![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Показатели мониторинга реализации национальной образова-тельной инициативы «Наша новая школа»
Приведенные в табл. 2.2 данные мониторинга реализации нацио-нальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Санкт-Петербурге показывают, что к 2014 году по итогам четырехлетнего периода увеличились все показатели, связанные с развитием государ-ственно-общественного управления образованием. Представленные региональные данные подтверждают содержательные результаты и основные эффекты, отмеченные по итогам анализа процессов развития в России государственно-общественного управления образо-
Глава 2. Современные подходы к управлению школой ванием после 1992 года. Это свидетельство изменений содержания управленческой деятельности в школах и повышения ее эффектив-ности. Перспективным направлением развития государственно-обще-ственного управления образованием является закрепление успешных практик в учреждениях уже их реализующих и распространение этих практик во всей системе образования. Общая задача может быть определена как перевод используемых средств государственно-общественного управления образованием из инновационного режима частных практик в режим функционирования во всей российской образовательной системе.
Вопросам влияния инновационной деятельности на качество образования и управления, на общее изменение школьной органи-зации посвящено много работ. При развитии инновационного проекта и включения школы в новые проекты происходит изменение всех составляющих ее практики, т. е. обеспечивается развитие школьной организации. При включении школы в инновационные проекты, транс-формируется ее организационная культура, что позволяет по-новому решать широкий спектр задач. В этой связи особую ценность представляют проекты, направленные на совершенствование управ-ленческих процессов.
В рассматриваемом вопросе исследователи особое внимание уделяют изучению и анализу школьных управленческих практик. Ф.Э. Шереги и В.И. Савинков утверждают, что «прогноз развития образования, опирающийся на его онтогенетическую функцию и посему носящий объективный характер, можно произвести, только опираясь на эмпирические показатели» [44, с.182]. Существующие школьные практики управления с точки зрения научного анализа не только могут быть обобщены, но и могут стать основой для выработки рекомендаций по их обновлению на основе различных научных подходов.
Обзор направлений инноваций в сфере управления школьной организацией и примеры разработок по этой проблематике позволяют утверждать, что в настоящее время возрастает значимость научно обоснованных подходов в управлении и адаптации возможностей таких подходов применительно к условиям конкретной организации.
Это позволяет:
• укрепить базовые основания управления;
• обновить управленческие практики;
• выстроить систему изменений образовательного процесса для повышения его качества.
2. Средства управления школьными организациями
Опережающие изменения в управлении во многом обусловлены инновационной активностью школьных организаций. По мнению А.М. Моисеева, посредством инновационной деятельности многие школы обеспечивали в 1990–2010-х годах свое поступательное развитие
и предопределили свою нынешнюю успешность. Это делает потребность такой работы приоритетной и ее «следует культивировать и развивать» [26, с. 25]. Это очень важно, так как «любые изменения в образовательной системе школы происходят за счет освоения и внедрения новых образо-вательных идей, моделей или технологий», т. е. «проблема качества инновационной деятельности школы сегодня не менее актуальная, чем проблема качества образования», и для решения обозначенной проблемы велика роль управления и управленческих новаций [41, с. 293].
Необходимо отметить, что инновационные преобразования в системе образования не самоорганизованны. Для их инициирования
и внедрения требуются специальные действия, условия и ресурсы. Совокупность этих условий определяет инновационную инфраструктуру системы образования. Такая инфраструктура должна способствовать проявлению инноваций на уровне образовательных учреждений (их объединений), обеспечивая их инновационный поиск и популяри-зацию получаемых результатов. В целом функциональная нагрузка инновационной инфраструктуры в системе образования заключается в реализации условий воспроизводства инноваций. Инновационная инфраструктура системы образования активно формировалась и разви-валась в 1990–2000-х годах. В ней представлены инновационные учреж-дения, мероприятия и проекты, система материально-технической и информационной поддержки учреждений и проектов. В инновационной инфраструктуре может быть выделено несколько основных элементов:
• инновационные учреждения, статусы которых зафиксированы в федеральной и региональной законодательной и нормативной правовой базе;
• конкурсы инновационной направленности для образова-тельных учреждений; • специализированные образовательные мероприятия. Организация инновационной деятельности в системе образо-
вания и формирование инфраструктуры для ее обеспечения характери-зуется противоречиями:
• между потребностью в создании соответствующей норма-тивной правовой базы и оперативностью (опережающем характере) ее разработки;
Глава 2. Современные подходы к управлению школой • между необходимостью постоянной инновационной деятель-ности и недостаточной подготовленностью к ней педагогов и руко-водителей;
• между стремлением педагогов и руководителей к разработке
и внедрению инноваций и неумением адаптировать имеющиеся новшества к условиям своего учреждения.
Практики инновационных организаций демонстрируют позитивные изменения различных сторон образовательной и управлен-ческой деятельности. Например, интересен опыт и многообразие резуль-татов 15-летнего проекта «Школы-лаборатории» Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, сформиро-вавшего во многом уникальную систему инновационного сетевого взаимодействия школ и учреждения дополнительного профессио-
нального образования (http://spbappo.ru/ и http://www.schoollabspb. okis.ru/). Обновление управленческих практик в Лицее г. Абакана на основе использования технологии проектных команд как разно-видности модульной технологии управления, позволяет обеспе-чивать существенное повышение качества обучения лицеистов (http:// festival.1september.ru/articles/314005/). Реализация инновационного проекта в школе № 24 (г. Старый Оскол) обеспечила построение модели стратегического управления, включающей комплексную программу стимулирования социальной активности школьных педагогов. Опыт лицея № 97 (г. Челябинск) свидетельствует, что инновационная актив-ность становится катализатором изменений управления учреждением. В публикациях об опыте школы подчеркивается, что в процессе иннова-ционной деятельности в проектные команды объединяются наиболее квалифицированные педагоги, и такие команды становятся составной частью системы внутришкольного управления.
Инновационные образовательные организации работают в соответ-ствии с нормативной правовой базой и на основе идей, содержащихся в программах и проектах развития образования. В настоящее время количество инновационных образовательных организацией в регионах достаточно велико, хотя их доля меньше, чем была в 1990-х годах: например, в 2013 году в Ярославской области – 34%, в Санкт-Петербурге – 25%. Как новая тенденция, проявившаяся к концу 2000-х годов, может быть обозначена практика принятия решений в ряде регионов (Воронежская, Иркутская, Ленинградская, Нижегородская, Рязанская и Сахалинская области, Республика Удмуртия) об осуществлении иннова-ционных проектов школами, объединенными в сети. Такие решения
2. Средства управления школьными организациями представляются перспективными, так как позволяют решить проблемы, которые еще в 2009 году были выделены в рамках одного из проектов в системе образования Владимирской области. Сетевая форма органи-зации инновационных проектов обеспечивает преодоление затруднений
в организации опытно-экспериментальной работы и обеспечивает реализацию учреждениями опытно-экспериментальных программ с учетом социально-образовательной ситуации.
Целенаправленная и системная организация инновационной деятельности обеспечивает прозрачность всех процедур для ее участ-ников и рост инновационной активности. В Санкт-Петербурге в 2013–2015 годах это способствовало увеличению количества заявок образовательных организаций на осуществление инновационной деятельности и росту сети региональных инновационных площадок
(табл. 2.3).
Таблица 2.3
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.217 (0.018 с.) |