![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коррекция произношения звука Й.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Коррекция произношения звука Й. Индивидуальная работа с детьми дошкольного и
В пособии дается краткая характеристика звука Й, описываются наиболее распространенные дефекты произношения этого звука у детей дошкольного и младшего школьного возраста и методы постановки, автоматизации и дифференциации со звуком Л'. Предназначается для логопедов ДОУ, школ и медицинских учреждений. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие................................................................................................................................ 4 Характеристика звука Й............................................................................................................ 5 Занятие 1.................................................................................................................................... 7 Занятие 2.................................................................................................................................... 9 Занятие 3................................................................................................................................. 11 Занятие 4................................................................................................................................. 13 Занятие 5................................................................................................................................. 14 Занятие 6................................................................................................................................. 16 Занятие 7................................................................................................................................. 18 Занятие 8................................................................................................................................. 20 Занятие 9................................................................................................................................. 22 Занятие 10............................................................................................................................... 25 Занятие 11............................................................................................................................... 26 Занятие 12............................................................................................................................... 29 Занятие 13............................................................................................................................... 31 Занятие 14............................................................................................................................... 34 Занятие 15............................................................................................................................... 37 Занятие 16............................................................................................................................... 39 2. Дифференциация звуков Л' - Й......................................................................................... 42 Занятие 17............................................................................................................................... 42 Занятие 18............................................................................................................................... 43
Занятие 19............................................................................................................................... 46 Занятие 20............................................................................................................................... 48 Занятие 21............................................................................................................................... 50 Отрывки из стихов русских поэтов....................................................................................... 53
Предисловие В брошюре изложен опыт работы логопеда с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по коррекции произношения звука Й в Краснодаре и Москве. В своей работе авторы опирались на методику, разработанную М.Е. Хватцевым, О.В. Правдиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других специалистов отечественной логопедии. В пособии излагаются индивидуальные занятия по автоматизации звука Й и дифференциации звуков Л'-Й с использованием лексико-грамматического материала, развивающего речь ребенка. Работа по коррекции произношения звука Й рассчитана на 21 занятие: из них 16 по автоматизации звука Й и 5 — по дифференциации звуков Л'-Й. При работе с данным пособием необходимо иметь набор предметных картинок на звуки Л' и Й, а также сюжетные картинки на эти звуки из пособия: Т.Б. Филичева, Т.А. Каше «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста». Характеристика звука Й Артикуляция звука Й При произношении звука Й: губы приближены к резцам, углы рта отодвинуты назад; кончик языка упирается в нижние резцы; спинка языка поднимается и образует со средней частью нёба щель; мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость; голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Звук Й [ j ] врусской фонетической системе употребляется в двух значениях: 1) неслоговый мягкий звук — так называемая нисходящая йотация: ма й, ма й ка 2) слоговый звук, входящий вместе с гласными а, о, у, э в состав дифтонгов йа, йо, иу, иэ, обозначаемых йотированными гласными буквами я, ё, ю,е — так называемая восходящая йотация:
Характеристика звука Й согласный щелевой среднеязычный (средненебный)
сонорный (звонкий) мягкий
Нарушение произношения звука Й Йотацизм — а) отсутствие звука; б) искажение звука (в практике встречается крайне редко). Парайотацизм — замена звуками И, Л',3', X' при нисходящей йотации: при восходящей йотации:
Подготовительные артикуляционные упражнения [1] «Улыбка» с сомкнутыми губами. «Улыбка» с разомкнутыми губами. «Лопатка». «Накажем непослушный язык». «Киска сердится». Постановка звука Й (После устранения дефектов произношения свистящих, шипящих и соноров Р, Л, Р', Л'). I способ — по подражанию: а) путем отраженного и сопряженного проговаривания звука Й; б) от мягкого глухого звука X' с включением голоса с обязательным слуховым и тактильно-вибрационным контролем; в) от гласного звука И в сочетании с гласными А, О, У, Э с постепенным ускорением: иа-иа-иа — иа-иа-иа — йа-йа-йа ио-ио-ио — ио-ио-ио — йо-йо-йо иу-иу-иу — иу-иу-иу — йу-йу-йу иэ-иэ-иэ — иэ-иэ-иэ — йэ-йэ-йэ II способ — механический, используется в трудных случаях. Звук Й ставится с помощью шпателя или зонда от звука З: ребенок произносит слог за-за-за, в это время логопед зондом или шпателем нажимает на кончик языка, слегка приподнимая и отодвигая в глубь рта спинку языка: за-за-за ® зя-зя-зя ® йа-йа-йа АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Й, как правило, начинается с восходящей йотации. Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4 1. Артикуляционная и пальчиковая разминка, упражнения для профилактики нарушений зрения [2]. Занятие 5 Занятие 6 Занятие 7 Занятие 8 Занятие 9 Занятие 10 Занятие 11 Занятие 12 Заучивание скороговорки Андрей — воробей! Не гоняй голубей! Гоняй галочек Из-под палочек.
![]() ![]()
клей 7. Игра «Путаница» —преобразование деформированной фразы. Образец: Андрей, дверь, открой — Андрей, открой дверь. Анатолий, попугай, покупать, не — Анатолий, не покупай попугая. Евгений, голуби, гонять, не — Евгений, не гоняй голубей. Василий, песня, пой, звонкая — рассказ, Андрей, интересный, прочитай — Тимофей, мелодия, отгадай, весёлая — буря, окна, Юрий, после, настежь, открой — Китай, Аркадий, в, на, каникулы, побывай — 8. Игра «Телеграф» — деление слов на слоги с помощью хлопков (см. полные имена из упражнения 3). 9. Игра «Эхо» — выделение ударного слога (см. слова из упражнения 3). 10. Повторение скороговорки (упражнение 5). 11. Аппликация из геометрических форм «Воробей».
Образец: Занятие 13 Занятие 14 Занятие 15 Занятие 16 Занятие 17 Занятие 18 Занятие 19 Занятие 20 Занятие 21 Составление схем этих слов. 7. Выделение из стихотворения И.А. Бунина слов с мягким звуком Л': лес, зеленеет, колокольчики, зелёной, долинах
8. Игра «Эхо» — выделение в этих словах ударного слога. 9. Спряжение в настоящем времени:
Слушать до рассвета пение соловья в лесной чаще.
10. Изменение признаков по образцу (образование сравнительной степени прилагательных): зелёный лес — ещё зеленее кудрявый лес — ещё кудрявее тёмный лес — ещё темнее дремучий лес — ещё дремучее холодная погода — ещё холоднее свежий ветер — ещё свежее тёплая весна — ещё теплее длинный пояс — ещё длиннее светлая юбка — ещё светлее глупый ягнёнок — ещё глупее новая майка — ещё новее милый зайка — ещё милее белый зайка — ещё белее умный олень — ещё умнее храбрый мальчик — ещё храбрее фиолетовый колокольчик — ещё фиолетовее пугливый цыплёнок — ещё пугливее 11. Счёт —2 «20: иллюстрация к стихотворению
12. Рисование иллюстрации к стихотворению о весне И.А. Бунина (из упражнения 2). ВЕСНА Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом. А.А. Фет
ЖАВОРОНОК На солнце темный лес зардел. В долине пар белеет тонкий. И песню раннюю запел
Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверкая: — Весна пришла к нам молодая, Я здесь пою приход весны! В. А. Жуковский
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ Спи, дитя мое, усни! Сладкий сон к себе мани: В няньки я тебе взяла Ветер, солнце и орла. Улетел орел домой; Солнце скрылось под водой; Ветер после трех ночей Мчится к матери своей... А.Н. Майков * * * Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все — простор везде, Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь — И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... Ф.И. Тютчев
* * * Сторона моя родимая, Велики твои страдания, Но есть мощь неодолимая, И полны мы упования: Не пойдет волной обратною Волга-матушка раздольная, И стезею благодатною Русь помчится вольная! Н.П. Огарев
Вот моя деревня; Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой... И.З. Суриков СТЕПЬ Едешь, едешь — степь да небо, Точно нет им края. И стоит вверху, над степью, Тишина немая... И.З. Суриков
Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака...
С.А. Есенин
ЧЕРЕМУХА Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. С.А. Есенин
КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю. Тихо светит месяц ясный В колыбель твою. Стану сказывать я сказки, Песенку спою; Ты ж дремли, закрывши глазки, Баюшки-баю... М. Ю. Лермонтов
Белеет парус одинокий В тумане моря голубом — Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрипит; Увы! — он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! М.Ю. Лермонтов
ЗИМНИЙ ВЕЧЕР Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя; То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко постучит! А.С. Пушкин * * * Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса.
И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы... А.С. Пушкин
[1] См.: Коноваленко В.Д„ Коноваленко С.В. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика». - М., 1998. [2] См: Коноваленко С.В. «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет». - М., 1998. Коррекция произношения звука Й. Индивидуальная работа с детьми дошкольного и
В пособии дается краткая характеристика звука Й, описываются наиболее распространенные дефекты произношения этого звука у детей дошкольного и младшего школьного возраста и методы постановки, автоматизации и дифференциации со звуком Л'. Предназначается для логопедов ДОУ, школ и медицинских учреждений. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие................................................................................................................................ 4 Характеристика звука Й............................................................................................................ 5 Занятие 1.................................................................................................................................... 7 Занятие 2.................................................................................................................................... 9 Занятие 3................................................................................................................................. 11 Занятие 4................................................................................................................................. 13 Занятие 5................................................................................................................................. 14 Занятие 6................................................................................................................................. 16 Занятие 7................................................................................................................................. 18 Занятие 8................................................................................................................................. 20 Занятие 9................................................................................................................................. 22
Занятие 10............................................................................................................................... 25 Занятие 11............................................................................................................................... 26 Занятие 12............................................................................................................................... 29 Занятие 13............................................................................................................................... 31 Занятие 14............................................................................................................................... 34 Занятие 15............................................................................................................................... 37 Занятие 16............................................................................................................................... 39 2. Дифференциация звуков Л' - Й......................................................................................... 42 Занятие 17............................................................................................................................... 42 Занятие 18............................................................................................................................... 43 Занятие 19............................................................................................................................... 46 Занятие 20............................................................................................................................... 48 Занятие 21............................................................................................................................... 50 Отрывки из стихов русских поэтов....................................................................................... 53
Предисловие В брошюре изложен опыт работы логопеда с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по коррекции произношения звука Й в Краснодаре и Москве. В своей работе авторы опирались на методику, разработанную М.Е. Хватцевым, О.В. Правдиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других специалистов отечественной логопедии. В пособии излагаются индивидуальные занятия по автоматизации звука Й и дифференциации звуков Л'-Й с использованием лексико-грамматического материала, развивающего речь ребенка. Работа по коррекции произношения звука Й рассчитана на 21 занятие: из них 16 по автоматизации звука Й и 5 — по дифференциации звуков Л'-Й. При работе с данным пособием необходимо иметь набор предметных картинок на звуки Л' и Й, а также сюжетные картинки на эти звуки из пособия: Т.Б. Филичева, Т.А. Каше «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста». Характеристика звука Й Артикуляция звука Й При произношении звука Й: губы приближены к резцам, углы рта отодвинуты назад; кончик языка упирается в нижние резцы; спинка языка поднимается и образует со средней частью нёба щель; мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость; голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Звук Й [ j ] врусской фонетической системе употребляется в двух значениях: 1) неслоговый мягкий звук — так называемая нисходящая йотация: ма й, ма й ка 2) слоговый звук, входящий вместе с гласными а, о, у, э в состав дифтонгов йа, йо, иу, иэ, обозначаемых йотированными гласными буквами я, ё, ю,е — так называемая восходящая йотация:
Характеристика звука Й согласный щелевой среднеязычный (средненебный) сонорный (звонкий) мягкий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 1954; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.145.2 (0.18 с.) |