Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дети – жертвы преступлений, жестокости и насилия. Проблемы гибели детей
Защита прав и законных интересов несовершеннолетних – одна из основных задач, стоящих перед правоохранительными органами нашей страны. Подразделениями Следственного комитета Республики Беларусь по возбужденным уголовным делам в 2015 году признаны пострадавшими 9 256 лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, из них 6 168 – дети до 14 лет. Анализ статистических данных свидетельствует, что в 2015 году на 19,7 % увеличилось количество детей и подростков, пострадавших от преступлений, (с 7 730 до 9 256). Удельный вес таких лиц от общего числа пострадавших в 2015 году составил 13,6 %. Из них 82,8 % несовершеннолетних признаны пострадавшими в результате уклонения родителей от содержания детей. Количество таких преступлений увеличилось на 18,4 % (с 6 547 до 7 753). Несовершеннолетние признаны пострадавшими в результате: совершения краж – 473 (дети до 14 лет – 91), убийств – 16 (дети до 14 лет – 10); причинения смерти по неосторожности – 7 (дети до 14 лет – 6); умышленного причинения тяжкого телесного повреждения – 11 (дети до 14 лет – 1); умышленного причинения менее тяжкого телесного повреждения – 21 (дети до 14 лет – 2); причинения тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения по неосторожности – 9 (дети до 14 лет – 7). Особую тревогу вызывают случаи, при которых дети являются жертвами тяжких и особо тяжких преступлений. В 2015 году 299 несовершеннолетних стали жертвой указанного уголовно наказуемого деяния (в 2014 – 241), 165 из которых связаны с половой неприкосновенностью или половой свободой. Довольно широкое распространение в стране получили уголовно наказуемые деяния, предусмотренные статьей 168 УК, т.е. половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (2010 – 62 жертвы, 2011 – 46, 2012 – 70, 2013 – 145, 2014 – 74), в 2015 году – 138 несовершеннолетних. Проведенный анализ уголовных дел по таким преступлениям, как развратные действияв в отношении несовершеннолетних, свидетельствует о нестабильности таких преступлений (2009 – 34, 2010 – 14, 2011 – 15, 2012 – 17, 2013 – 34, 2014 – 39, 2015 – 29). Наблюдается системность привлечения к уголовной ответственности за названные противоправные деяния педагогов, родителей и опекунов. Большую часть тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных по отношению к детям, составляют насильственные действия сексуального характера (2009 – 60; 2010 – 34, 2011 – 54, 2012 – 100, 2013 – 103, 2014 – 96), в 2015 году – 113 пострадавших несовершеннолетних.
Необходимо отметить, что преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних носят латентный характер. При этом рост их количества произошел вследствие возросшего доверия граждан к сотрудникам правоохранительных органов. Кроме того, повысилась активность органов внутренних дел в выявлении таких преступлений, в том числе путем совершенствования форм и методов служебной деятельности в данном направлении. По итогам 2015 года зарегистрировано увеличение количества несовершеннолетних – 41 человек, признанных пострадавшими в результате угрозы убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества (2009 – 70, 2010 – 61, 2011 – 54, 2012 – 28, 2013 – 25, 2014 – 32). Жертвами истязаний в 2015 году признано 11 детей (2009 – 26, 2010 – 11, 2011 – 17, 2012 – 11, 2013 – 4, 2014 – 11). Стоит отметить, что все указанные преступления совершены законными представителями пострадавших. К сожалению, имеются случаи, когда в результате преступлений гибнут дети (в 2015 году – 33 несовершеннолетних, в 2014 – 45). Ежегодно значительное число детей погибает в результате преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. В 2015 году в республике было зарегистрировано 361 дорожно-транспортное происшествие, в которых 12 детей погибло (2014 – 30), 372 ребенка получили ранения (2014 – 434), при этом 58,3 % погибших в ДТП детей являлись пассажирами транспортных средств, 41,7 % – пешеходами. В последние годы обращает на себя внимание устойчивая тенденция к распространению так называемого пассивного посягательства на права и интересы ребенка со стороны родителей или иных законных представителей, выражающегося в злостном невыполнении соответствующих обязанностей. В сложившейся обстановке крайне важное значение приобретает своевременное выявление семейного неблагополучия, при необходимости изъятие из таких семей детей, их социальная поддержка и принятие мер по нормализации обстановки, а также защита законных интересов детей, выявление и привлечение к ответственности лиц, не исполняющих обязанности по их воспитанию.
С целью предупреждения насилия в семье ОВД используется такая мера профилактического воздействия в отношении лиц, страдающих алкогольной зависимостью и на почве пьянства нарушающих общественный порядок и права других граждан, как направление их в лечебно-трудовые профилактории. В указанные учреждения в 2015 году направлено 8147 граждан (2014 ‑ 6586), из них 1 539 ‑ женщины (2014 ‑ 1435). С целью учета информации о насилии и жестоком обращении в отношении детей с 2015 года изменена форма ведомственной статистической отчетности Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Сбор данных о травмах дополнен случаями, причиной которых явилось насилие или жестокое обращение с детьми. За последние годы в нашей республике значительно изменилось отношение к детскому травматизму и его профилактике. На сегодня проблема решается на межведомственном уровне с привлечение широких слоев общественности. При этом сектор здравоохранения играет центральную координирующую роль, осуществляя мониторинг травматизма и его анализ, изучая его причины и механизмы, устанавливая приоритеты и привлекая к участию для выработки планов по профилактике другие секторы. В 2012 г. под руководством Министерства здравоохранения была разработана и утверждена Стратегия профилактики детского травматизма в Республике Беларусь. При поддержке Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь был подготовлен межведомственный проект международной технической помощи «Профилактика детского травматизма». Проект прошел все этапы согласования, был одобрен Советом Министров Республики Беларусь и зарегистрирован Министерством экономики Республики Беларусь. Цель проекта ‑ снижение к 2017 году на 10 % детской смертности, в том числе от внешних причин (включая дорожно-транспортный травматизм, утопления, отравления, падения, гибель на пожарах) и детской инвалидности, наступившей в результате последствий травм и других внешних воздействий. Благодаря принятым мерам и совместной работе всех заинтересованных Министерств и ведомств достигнуто существенное снижение показателя смерти детей от внешних причин. Так, за 2015 год смертность детей от внешних причин составила 8,8 на 100 тысяч детского населения, при 19,3 в 2010 году. Показатель снизился по сравнению с 2012 годом на 40 %. Впервые по итогам 2015 года в структуре детской смертности внешние причины сместились с первого места на второе. В структуре причин детской смертности несчастные случаи, травмы и отравления занимают 24 %; отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде – 27 %; врожденные аномалии развития – 16 %; болезни нервной системы – 10 %; новообразования – 6 %. В результате несчастных случаев за 2015 год умерло 159 детей (2014 ‑ 198 детей). С целью обустройства и оснащения ресурсного (учебного) центра по изучению основных причин возникновения чрезвычайных ситуаций с участием детей и практической отработке правильного алгоритма действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации (в г. Несвиже) закуплено оборудование: манекены-тренажеры (5 штук), интерактивные столы (2 штуки), персональный компьютер и принтер. На базе Ресурсного центра будет проводиться обучение учащихся учреждений общего среднего образования: изучение основных причин возникновения чрезвычайных ситуаций и практическая отработка правильного алгоритма действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
Для профилактики домашнего насилия в стране совершенствуется система социально-правовой защиты в семейно-бытовой сфере, осуществляется целенаправленная работа по предупреждению совершения новых правонарушений и защите потерпевших, в том числе и рамках проекта международной технической помощи «Повышение национального потенциала государства по противодействию домашнему насилию в Республике Беларусь», реализованного при содействии ЮНФПА, ЮНИСЕФ и МОМ. Проект содействовал укреплению потенциала в области противодействия домашнему насилию, особенно в отношении женщин и детей, и профилактику его проявлений путем повышения эффективности и устойчивости действующих систем правовой и социальной поддержки пострадавших от домашнего насилия, создания национальной модели межведомственной координации мер по борьбе с домашним насилием на региональном уровне (с участием органов внутренних дел, образования, труда, занятости и социальной защиты, организаций здравоохранения, местных исполнительных и распорядительных органов; общественных объединений); активизации участия молодежных и женских общественных объединений в работе по созданию в обществе атмосферы нетерпимости к домашнему насилию и оказанию поддержки пострадавшим от домашнего насилия как части системы комплексных мер по борьбе с домашним насилием; улучшения, систематизации и унификации системы информационного обеспечения мер борьбы с домашним насилием. В 2015 году завершилась реализация и проведена комплексная оценка эффективности деятельности в рамках совместного проекта по укреплению потенциала по противодействию домашнему насилию, особенно в отношении женщин и детей, в который были вовлечены ряд министерств, местных органов власти двух районов Брестской области (Кобринского и Каменецкого) и Московского района г. Бреста, а также ЮНФПА, ЮНИСЕФ и МОМ. В рамках проекта в учреждениях системы повышения квалификации профессиональных кадров образования, здравоохранения, социальной защиты и внутренних дел внедрены учебные курсы по профилактике и противодействию домашнему насилию. Изданы пособия для педагогов учреждений общего среднего образования по профилактике домашнего насилия в рамках факультативных занятий «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов и классных часов для 10-11 классов. Электронная версия пособий размещена на национальном образовательном портале www.adu.by/.
В целях профилактики, повышения уровня знаний о проявлениях домашнего насилия в отношении детей, а также противодействия его проявлениям продолжалась реализация информационной кампании «Детская без насилия». Для родителей и детей был разработан и распространен по всей стране информационно-просветительский пакет по проблеме насилия в отношении детей в семье, включающий брошюры для родителей по ненасильственным методам воспитания детей в возрасте от 0 до 18 лет, а также плакаты для детей и родителей. Все материалы доступны в электронном виде на специально созданном вэб-сайте http://detskaya.unicef.by/. В трех пилотных регионах (Кобринский, Каменецкий и Московский район г. Бреста) была продолжена работа по созданию межведомственной единой информационной системы по вопросам домашнего насилия в части, касающейся работы с семьями, воспитывающими детей. Компьютерная программа районной базы данных позволяет усовершенствовать межведомственное взаимодействие государственных органов и организаций района по вопросам выявления случаев жестокого обращения с детьми и неудовлетворения их основных жизненных потребностей, проведения социального расследования, организации и отслеживания в динамике реабилитационной работы с ребенком и семьей. База данных дает возможность хранить и обновлять информацию о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении, а также нуждающихся в государственной защите, а также материалы социального расследования случаев жестокого обращения с детьми и неудовлетворения их основных жизненных потребностей, включая случаи домашнего насилия. При содействии ЮНИСЕФ разработано программное обеспечение подсистемы «Единая система регистрации и учета сведений о лицах, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений» для Министерства внутренних дел, позволяющей автоматизировать процесс учета и обработки соответствующей информации, с отдельной подсистемой по несовершеннолетним. Одним из результатов реализованного проекта стало решение о разработке проекта Закона Республики Беларусь «О профилактике насилия в семье». Принятие такого закона будет способствовать улучшению ситуации с насилием в семье, а также выполнению рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка по результатам рассмотрения объединенного 3-го и 4-го периодического докладов Республики Беларусь о выполнении положений Конвенции ООН «О правах ребенка» и факультативных протоколов к ней и рекомендаций Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин, сделанных по итогам рассмотрения 7 периодического доклада о выполнении Республикой Беларусь положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В частности, последний рекомендовал Правительству Республики Беларусь осуществить все необходимые меры в целях предупреждения насилия в семье и борьбы с ним, включая принятие "законопроекта о предупреждении бытового насилия, закрепляющего конкретные права жертв на помощь, защиту и возмещение ущерба». ЮНИСЕФ принял активное участие в проведении международной экспертизы проекта Закона «О профилактике насилия в семье», в части защиты прав и законных интересов ребенка в ситуации домашнего насилия.
Учитывая особую уязвимость детей в отношении насилия вследствие их возраста, а также руководствуясь своим мандатом, ЮНИСЕФ предлагает в рамках общей профилактики насилия в семье уделить особое внимание защите прав и законных интересов ребенка в ситуации домашнего насилия. Результаты многочисленных исследований подтверждают, что если дети видят, слышат или же каким-либо другим образом сталкиваются с проявлениями семейного насилия, то это негативно отражается на их физическом, эмоциональном и социальном развитии, как в ранние годы, так и во взрослой жизни. Весной 2015 года ЮНИСЕФ совместно с Бюро ЮНЕСКО в Москве и Бюро ЮНЕСКО в Алматы провели в Минске региональное экспертное совещание по профилактике насилия в школе с участием представителей системы образования из 8 стран СНГ. На совещании прошло обсуждение методического пособия для руководителей и сотрудников (учителей, психологов, социальных педагогов и др.) учреждений общего среднего образования и учреждений профессионально-технического образования. В пособии представлена информация о природе и причинах насилия в учреждении, его видах и последствиях, вовлеченных сторонах. Особое внимание уделяется гендерному насилию. Пособие носит практический характер и предлагает организационные и воспитательные меры, а также алгоритмы действий руководства и персонала образовательного учреждения по реагированию на факты насилия и оказанию помощи пострадавшим. Данное пособие впоследствии было доработано, издано и направлено во все страны-участники совещания. Следующим шагом является адаптация пособия к национальным реалиям и издание его национальной версии в странах СНГ, в том числе и в Республике Беларусь[1]. В 2015 г. усовершенствовано программное обеспечение регистрации и обработки звонков, поступающих на детский телефон доверия для подростков на базе учреждения здравоохранения «Городской клинический детский психиатрический диспансер» в г. Минске, в которое интегрирован классификатор обращений, доказавший свою эффективность в Российской Федерации в рамках работы единого общероссийского номера. Органами управления образованием и учреждениями образования республики проводится системная работа, направленная на защиту детства, в том числе на защиту детей от насилия и жестокого обращения. В рамках республиканской профилактической акции «Дом без насилия» управлениями образования, отделами образования, спорта и туризма райгорисполкомов, учреждениями образования во взаимодействии с заинтересованными проведены классные, информационные часы по теме: «Как научиться жить без конфликта», «Жить и быть человеком», «Как не совершить ошибку…», «Семья и дети»; конкурсы семейного фото «Папа, мама, я – счастливая семья», диспуты, «круглые столы», лекции по профилактике насилия в семье с участием межведомственных структур (РОВД, ЦРБ). В Гомельской области в рамках областной акции «Шаг навстречу» организованы выходы информационно-пропагандистских групп в трудовые коллективы предприятий, организаций по теме предупреждения насилия в семье. С целью совершенствования профессиональных компетенций педагогов учреждений образования в вопросах профилактики семейного неблагополучия и насилия в отношении детей в рамках повышения квалификации в государственном учреждении образования» Гродненский областной институтов развития образования» проводятся занятия по темам: «Социально-психологическая помощь детям пережившим насилие», «Профилактика детского насилия» и др. В течение 2015 года обучено 53 педагога социального, 41 педагог-психолог. Тема «Профилактика детского насилия» включена в ежегодный семинар-тренинг «Успешное родительство» по подготовке тренеров для работы с родительскими группами для педагогов-психологов, педагогов социальных, классных руководителей учреждений общего среднего и специального образования. В учреждениях образования организована работа по выявлению несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению, с учётом их личностных особенностей, моделей поведения, признаков дисфункции и нестабильности семьи, негативных жизненных событий. В учреждениях образования ежегодно проводится месячник (декада) предотвращения суицидов (сентябрь), в ходе которого организуются информационно-образовательные акции по здоровому образу жизни, о смысле жизни, ее ценности. Специалистами социально-педагогической и психологической службы учреждений образования (далее – СППС) разработаны и доведены до сведения учащихся буклеты и памятки по здоровому образу жизни («Профилактика суицидального поведения», «Сохраняем психическое здоровье», «Тебе, ученик», «Я выбираю жизнь», «Берега жизни», «Как преодолеть стресс», «Выбор за тобой» и др.). Педагогам и родителям предложены материалы по раннему выявлению и профилактике суицидального поведения («Индикаторы суицидального риска», «Приметы, факторы и предпосылки суицидального поведения», «Факторы суицидального риска», «Советы родителям на каждый день», «Этот трудный подростковый возраст» и др.). Проведены тематические родительские собрания по вопросам психического здоровья подростков с привлечением педагогов-психологов районных Социально-педагогических центров. Учреждениями образования Гомельской области ведется целенаправленная работа по профилактике и предупреждению суицидальных действий. С этой целью проводятся мероприятия с участием представителей Белорусской православной церкви, специалистов здравоохранения, организуются недели и месячники профилактики суицидов. Педагоги-психологи сопровождают детей в кризисных ситуациях, знакомят педагогов, родителей с признаками и факторами суицидального поведения, антисуицидальными факторами; проводят консультирование родителей по вопросам взаимоотношений с детьми, групповые занятия с учащимися по профилактике школьной дезадаптации; обучают родителей, подростков навыкам снятия стресса, конструктивного решения конфликтных ситуаций и др. Разработана нормативная и методическая документация по профилактике суицидов среди несовершеннолетних; сформированы банки данных неблагополучных семей, семей, находящихся в социально опасном положении. Организован ежедневный мониторинг посещаемости учащимися учебных занятий. По каждому случаю пропуска занятий по неуважительной причине администрация, классные руководители, педагог социальный незамедлительно (в течение 1-2 часов) устанавливают причину отсутствия учащегося на занятиях. В рамках заседаний методических объединений для педагогов-психологов, педагогов социальных, классных руководителей проведены семинары по профилактике суицидального поведения подростков с участием наркологов, психологов, представителей областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья В рамках Всемирного дня предотвращения самоубийств в учреждениях образования прошли профилактические мероприятия с учащимися по обучению основам аутогенной тренировки и эмоциональной саморегуляции, преодоления стресса, психологические игры, интернет-уроки «Весы жизни», «Все в твоих руках», «Мы выбираем жизнь!» и др., беседы со специалистами. В программах Брестской студии телевидения «Здоровье», «Утренний эспрессо», «ПРО-спорт» освещались темы, направленные на профилактику суицидальных действий детей и подростков, защиту прав и интересов детей, обеспечение их безопасности. В течение года в Гродненской области с целью определения причин и факторов, способствующих формированию суицидального поведения, по фактам попыток суицидов проведены служебные проверки управлением образования, отделами образования, спорта и туризма райисполкомов. В 2015 году управлением образования совместно с учреждением здравоохранения Гродненский областной клинический центр «Психиатрия-наркология» организовано и проведено четыре областных семинара для медицинских и педагогических работников по вопросам профилактики отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних и дальнейшей работе с ними, проведена межведомственная научно-практическая конференция для специалистов по работе с молодежью учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования, сотрудников ИДН, врачей-наркологов по вопросам совершенствования индивидуальной воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними. В программы повышения квалификации различных категорий педагогических работников государственного учреждения образования «Гродненский областной институт развития образования» включены занятия по теме: «Суицидальное поведение: особенности, мотивы, профилактика» (в течение 2015 года обучено 4,5 тыс. человек). В учреждениях образования проведены обучающие семинары, семинары-практикумы, тренинги для педагогов по вопросам раннего выявления детей и подростков с тревожно-депрессивными расстройствами и суицидальным риском, даны рекомендации по работе с ними. С целью укрепления психического здоровья детей и молодежи управлением образования совместно с факультетом психологии учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы» ежегодно проводятся: фестиваль практической психологии «Мир в психологии и психология в мире» (2015 г. ‑ тема фестиваля: «Психологическое благополучие человека в современном мире»), областной конкурс научно-исследовательских работ по психологии «XXI век как психозойская эра» среди обучающихся учреждений общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, студентов 1-2 курсов факультета психологии университета, Дни психологического здоровья «Гармония во мне, в семье, в обществе». Органами управления и учреждениями образования проводится постоянная работа с педагогическими кадрами, родителями и учащимися по профилактике насилия в отношении несовершеннолетних. В практике работы с учащимися активно используются такие формы профилактической работы, как круглые столы с приглашением специалистов органов здравоохранения, правоохранительных органов; правовые олимпиады; интерактивные игры, направленные на формирование законопослушного поведения, навыков безопасного поведения; правовые тренинги, тренинги нравственного совершенствования по теме: «Как научиться жить без конфликта», «Как не совершить ошибку», «Семья и дети» и др. Социально-педагогической и психологической службой учреждений общего среднего образования вводится в практику еженедельное проведение единых дней консультирования для родителей по проблемам воспитания детей, в рамках которых осуществляются беседы, посещение семей на дому. Проводятся родительские собрания в формах бесед, мини-тренингов, практикумов на темы: «Нравственные уроки семьи», «Половое созревание. Проблемы и решения», «В семье растёт дочь», «Конфликты отцов и детей» и др. В учреждениях образования создано информационное пространство (стендовая информация, информация на сайтах, брошюры, памятки, буклеты и т.д.) по предупреждению гибели учащихся на пожарах, дорогах, водоемах. Предусмотрены специальные информационные стенды для размещения оперативной информации по основам безопасности жизнедеятельности, представляемой в рамках межведомственного взаимодействия службами ГАИ, МЧС, ОСВОД и т.п. На интернет-сайтах учреждений освещаются вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних, семейных взаимоотношениях. Размещена информация о контактных телефонах лиц, к которым могут обратиться граждане в случае установления фактов семейного неблагополучия и насилия в отношении детей. В рамках оперативного контроля специалистами отделов, учреждений образования осуществляется проверка наличия светоотражающих элементов у воспитанников, учащихся. Работа по предупреждению гибели детей от внешних причин проводится в тесном сотрудничестве с общественными организациями. Совместные мероприятия с областными представительствами общественных организаций БРСМ, БРПО, Белорусского Общества Красного Креста, Белорусского детского фонда, Фонда мира, Совета ветеранов Великой Отечественной войны, Совета воинов-интернационалистов, Совета офицеров. Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее ‑ МЧС) проводит активную работу по развитию навыков безопасного поведения у детей и молодежи, направленную на формирование культуры безопасности в обществе и уменьшение гибели и травматизма детей в чрезвычайных ситуациях. Проблема гибели детей от пожаров является актуальной для страны. В 2015 году от пожаров погибли 12 детей (2014 г. ‑ 14), из них в сельской местности ‑ 7 (58,3 %), в городах ‑ 5 (41,7 %). Анализ причин и условий пожаров с детской гибелью показывает, что основной причиной таких пожаров является шалость детей с огнем, а условием ‑ оставление детей без присмотра взрослыми. Кроме того, статистика свидетельствует о том, что группой наиболее подверженной гибели от пожаров являются дети дошкольного возраста (12 из 14 погибших на пожарах в 2014 году ‑ дети дошкольного возраста ‑ 85,7 %; в 2015 ‑ 8 из 12; 66,7 %), дети, находящиеся в социально опасном положении (10 из 26 погибших детей на пожарах в 2014-2015 гг. были признаны находящимися в социально опасном положении, что составляет 38,5 %). Учитывая особую важность данной проблемы, как в рамках обеспечения демографической безопасности страны, так и предотвращения трагедии в отдельно взятой семье, профилактика детской гибели от пожаров является одним из приоритетных направлений деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям. В целях предупреждения гибели детей от пожаров органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям совместно с заинтересованными субъектами профилактики, в т.ч. учреждениями образования, в 2015 году в 656,2 тыс. домовладениях (квартирах) семей, воспитывающих детей проведена профилактическая работа, в т.ч. в 77,5 тыс. многодетных семей. Проблемы предупреждения детской гибели от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обсуждались на заседаниях коллегий МЧС 23.01.2015 и 31.07.2015. Существенное влияние на повышении уровня противопожарной защищенности жилищного фонда семей, воспитывающих детей, многодетных семей оказала реализация комплекса мер по созданию безопасных условий жизнедеятельности таких семей включенных в Государственную программу устойчивого развития села на 2011-2015 годы, Национальную программу демографической безопасности на 2011-2015 годы в части оказания помощи в выполнении работ по установке, техническому обслуживанию и соединению в сеть автономных пожарных извещателей (АПИ), ремонту печей в домовладениях (квартирах) и другим профилактическим мерам предупреждения пожаров, травматизма и гибели людей от них. Учитывая, что в 2015 году реализация указанных государственных программ завершилась, а также эффективность проведенных мероприятий, по инициативе МЧС противопожарные мероприятия, направленные на предупреждение гибели детей от пожаров включены в Государственную программу «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь на 2016-2020 годы» (утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.03.2016 № 200). Зачастую неудовлетворительное противопожарное состояние квартир (жилых домов), в которых проживают дети, является причиной травмирования и гибели несовершеннолетних. В настоящее время вопросы отнесения несовершеннолетних к категории лиц, находящихся в социально опасном положении, регулируются постановлением Минобразования от 28 июля 2004 г. № 47 «Об утверждении инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» (далее ‑ постановление). Вместе с тем вопросы противопожарного состояния мест проживания детей в критериях и показателях социально опасного положения несовершеннолетнего (далее - критерии), утвержденных постановлением, не отражены. Указанное обстоятельство ограничивает уполномоченные органы и организации в принятии соответствующих правовых решений. В период с 2012 по 2015 год Минобразования совместно с МЧС подготовлены изменения и дополнения в постановление в части включения в критерии вопросов неудовлетворительного противопожарного состояния мест проживания несовершеннолетних. Дети – беженцы В Республике Беларусь создана целостная система правовой и социальной защиты лиц, ищущих убежище. В 2001 году Беларусь присоединилась к Конвенции о статусе беженцев 1951 года и Протоколу, касающемуся статуса беженцев, 1967 года и осуществляет защиту лиц, ищущих убежище, и беженцев в соответствии с названной Конвенцией и национальным законодательством. По состоянию на 01.01.2016 в Республике Беларусь состояло на учете 610 иностранцев, которым предоставлен статус беженца. Из них 14,9 % (91человек) составляли несовершеннолетние дети. 1 253 иностранцам предоставлялась дополнительная защита, из них, 369 подросткам. Наибольшее количество несовершеннолетних детей, которым предоставлена одна из форм защиты, проживали на территории г. Минска (101 ребенок или 22 % от общего количества несовершеннолетних иностранцев). В соответствии с частью третьей статьи 14 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее ‑ Закон) временно проживающие в Республике Беларусь несовершеннолетние иностранцы имеют право на дошкольное, общее среднее и специальное образование наравне с несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь. Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 года «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» внесен ряд дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь». Указом Президента Республики Беларусь от 30 августа 2014 года № 420 «О пребывании граждан Украины в Республике Беларусь» определено, что граждане Украины и лица без гражданства, проживавшие на территории Донецкой и Луганской областей Украины не менее года и прибывшие в Республику Беларусь для получения разрешений на временное или постоянное проживание, освобождаются от оплаты за медицинские услуги, оказываемые государственными организациями здравоохранения при проведении профилактических прививок у взрослых и детей, а также при диспансерном наблюдении за беременными женщинами. Согласно Закону Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь», несовершеннолетние иностранцы, которые ходатайствуют о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь, и несовершеннолетние иностранцы, которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита в Республике Беларусь, имеют право на образование и медицинское обслуживание наравне с несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь. В соответствии с законодательством при обращении иностранца, не достигшего возраста 18 лет, не состоящего в браке и прибывшего в Республику Беларусь без сопровождения законных представителей, изъявившего желание ходатайствовать о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь (далее – несопровождаемый несовершеннолетний иностранец), такой иностранец передается органам опеки и попечительства, которые в соответствии с Положением о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.05.2006 № 637, устанавливают над несопровождаемым несовершеннолетним иностранцем опеку или попечительство, обращаются от его имени в компетентные органы с ходатайством о защите и осуществляют иные меры по защите его прав и законных интересов. На период рассмотрения ходатайства о защите орган опеки и попечительства помещает несопровождаемого несовершеннолетнего иностранца в детское интернатное учреждение либо социально-педагогическое учреждение. Иностранцы, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, в том числе и несопровождаемые несовершеннолетние иностранцы, имеют все социально-экономические права, а также права в области образования и здравоохранения, которыми пользуются иностранцы, постоянно проживающие в Республике Беларусь. Кроме того, им предоставлено право на воссоединение семьи, получение денежной помощи, проживание в специально оборудованных местах, льготы при регистрации по месту жительства, а также право на судебную защиту наравне с гражданами Республики Беларусь. В соответствии с законодательством Республики Беларусь документом, удостоверяющим личность иностранца, которому предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, является удостоверение беженца. Указанное удостоверение выдается иностранцам, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, достигшим 14-летнего возраста, и иностранцам, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, не достигшим 14-летнего возраста, не состоящим в браке и прибывшим в Республику Беларусь без сопровождения законных представителей. Иностранцы, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, в том числе и несовершеннолетние, имеют право на получение проездного документа, дающего право на выезд из Республики Беларусь и въезд в Республику Беларусь и удостоверяющего личность владельца. Иностранцы, которым предоставлена дополнительная защита в Республике Беларусь, в том числе и несопровождаемые несовершеннолетние иностранцы, пользуются правами наравне с иностранцами, временно проживающими в Республике Беларусь. Они имеют права на медицинское обслуживание и трудоустройство наравне с иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь, им также предоставлено право на воссоединение семьи, проживание в специально оборудованных местах.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.199.51 (0.055 с.) |