Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наследуемость амплитудных параметров зрительных ВП
Амплитудные Коэффициенты Коэффициенты Показатель показатели корреляции МЗ корреляции ДЗ наследуемости При разных интен-
сивностях стимула: 1-й уровень -0,20 -0,21 0,00 2-й уровень 0,31 0,07 0,25 3-й уровень 0,40 0,02 0,39 4-й уровень 0,51 -0,04 0,52 Средние амплитуды:
Р100 - N140 0,59 0,36 0,35 N140 - P200 0,57 0,10 0,52 Крутизна наклона кри-
вой при росте интен- сивности стимула: P100 - N140 0,51 -0,04 0,52 N140 - P200 0,56 -0,10 0,60 Примечание. Таблица составлена по данным М. Бухсбаума [217]. Уровни интенсивности стимула даны по возрастающей; наследуемость оценива- лась по Хольцингеру (именно этот коэффициент использовал М. Бухсбаум).
Рис. 14.3. Зрительные ВП двух пар МЗ близнецов в ответ на четыре уровня световой интенсивности. В каждой паре ВП одного близнеца представлен сплошной линией, второго — пунктирной. Отметьте сходство латентностей пиков, волновой формы и измене- ний по мере роста интенсивности стимула. В паре 1 — слева — компонент Р100 N140 заметно возрастает по мере роста интенсивности стимула (augmenting), в паре 2 тот же компонент уменьшается (reducing) [217]. мере возрастания интенсивности влияние генотипа в амплитуде зри- тельных ВП проявляется все более отчетливо. Как подчеркивает автор, на втором или третьем уровне интенсив- ности происходило деление испытуемых на «увеличителей» и «умень- шителей», т.е. сохраняющих или изменяющих тип реагирования на усиление интенсивности стимула (рис. 14.3). Внутрипарное сопостав- ление наклона прямой, отражающей зависимость амплитуды ВП от силы раздражителя, выявило существенно большее сходство МЗ близ- нецов по сравнению с ДЗ. Таким образом, установлено, что крутизна наклона прямой, отражающей зависимость амплитуды ВП от силы раздражителя, в значительной степени контролируется генотипом. Генетическая детерминация индивидуальных различий по фено- мену «увеличения—уменьшения» подтвердилась и в семейных иссле- дованиях. Было установлено, что межиндивидуальные различия по данному признаку на 51-68% объясняются генетическими влияния- ми. Кроме того, по этому признаку наблюдается ассортативность в подборе супружеских пар, корреляции между супругами составляют 0,32 [218]. Психофизиологическая
сущность феномена «увеличения—уменьшения» не совсем ясна и требует более глубокого изучения. Не исключено, что в его
основе лежат некоторые общебиологические механизмы, отражающие «про- пускную способность» нервной системы при обработке информации. По-ви- димому, такие механизмы ограничивают способность человека и животных адекватно реагировать на стимулы при слишком значительном увеличении их интенсивности. Ограничения в «пропускной способности» сенсорных ка- налов ЦНС, накладываемые указанными механизмами, индивидуально вариа- тивны, и в их межиндивидуальную вариативность вносят существенный вклад генетические факторы. Так или иначе, но в изменчивости и зрительных, и слуховых ВП усиление интенсивности стимула приводит к более отчетливому про- явлению генетической обусловленности амплитудных параметров. Кроме модальности и интенсивности, стимулы могут различаться и другими особенностями — качественными и количественными. На- пример, зрительные стимулы могут иметь одинаковые физические параметры (освещенность), но разный рисунок и/или содержание. В частности, зрительные стимулы в виде шахматных полей, имея оди- наковую общую освещенность, будут иметь разный вид, определяе- мый размером ячейки. При этом ВП на шахматные паттерны с ячей- ками разных размеров также будут существенно различаться [134]. Изучение генетической обусловленности параметров ВП на сме- няющие друг друга шахматные поля с разными ячейками (обращае- мый шахматный паттерн) было проведено К.Б. Булаевой с соавтора- ми [219] в семейном исследовании. При анализе сходства между роди- телями и детьми, а также между сиблингами была установлена наследуемость амплитуд и латентностей ранних компонентов (интер- вал 0-100 мс) зрительных ВП на обращаемый шахматный паттерн. Показатели наследуемости для разных компонентов ВП варьирует от 0,28 до 0,88. Вызванные потенциалы изменяют свои параметры при предъяв- лении стимулов не только разной формы, но и разного содержания. Влияние содержательных особенностей стимула на генотип-средовые соотношения в изменчивости ВП исследовали Т.М. Марютина и
Т.Г. Ивошина [109] у взрослых близнецов применительно к 7 вариан- там стимулов (рис. 14.4). По порядку предъявления это были: вспышка; симметричная геометри- ческая фигура, не имеющая названия; комбинация букв ДМО; хаотический набор элементов, из которых складывалось изображение дома; слово ДОМ; рисунок дома; шахматное поле с ячейкой 20 минут. ВП регистрировались монополярно из 6 зон (02, C2, T5, Т6, F3, F4 по системе «10-20»). В зависимости от особенностей стимула менялись амплитуды и латентности компонентов ВП. Оценка внутрипарного сходства проводилась по волновой форме, латен- тностям и амплитудам всех компонентов ВП. По совокупности полученных данных было подсчитано 336 коэф- фициентов наследуемости, для сравнения ВП на разные стимулы ис-
пользовалась обобщенная ха- рактеристика — процент тех позиций, по которым внутри- парное сходство МЗ и ДЗ близ- нецов различалось статисти- чески достоверно. Такой при- ем позволил выявить интересный факт: максимум генетических влияний был ус- тановлен для параметров ВП на вспышку и шахматное поле (60 и 62% соответственно), ми- нимум — для ответов на се- мантические стимулы (рису- нок дома и слово ДОМ — 31 и 29%). Стимулы 2, 3, 4 полу- чили по 48, 50 и 45% соответ- ственно. Разложение фенотипичес- кой дисперсии латентных пе- риодов ВП обнаружило значи- Рис. 14.4. Зрительные ВП затылочной области в парах МЗ и ДЗ близнецов. тельную долю генетической Толстой линией обозначены ВП од- изменчивости в ответах на ного близнеца, тонкой — ВП другого вспышку и шахматное поле. близнеца. Числа — коэффициенты кор- В ответах на семантические реляции, иллюстрирующие динамику стимулы, напротив, отчетли- внутрипарного сходства ВП по волно- вой форме в целом (0—512 мс) в зави- во выступает влияние система- симости от вида стимула [132, гл. IV]. тической среды (табл. 14.2). Таким образом, роль гене- тической и средовой изменчи- вости в формировании инди- видуальных особенностей зрительных ВП существенно зависит от со- держания стимула. Предполагается, что в основе этих различий лежит разное физиологическое обеспечение элементарных сенсорных про- цессов и перцептивной деятельности, формирующейся в ходе освое- ния социального опыта. Итак, степень генетической обусловленности ВП проявляется по- разному в зависимости от модальности стимула, его интенсивности, графических и семантических особенностей. Иначе говоря, даже в психофизиологическом феномене — ВП, принадлежащем, условно говоря, к «индивидному» биологическому уровню в структуре инди- видуальности, соотношение генетических и средовых влияний зави- сит от особенностей переработки информации, т.е. от когнитивного уровня.
Таблица 14.2 Коэффициенты внутриклассовой корреляции и разложение (в %)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.11.165 (0.014 с.) |