![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ЛЕКЦИЯ № 80. Умственное воспитание
Под умственным воспитанием подразумевается целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления учащихся. Под умственным развитием можно понимать процесс развития умственных сил и мышления, происходящий в результате всей суммы возможных жизненных влияний и воздействий. В определение умственного воспитания и развития входят понятия «мышление» и «умственные силы». Мышление представляет собой опосредованное и обобщенное познание человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях, является продуктом деятельности мозга. Различают виды мышления: 1) логическое; 2) абстрактное; 3) обобщенное; 4) теоретическое; 5) техническое; 6) репродуктивное; 7) творческое. Логическое мышление характеризуется: 1) овладением приемами логической обработки знаний, т. е. установлением обобщенных связей между новыми знаниями и ранее изученным материалом, приведением их в определенную упорядоченную систему; 2) умением давать определение понятий; 3) овладением приемами рассуждения, доказательства, опровержения, выведением заключений, выдвижением предположений (гипотез, прогнозов). Абстрактное мышление – умение человека отвлекаться от несущественных, второстепенных, признаков, выделять общие и существенные и на этой основе формировать абстрактные понятия. Обобщенное мышление характеризуется умением находить общие принципы или способы действия, распространяемые на определенную группу явлений. Теоретическое мышление характеризуется: 1) способностью к усвоению знаний высокого уровня обобщенности; 2) пониманием научных основ и принципов развития тех или иных областей знания. Техническое мышление предполагает понимание научных основ и общих принципов производственных процессов, психологическую готовность человека к работе с техникой. Репродуктивное мышление связано с актуализацией усвоенных знаний для решения задач известного типа или выполнения действий в знакомых условиях. Творческое мышление – самостоятельное решение человека новых, ранее не известных ему задач, которое совершается как с опорой на уже известные ему знания, так и с привлечением новых данных, способов и средств, необходимых для их решения.
Под умственными силами понимается определенная степень развитости ума, делающая человека способным к накоплению знаний, совершению основных мыслительных операций, овладению определенными интеллектуальными умениями. Задачи умственного воспитания: 1) накопление фонда знаний как условие мыслительной деятельности; 2) овладение основными мыслительными операциями; 3) формирование интеллектуальных умений, характеризующих интеллектуальную деятельность; 4) формирование диалектико-материалистического мировоззрения. Большую роль в достижении высокого уровня овладения фондом знаний играют: 1) личная целеустремленность человека; 2) выдвигаемые им перед собой цели, мотивы, побуждающие его к познавательной деятельности; 3) общеучебные умения; 4) выработка длительной интеллектуальной деятельности. Умственное развитие и умение мыслить предполагает овладение основными мыслительными операциями: 1) анализом; 2) синтезом; 3) сравнением; 4) классификацией.
ЛЕКЦИЯ № 81. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
Воспитание – это осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. Основа воспитания – социальное действие, которое М. Вебер определял как направленное решение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнеров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие. Отличительная черта воспитания состоит в том, что это процесс дискретный (прерывный) – т. е. ограничен местом и временем. Понятие «воспитания» многозначно, его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т. д. Воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений, в узком педагогическом смысле понимают как воспитательную работу, направленную на формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; в еще более узком значении – это решение конкретных воспитательных задач.
Наиболее общие явные функции воспитания: 1) планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей; 2) подготовка необходимого для развития общества «человеческого капитала», в достаточной мере адекватного общественной культуре; 3) обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры; 4) регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений с учетом интересов половозрастных и социально-профессиональных групп. По содержанию исследователи делят воспитание на: 1) умственное; 2) трудовое; 3) физическое; 4) нравственное; 5) эстетическое; 6) правовое; 7) половое; 8) экономическое; 9) экологическое. По институциональному признаку можно выделить: 1) семейное воспитание; 2) религиозное воспитание; 3) социальное воспитание; 4) дизсоциальное воспитание. Воспитание – это многофакторный процесс, т. е. на него оказывает влияние не только образовательные учреждения, но и семья, общество и все его воспитательные институты. Поэтому к воспитанию применяют принцип комплексного подхода – объединение всех воспитательных сил. В образовательном процессе действия воспитателя (учителя, педагога) целенаправленны. Результаты и эффективность воспитания в условиях современного общества готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию). В образовательном процессе проверка результатов воспитания проводится различными путями: 1) анализ ответов на прямо поставленные вопросы; 2) оценочные суждения (на примере какой-либо ситуации из жизни или из книги); 3) сочинения на свободную тему («Мой идеал», «Что такое нравственность?» и т. п.); 4) диспуты и дискуссии на тему, выбранную воспитателем; 5) личная беседа учителя с учеником.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.008 с.) |