![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И детьми (первое тестирование и повторное — через 10 лет)
Сравниваемые пары Биологически Биологически не связанные связанные О. х ус. М. х ус. О. x М. х Б.м. х род. род. отд. реб. Родитель и ребенок в первом
тестировании Векслер/Векслер 0,19 0,13 0,29 0,04 0,36 Бета/Векслер 0,08 0,10 0,09 0,14 0,23 Родитель в первом тестирова-
нии и ребенок — во втором Векслер/Векслер 0,10 0,05 0,32 0,14 0,39 Бета/Векслер 0,07 -0,02 0,26 0,19 0,26 Векслер/Бета 0,15 0,07 0,16 -0,01 0,78 Бета/Бета 0,08 -0,02 0,20 0,21 0,33 Количество пар 248-257 242-248 90-93 87-90 (а) Примечание. О., М. — отец и мать (усыновители); ус. — их приемные дети; род. — их родные дети (т.е. в той же семье); Б.м. — биологическая мать отданного на воспитание ребенка. Буква (а) означает, что родители тестировались разными ме- тодами: 21 человек — по Векслеру, 199-200 — по Бета.
15* 227 матерями, чем с приемными родителями (сравните два первых и са- мый правый столбцы), причем это сходство сохраняется в ряду лет, когда дети вырастают (см. результаты второго тестирования). А ведь эти матери имели контакты со своими детьми только в первые дни их жизни! В данном исследовании сопоставлялось и сходство IQ сиблингов — биологических и приемных. Оказалось, что в первом тестировании, когда дети были маленькими, корреляция в парах приемных сиблин- гов равна 0,11; приемные сиблинги с родными детьми своих усыно- вителей имели корреляцию 0,20; а родные между собой r = 0,27; во втором тестировании соответствующие корреляции были равны r= — 0,09; 0,05; 0,24. Иными словами, сходство по интеллекту прием- ных детей и между собой, и с родными детьми своих усыновителей падает до нуля, в то время как корреляции родных сиблингов оста- ются примерно теми же. Генетико-математическая обработка полученных результатов дала оценку наследуемости, равную 0,78. Это — наследуемость в узком смыс- ле, ее аддитивная часть (см. гл. I и IV), в отличие, например, от оце- нок, получаемых методом разлученных МЗ близнецов, где аддитив- ный и доминантный компоненты объединены и дают меру наследуе- мости в широком смысле, говорящую о причинах популяционной изменчивости. Дж. Лоэлин, И. Хорн и Л. Виллерман отмечают также, что генетические влияния на вариативность IQ с возрастом увеличи- ваются, и считают возрастную динамику генотип-средовых соотно-
шений одной из главных задач психогенетических исследований. В ка- честве второй задачи, решению которой могут помочь исследования приемных детей, они называют выяснение дифференцированных вли- яний семейной среды на интеллектуальное развитие членов семьи [321]. Второе крупное исследование приемных детей — Колорадский проект. Он тоже реализуется по полной схеме метода, включающей диагностику детей, их приемных и биологических родителей. Начался он в 1974 г. как большое лонгитюдное, мультивариативное исследова- ние, с минимизацией селективного размещения детей по семьям- усыновительницам и параллельной оценкой тех же параметров в кон- трольной группе обычных семей, подобранных в соответствии с экс- периментальной группой. В программу была включена детальная оценка семейной среды. В начале исследования участвовали 245 семей-усыновительниц и 245 биологических семей, детей тестировали в возрасте 1 года, 2, 3 и 4 лет (к возрасту 4 года осталось 183 и 166 семей соответственно). Планировалось исследовать этих детей по крайней мере до 16 лет, когда они смогут работать с теми же тестами, с которыми работали их родители за 15 лет до того (кроме биологических матерей тестирова- лись 20% биологических отцов отданных детей). У детей и родителей оценивался широкий спектр когнитивных и личностных черт, инте-
ресы и специальные способности, поведенческие проблемы, упот- ребление алкоголя и других средств и т.д.; были получены и разнооб- разные дополнительные сведения: рукость, предпочтения в еде, ис- тория семьи и т.д. При помощи видеосъемки регистрировали общение детей с родителями и между собой. Генетико-математический анализ полученных результатов дал сле- дующие оценки компонентов дисперсии IQ: доля наследственных факторов повышается с 0,08 в 1 год до 0,22 в 4 года, но доминирует средовая составляющая: 0,90 в 1 год и 0,74 — в 4 года. Эти результаты могут быть дополнены сопоставлением сходства в парах приемных сиблингов и в парах родных. В целом внутрипарное сходство у первых существенно ниже, чем у вторых (14 корреляций из 21). Например, сходство по интеллектуальному развитию в 1 и 2 года
между родными сиблингами оценивается корреляцией, равной 0,37 и 0,42, между приемными — 0,03 и 0,12; по обобщенным вербальным характеристикам в 3 года 0,11 и -0,05, в 4 года 0,42 и 0,17 и т.д. В целом, несмотря на некоторые исключения, генетически связан- ные дети — родные братья и сестры — более похожи друг на друга, чем приемные сиблинги, имеющие только общую среду. Более того, по данным Колорадского проекта, и межвозрастные корреляции по интеллекту (общему, вербальному и пространствен- ному) выше в группе биологических сиблингов, чем приемных [362]. Это говорит о том, что и переход от одного возрастного этапа к дру- гому контролируется скорее генетическими, чем средовыми факторами, Метод приемных детей открывает еще одну уникальную возмож- ность: он дает материал для суждений о взаимодействии генотипа и среды (гл. VI, VII) в вариативности психологических признаков у че- ловека. Как отмечалось, это взаимодействие можно изучать, только помещая животных с идентичными генотипами в разные среды или, наоборот, воздействуя одной и той же средой на известные своими различиями генотипы. Понятно, что в работе с человеком оба пути исключены. Но если дети, имеющие биологических матерей с поляр- ными психологическими чертами, наследственными по своему про- исхождению (или сами являющиеся носителями таковых), попадают в сходные условия в семьях-усыновительницах, это может рассматри- ваться как экспериментальная модель, говорящая о генотип-средо- вом взаимодействии. Например, в работе Л. Виллерман [451] показано, что интеллект прием- ных детей, попавших в семьи с одинаково хорошими условиями, существенно зависит от интеллекта их биологических матерей. Если последние имели IQ > 120 баллов, то около половины их отданных детей имеют столь же высо- кие оценки IQ и никто не имеет оценок ниже 95 баллов. Если же биологичес- кие матери, наоборот, имели сниженный (но в пределах нормы) IQ — 95 бал- лов и ниже, то их дети, попав в такие же хорошие условия воспитания, дают иное распределение баллов IQ: 15% их имеют тоже низкие оценки; осталь- ные — средние, но, главное, никто не имеет высоких.
Таким образом, фенотипи- ческое значение признака — в данном случае баллы IQ — за- висит от взаимодействия дан- ных генотипов с данной средой. Модель метода приемных детей позволяет понять самые разные варианты такого взаимодей- ствия: особенностей самого ре- бенка со средой; индивидуаль- ности его биологических роди- телей с той же средой; возрастную динамику этих вза- имодействий и т.д. Коротко разберем инфор- мативные примеры, приведен- ные на рис. 9.2-9.4. Напомним, методика ДОМ (гл. VI) вклю- чает четыре основные шкалы, полученные в результате фак- торизации, и одну обобщенную Рис. 9.2. Взаимодействие темперамен- оценку. Шкалы: Игрушки, Ма- та и среды. В 3 и 4 года эмоциональ- теринская включенность. По- ность, взаимодействуя с общей оцен- ощрение успехов (Encouraging кой домашней среды (генеральным Developmental Advance), Oгpa- фактором в методике ДОМ) предска- зывает IQ [по: 362]. ничение-Наказание. Из рис. 9.2 следует, что в зависимости от •—• Дети с высокой эмоциональностью. общей
оценки домашней сре- •- - •Дети с низкой эмоциональностью. ды дети с разной эмоциональ- ностью обнаруживают разный уровень интеллектуального развития, причем в 3 и 4 года эта зависи- мость имеет разную форму, особенно у детей с низкой эмоциональ- ностью. А по данным рис. 9.3 оказывается, что оценки интеллекта ре- бенка более стабильны в том случае, если их матери обладают более высоким нейротицизмом; рис. 9.4 говорит о том, что сходство IQ ро- дителей и детей существенно зависит от активности как черты ребен- ка: оно тем выше, чем выше активность; но это справедливо только для тех детей, чьи родители имеют высокий интеллект. Таким образом, выясняются многие конкретные факторы, опос- редующие и формирование индивидуального интеллекта, и его ста- бильность, и сходство по IQ родителей и детей. В Колорадском проекте реализована еще одна потенциальная воз- можность метода: экспериментально показана пассивная генотип-сре- довая корреляция, ранее лишь постулированная. Она оценивалась как отношение разности вариативностей признака у детей в биологичес-
ких и приемных семьях к его ва- риативности в биологических се- мьях. Такой показатель возможен, поскольку селективного размеще- ния детей по семьям-усынови- тельницам мет и вариативность когнитивных черт во всех трех группах родителей практически одинакова [362| (табл. 9.6). Как и предполагалось в тео- рии [3961, роль пассивной ГС-кор-
реляции с возрастом уменьшает- Рис. 9.3. Взаимодействие наслед- ся; в 4 года она ответственна ме- нее чем за ственности и возрастной стабиль- ности. 2% вариативности оценок против 11 % в 1 Стабильность IQ с 3 до 4 лет различна у год. Таким образом, межиндиви- дуальная детей, имеющих матерей с разным вариативность оценок общего интеллекта в нейротицизмом [по: 362]. •—• Биол.матери с высоким нейроти- значитель- ной мере определяется генетичес- цизмом. кой вариативностью. Иными сло- вами, •- -• Биол.матери с низким нейроти- различия между людьми по баллам IQ есть цизмом. результат не толь- ко обучения и воспитания, но и различий в их наследственности. Это не означает, что среда не иг- рает существеннейшей роли: реа- лизация индивидуальной нормы реакции будет разной в разной среде; причем, по-видимому, в изменчивости интеллекта большую роль играет индивиду- альная, а не общесемейная среда.
К факторам индивидуальной сре- ды, значимым для индивидуального развития, относятся и такие (формаль- ные, легко регистрируемые и стабиль- ные показатели, как порядковый но- мер рождения Рис.9.4. Сходство родителей и де ребенка, интервалы между рождениями пробанда и бли- тей IQ различается как функция активности ребенка [по: 362]. жайших к нему сиблингов, пол ребен- ка и т.п. В ряде работ показано, на- пример, что в •—• Дети с высокой активностью. многодетной семье имеется тенденция к снижению ин- •-• Дети с низкой активностью. теллекта с повышением номера рож- ния ребенка, причем * В этой части работы данные биологи- она больше выражена при малых промежутках между ческих и приемных родителей по рождением детей; поскольку определенным соображениям объединены
[362, с.241]. Таблица 9.6
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.221.105 (0.101 с.) |