Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определенных психологических характеристик
После того как определены параметры индивидуальной среды, уникальные для каждого ребенка, возникает следующий вопрос: ка- ковы связи между найденными параметрами среды и психологичес- кими признаками? Или, точнее: насколько значимы учитываемые параметры среды по отношению к исследуемому психологическому признаку? Например, в какой степени различия в переживаниях се- мейных событий или стилей воспитания соотносятся с личностными или психопатологическими чертами? В целом это новая область, ко- торую ученые только начали исследовать, однако уже полученные результаты свидетельствуют о том, что различия в переживаниях сиб- лингами, например, своей семейной среды определяют успешность их адаптации, которая, в свою очередь, является коррелятом многих психологических и психопатологических признаков [287]. Так, резуль- таты упоминавшегося проекта УСРП показывают, что негативное по- ведение родителей по отношению к одному сиблингу (независимо от того, как — нейтрально или положительно — относятся родители к другому ребенку) высоко коррелирует с развитием и проявлением у этого ребенка асоциального поведения и, в несколько меньшей сте- пени, депрессии [375]. Большинство выявленных закономерностей свидетельствуют о том, что неадаптивное поведение подростков связано в основном с нега- тивными, отвергающими стилями воспитания, принятыми родителя- ми. Корреляции его с противоположными тактиками воспитания, ска-
* Предиктор — статистическое понятие (заимствованное из регрессионного анализа), обозначающее независимую переменную, по которой предсказывается наличие другой, зависимой переменной — «отклика».
жем, такими, как родительская привязанность и поддержка, в сред- нем ниже или вообще отсутствуют. Эти результаты позволяют форму- лировать предположение о том, что негативность как стиль воспита- ния служит фактором риска, в то время как положительная тональ- ность воспитания (принятие и привязанность) не дает оснований для предсказания (т.е. не может быть предиктором) неадаптивного пове- дения в подростковом возрасте. Однако выводов о причинно-следственных отношениях корреля- ции сделать не позволяют. Иными словами, вопрос о том, являются
различные стили воспитания следствием или причиной асоциальнос- ти детей, остается открытым. Развивается асоциальное поведение од- ного из подростков в результате «использования» родителями нега- тивного стиля воспитания по отношению к нему (к ней) или, напро- тив, родительская негативность возникает в ответ на асоциальность поведения ребенка, проявившуюся по какой-то иной причине? Один из способов получения ответа на этот вопрос — проведение лонгитюдных исследований. Например, в рамках программы УСРП сбор данных был проведен повторно, спустя три года после первой встречи с семьями подростков. Предполагалось, что если причиной отклонений в поведении подростков служит негативность родительс- ких установок, то с течением времени, при накоплении негативнос- ти, должны возрасти и отклонения. И напротив, если неприятие со стороны родителей возникает как результат асоциального поведения ребенка, то изменения в поведении подростка будут предсказывать вызываемые этими изменениями изменения родительской установки. К сожалению, пока вопрос о причинно-следственной связи между родительской негативностью и поведением подростков не разрешен, Оказалось, что обе характеристики (поведение и родителей, и подро- стков) стабильны во времени: по истечении трех лет в поведении тех и других мало что изменилось. Данные, полученные в рамках генетических исследований различ- ных проявлений психопатологии, позволяют предполагать, что роди- тельские установки — скорее результат, чем причина девиантных форм поведения детей. Причиной же различий в поведении детей одной семьи служат гены. Сиблинги имеют в среднем 50% общих генов, а это одновременно означает, что (тоже в среднем) они и отличаются генетически друг от друга на 50%. Для надежного выделения средовых характеристик, принципиально важных для развития неадаптивного поведения, изучение индивидуальной среды должно быть включено в генетические исследования. Подобное включение позволит «развести» влияния уникальной среды и генетического несходства сиблингов.
Методологически это достижимо в рамках так называемых смешан- ных генетических методов. Например, проект УСРП был спланирован таким образом, что в его рамках одновременно исследовались МЗ и ДЗ близнецы, полные
сиблинги, полусиблинги (т.е. сиблинги, имеющие только одного об- щего родителя) и приемные, генетически неродные сиблинги. Ре- зультаты множественного генетического анализа связей между роди- тельской негативностью и неадаптивностью поведения подростков оказались достаточно неожиданными: большинство ассоциаций опос- редовалось генетическими факторами [352, 353]. Эти результаты сви- детельствуют о том, что различия в родительских установках по отно- шению к разным детям отражают генетически детерминированные психологические различия между детьми (например, генетически за- данные отличия по личностным характеристикам). Иными словами, гены и среда взаимодействуют в едином процессе формирования по- веденческого профиля «проблемного» ребенка. (Подробнее о типах совместных эффектов генов и среды см. в следующем параграфе.) В рамках того же множественного анализа был обнаружен ряд та- ких параметров уникальной среды, связи которых с поведением под- ростков генетическими факторами не опосредуются [352, 353]. Как уже говорилось, определение корреляций между различиями в пере- живаниях окружающей их среды у МЗ близнецов и их поведенческим профилем является прямым тестом значимости уникальной среды (по- лученные корреляции приведены на рис. 6.3). Значимые корреляции были получены между разными родительскими установками по отно- шению к МЗ близнецам и поведенческими (как асоциальными, так и депрессивными) характеристиками близнецов, оцененными по их
самоотчетам и опросникам, которые заполняли их матери. Вместе с тем анализ другого типа материалов, а именно видеозаписей (т.е. ана- лиз материалов, полученных методом наблюдения), свидетельствует о значимости средовых влияний на формирование признаков асоци- ального поведения и, наоборот, их несущественной роли в формиро- вании депрессии. Однако оценки этих влияний статистически значимо отличаются от 0 лишь в том случае, если при оценивании характеристик среды и поведенческого профиля использовался один и тот же источник (на- пример, когда сами подростки оценивали и негативность своих роди- телей, и собственную депрессию), Связь индивидуальной среды и по- ведения не обнаруживается, если сопоставляемые данные получают из разных источников (например, оценки родительских установок — из отчетов детей, а характеристики поведения детей — из отчетов матерей). Этот результат можно объяснить, во-первых, искажением данных в зависимости от того, из какого источника они получены (по-видимому, выбор респондента в контексте определения влияний уникальной среды — особый вопрос: может быть, им должен быть тот, кто является носителем этой среды?), и во-вторых, возможнос- тью того, что одни и те же характеристики среды оцениваются совер- шенно по-разному детьми и их родителями и, соответственно, имеют дифференцированное влияние на поведенческие характеристики. Ина- че говоря, возможно, что неадаптивное поведение действительно кор- релирует лишь с тем, насколько подросток оценивает установку своих
родителей по отношению к себе как более негативную по сравнению с их установкой по отношению к его (ее) сиблингу, а не с тем, насколь- ко негативна эта установка в действительности. Однако — и это важ- но — в обоих случаях речь идет о специфике индивидуальной среды. Результаты исследований последних лет привели ученых к заклю- чению, что люди выбирают (или создают) индивидуальную среду в соответствии со своей генетической индивидуальностью. Другими сло- вами, наш генотип определяет то, какую среду мы предпочитаем. Например, в психогенетических исследованиях последнего десятиле- тия ученые многократно «открывали» тот факт, что показатели сре- ды, изучаемые как признаки сходства и различия родственников, сами обнаруживают высокую генетическую составляющую в их изменчи- вости. Так, когда сравнивается сходство близнецов по показателям семейной среды, то выясняется, что сами эти показатели оказывают- ся более похожими в парах МЗ, чем в парах ДЗ, т.е. они частично как бы контролируются генами. Для обозначения этого феномена используется понятие «генотип-средовая корреляция» [302]. Для обозначения того фак- та, что один и тот же генотип может в разных средовых условиях реали- зоваться в совершенно разных фенотипах, используется понятие «гено- тип-средовое взаимодействие». Об этих понятиях речь уже шла ранее. Бо- лее детальному анализу их и посвящен следующий параграф.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.100.40 (0.018 с.) |