРОПОГЕНЕЗ
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.156.161 (0.009 с.) |