![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
М. В. Короткова М. Т. СтуденикинСтр 1 из 29Следующая ⇒
М.В. КОРОТКОВА М.Т. СТУДЕНИКИН ПРАКТИКУМ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Предисловие Предлагаемые рекомендации к практическим, семинарским и лабораторным занятиям по методике преподавания истории прежде всего направлены на формирование первичных умений, необходимых для работы в школе. Во время занятий предполагается углубление и закрепление теоретических знаний, полученных во время лекций. В связи с этим структура практикума отвечает логике лекционного курса, имеющего следующую примерную тематику.
Продолжение
Практикум содержит вопросы, устные и письменные задания для повторения и обогащения важнейших теоретических понятий и положений лекционного курса. Выполняются они как в аудитории, так и вне ее.
Задания по подготовке к занятиям указаны в конце каждой из 30 разработок под названием перспективное(ые) задание(я). Подготовка к занятиям предусматривает предварительное изучение рекомендованной к темам литературы. Для выполнения заданий в ряде случаев указаны не только названия книг, но и конкретные страницы, где содержится тот или иной материал. Часто даются ссылки на дополняющее данное пособие книгу «Методика обучения истории. Схемы. Таблицы. Описания», авторы М.В. Короткова, М.Т. Студе-никин. Структура занятия и время, отведенное на его этапы, могут быть примерно такими: проведение беседы по теории вопроса (15—20 минут), выполнение практических заданий (35—40 минут), обсуждение результатов работы (25—30 минут), задание к следующему занятию, ознакомление с литературой (5—10 минут). Задания практического характера для домашней работы во многих случаях даны с «большим запасом», что предоставляет возможность выбора. Ряд заданий выполняется целиком всей группой, а другие — по выбору индивидуально или небольшими группами.
В ходе практических занятий необходимо ознакомиться с новейшими достижениями методической науки, а также с различными вариантами стандартов обучения, программ, учебников, рабочих тетрадей и других пособий, научиться отбирать содержание исторического материала для изучения на уроках, применять нетрадиционные методы и приемы обучения истории, рационально планировать организацию деятельности учителя и ученика. В ряде случаев предстоит подготовить доклады и сообщения с учетом своих индивидуальных интересов и возможностей. Тематика этих докладов предполагает более углубленное изучение малодоступной, но представляющей научный и практический интерес методической литературы, ознакомление с передовым опытом учителей. Самостоятельное осмысление наиболее актуальных педагогических и методических проблем формирует у них навыки исследовательской деятельности, которые развиваются и совершенствуются на спецсеминарах по психолого-педагогическим дисциплинам. Особую часть данных разработок составляют рекомендации по организации и проведению лабораторных занятий в школе. Посещению уроков истории в школе предшествует предварительная подготовка. В ходе такой подготовки преподавателями даются специальные задания и составляется программа наблюдения урока по соответствующей тематике. Результаты наблюдения анализируются вместе с учителем в школе или на очередном практическом занятии. Такой опыт положительно себя зарекомендовал, поэтому авторы сочли возможным вновь воспроизвести некоторые рекомендации изданной в 80-е годы брошюры, подготовленной на кафедре методики преподавания истории МПГУ им. В.И. Ленина П.В. Горой и Ф.С. Кузнецовой. (Практические занятия по методике обучения истории в средней школе: Методические рекомендации. — М., 1986). Практические занятия призваны устранить типичные недостатки, встречающиеся на уроках начинающего учителя. Как правило, на первых уроках студенты и учителя: • затрудняются отбирать главное, основное; систематически отрабатывать базовые знания; • не имеют увязать содержание излагаемого материала с ранее изученным и последующим материалом; • объясняют материал с большим количеством мелких, излишних подробностей; • не умеют рационально распределить время урока, часто опрос затягивается и преобладает над объяснением нового материала; • не ставят целей по развитию интереса к изучению истории; игнорируют познавательные игры; • применяют однообразные типы уроков, формы обучения, виды деятельности; • не владеют системным подходом в работе со школьным учебником истории (над понятиями, именами, датами; с вопросами и заданиями, иллюстрациями, схемами и таблицами, историческими картами); • затрудняются при оценке учебной деятельности детей; на уроках оценок бывает очень мало или вообще нет, а если есть, то только отличные и хорошие; • не дают индивидуальных заданий, в том числе проблемного характера; • редко предлагают ученикам различные точки зрения на ту или иную проблему; не проводят дискуссий; • слабо продумывают совместную работу учителя и ученика на всех этапах урока; во время опроса чаще всего преобладает затянувшийся диалог;
• начав объяснение нового, забывают об учениках, продолжающих выполнять индивидуальные задания; • мало внимания обращают на выявление результатов своей преподавательской деятельности. На уроке не всегда просто бывает точно сформулировать и поставить вопрос. Поэтому можно услышать вопросы и задания такого типа: «Какие изменения произошли с конца Х века, после 875 года?», «Чем являлись праздники для древних славян?», «Оцените расстановку сил в окружении Сталина после его смерти» и т.д. Избежать этих и других недостатков поможет работа с данным практикумом при обучении преподаванию истории. Занятие 10. Планирование уроков истории Целью занятия является изучение принципов тематического планирования и его видов; по ходу преподаватель показывает, что планирование помогает учителю намечать целостную систему уроков по большим те- мам и разделам программного материала. Необходимо на основе ознакомления с учебно-методическим комплексом по истории и изучения конкретного содержания исторического материала в ходе практической работы научиться составлять тематическое планирование. План: 1. Общее понятие о тематическом планировании; виды тематических планов. 2. Учебно-методический комплекс по истории; ознакомление с комплексом наглядно-печатных средств обучения. 3. Составление тематического планирования. Литература Водянский А.М. Объединенное тематическое планирование (курсы истории СССР и новейшей истории) //Преподавание истории в школе. — 1991. — № 1. Ворожейкина Н.И., Студеникин М.Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории». — М., 1999. Гора П.В. Определение целей больших поурочных тем // Преподавание истории в школе. — 1977. — № 2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. ХХ век: Примерное тематическое планирование курса для IХ класса // Преподавание истории в школе. — 1995. — № 6. Захарова Е.Н., Старобинская Г.И., Фадеева Д.А. Планирование преподавания истории в 1993/1994 гг. — М., 1993. Историческое образование в современной России: Справочно-методичес-кое пособие для учителей / Сост. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Ко-роткова, И.Н. Ионов. — М., 1997. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории. Теоретический курс. Книга авторизованного изложения. — М., 1993. Методические рекомендации к педагогической практике для студентов исторического факультета. — М., 1994.
Примерное планирование курсов истории и предметов образовательной области «Общественные дисциплины». — М., 1996. Студеникин М.Т. Планирование курса «Рассказы по родной истории» // Преподавание истории в школе. — 1998. — № 4. Содержание занятия: 1. При изучении вопроса об общих представлениях о планировании исторического материала следует обратить внимание на роль тематического планирования в работе учителя истории, виды тематического планирования и принципы его составления. Можно обсудить следующие вопросы и задания: 1. Зачем учителю истории необходимо планировать учебный материал? 2. Выбе- рите из предлагаемого перечня те задачи учителя, которые ему нельзя выполнить без планирования: • равномерно и рационально распределить учебное время; • реализовать (использовать) необходимые внутрикурсовые и межпредметные связи; • выделить ключевые (стержневые) линии изучения материала в пределах отдельных тем и разделов; • охватить весь комплекс наглядно-печатных пособий и создать систему их использования на уроках; • разнообразить формы обучения, наметив различные типы уроков в пределах тем, разделов; • подготовить конспект урока. 3. Проанализируйте назначение каждого вида тематических планов • простой календарный план (название разделов, тем, количество часов и календарные сроки их изучения); • поурочный календарный план (разбивка по урокам в пределах больших тем и разделов); • расширенное поурочное планирование (основные вопросы и понятия, оборудование уроков, весь комплекс литературы, межпредметные и внутрикурсовые связи); • методические рекомендации по планированию материала (варианты изучения отдельных вопросов, познавательные задания, отдельные формы обучения); • методические поурочные пособия — расширенный вариант планирования. 4. Определите, какими путями в планировании отражается идея пре 2. Необходимо обратить внимание на понятие «учебно-методический комплекс» по предмету. Можно при этом использовать схему из книги «Методика обучения истории: Схемы. Таблицы. Описания». Вопросы и задания для обсуждения: 1. Назовите печатные демонстрационные наглядные пособия по предмету. Чем они отличаются друг от друга? 2. Во время лабораторных занятий узнайте, есть ли в школе объемные демонстрационные пособия? Как их применяет учитель? 3. Что вам известно о технических средствах обучения истории в школах? Чем отличаются звуковые, экранно-звуковые и экранные средства обучения? Приведите примеры. 4. Чем отличаются компоненты учебно-методических комплексов для среднего и старшего звена учащихся? 5. Зачем учителю надо знать содержание учебно-методического комплекса по курсам ис- тории? 6. Каким образом и когда учитель использует каждый компонент учебно-методического комплекса: при подготовке к уроку, в процессе преподавания, для дополнительного чтения и домашних заданий учащимся? 7. Какие новые компоненты появились в учебно-методическом комплексе в последнее время? Каковы тенденции развития комплекса?
3. Далее следует проведение практической работы по составлению тематического планирования (тема курса по выбору). Составить планирование поможет таблица:
Вопросы и задания к практической работе: 1. Какие общеисторические знания (факты, проблемы, идеи) вы планируете сформировать при изучении темы? Выделите блоки таких проблем в таблице. 2. Каким образом планируется осуществлять связи между отдельными уроками? Выделите проблемы, в основу изучения которых положена идея реализации внутрипредметных связей. Где, на каких уроках? 3. Как тема обеспечена наглядными и печатными средствами? Как вы предлагаете их сочетать и комбинировать? 4. Ваши предложения по оптимальному планированию темы и раздела. Задание: Подготовьте учебно-методический комплекс по одному разделу (теме) школьного курса истории, используя литературу и оборудование кабинета истории (в школе, колледже, вузе), изучив проблему по литературе из предлагаемого к практическому занятию списка. Итогом работы будет заполнение таблицы:
Пример учебно-методического комплекса по истории древнего мира смотрите в приложении № 4. Занятие 11. Концепции современного исторического образования (семинар) Целью занятия является рассмотрение проблемы современного исторического образования и поиски путей его совершенствования. План: 1. Цели исторического образования. 2. Недостатки концентрической и линейной систем исторического образования; направления его совершенствования. 3. Варианты структуры исторического образования. Литература Бацын В.К. О реформе исторического образования в современной российской школе // Преподавание истории в школе. — 1997. — № 8. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. — М., 1999. — С. 16—54. Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». — М., 1996. Историческое образование в современной России: Справочно-методичес-кое пособие для учителей / Сост. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Ко-роткова, И.Н. Ионов. — М., 1997. — С. 28—49. Каспаржак А.Г., Левит С.В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. — М., 1994. Линденберг К. Обучение истории. — М., 1997. Содержание занятия: 1. Необходимо обратить внимание на наиболее существенные вопросы концепции современного исторического образования: 1) цели обучения истории; 2) основные содержательные линии базового исторического образования; 3) соотношение отечественной и всеобщей истории в школьных курсах; 4) внедрение разноуровнего обучения предмету, сочетание базового и углубленного обучения истории. Результатом обсуждения этих проблем должно стать выявление основных тенденций развития современного исторического образования. 2. Задание: проанализируйте современную структуру исторического образования, сравните со структурой исторического образования в дореволюционной школе. Современная структура исторического образования Начальная школа Пропедевтические курсы отечественной истории и обществоз-нания. Основная школа 5 кл. — история древнего мира; 6 кл. — Россия и мир в средние века; 7 кл. — Россия и мир в новое время; 8 кл. — Россия и мир в новое время; введение в обществознание 9 кл. — Россия и мир в новейшее время; введение в обществознание (правовой курс). Полная средняя школа 10 кл. — Россия с древнейших времен до наших дней; история мировых цивилизаций; 11 кл. — Россия с древнейших времен до наших дней. Введение в обществознание: современный мир. Перспективное задание: Обратившись к приложению № 5, изучите «Московский региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений» (1988 г.). Текст 1 Рост Карла Великого в семь раз превосходил длину его ступней. Голова была у него округлая, глаза большие и очень живые, нос несколько больше умеренного, красивая седина, лицо привлекательное и веселое. Хотя шея была короткой и живот выдавался вперед, но соразмерность остальных частей тела скрывала эти недостатки. Походка была твердой, осанка была мужественной, голос звучный. Носил он простую одежду: льняную рубашку и тунику с каймой, штаны. Голени обертывал онучами, на ноги обувал башмаки. Зимой — плечи и грудь прикрывал меховой накидкой. Носил голубой плащ и меч с рукояткой из серебра или золота. Иностранной одежды не носил, но однажды по просьбе римского папы нарядился в тунику и башмаки по римской моде. На праздник одевался в затканные золотом одежды и обувь, осыпанную драгоценными камнями, плащ, застегнутый золотой пряжкой, и золотую корону с камнями. В прочие дни одежда его мало отличалась от одежды простолюдина. Обладая большим красноречием, он ясно выражал свои мысли. Не довольствовался одним языком, он прилагал старания к изучению языков иноземных. Латинский язык постиг как родной. Понимал по-гречески, изучал различные науки. До глубокой старости не знал усталости и болезней. Современников поражала его кипучая энергия. На его счету было 30 военных походов. Текст 2 Горы и море, ярко синие, напоминающие кристально чистый и прозрачный раствор ультрамарина в хорошую погоду, меняющий тысячи оттенков в непогоду, определяют характер пейзажа Греции. Каждый островок, каждая долина имели свой неповторимый облик. Здесь и стали складываться города-государства. Жизнь грека была неотделима от его полиса. Почвы Эллады в подавляющем большинстве малоплодородны и каменисты. Это толкало греков на поиски более плодородных земель, на поиски хлеба. Греки сроднились с морем. Они бороздили его во всех направлениях. Гористый рельеф местности, влажный средиземноморский климат обусловили характер растительного покрова Эллады. На склонах гор рос мелкий кустарниковый лес, в котором преобладали дуб, маслина, можжевельник, мирт, лавр, дикий орех, миндаль и олеандр. Греки использовали цветы и листья этих деревьев для изготовления эфирных благовонных масел. В кустарниковых зарослях пасли скот. Когда палящее солнце сжигало травы в долинах, то скот перегоняли высоко в горы на альпийские луга. И еще одну особенность Греции определяли горы. В горах добывали мрамор, серебро, медь. Глину добывали повсюду. Греки изготовляли из нее огромные сосуды — пифосы и амфоры, в которых хранили вино и оливковое масло. Текст 3 Каменный замок — крепость с островерхими башнями и толстыми стенами, словно неприступное гнездо хищной птицы, господствует над широкой равниной. Его строгие контуры видны издали. Они четко выступают на фоне неба и окрестных зеленых полей. Куда бы ни ехал и ни шел крестьянин, откуда бы он ни возвращался, он видел все ту же заслоняющую горизонт, каменную громаду, вечно напоминающую о грозной силе феодала. Не раз в час справедливого крестьянского гнева обитатели замка укрывались за крепкими двойными стенами. Ни камень, ни стрела не могли пробить брешь в толстых стенах надежной крепости. Подолгу отсиживались в неприступной своей твердыне феодал, его вассалы и его челядь, имея в своем распоряжении запасы оружия, припасов, колодец и кладовые. Попробуй преодолеть наполненный водой ров, дубовый подъемный мост на крепких цепях, окованные железом дубовые ворота, опущенную решетку внутри ворот, горячую смолу и кипящую воду, льющиеся со стен. На памяти крестьян и те страшные дни, когда из настежь растворенных ворот замка выезжал отряд рыцарей, закованных в латы, готовых истязать и убивать безоружных жителей деревни. Текст 4 Меч — древнее славянское оружие. При раскопках мечи находят в больших и богатых курганах. В погребениях менее богатых мечи обычно отсутствуют: там находят копья. Ковали мечи на Руси с Х века. Часто употребляемый эпитет к мечу — «булатный», то есть стальной. Чаще всего мечи делали обоюдоострые, бывали и одно-лезвийные. Мечами наносили тяжелые рубящие удары, а заостренный конец позволял наносить и колотые ранения, что было очень важно при широком употреблении кольчуг. Мечи были литые, они распадались на пять групп по форме и приемам украшения самого клинка. Текст 5 Впереди своего полка на вороном бахмате едет воевода. Кольчатый панцирь, точно серебристая чешуя, плотно облегает сильное тело. Поверх кольчуги светло блестит ярко начищенное зерцало, а также доски булатные, прикрепленные на плечах и по бокам серебряными с золотыми насечками пряжками. На голове у князя шелом с острием наверху и железным забралом, а для защиты щек и затылка спускается кольчужная сетка. В руках у князя длинное копье с зеленым значком, на боку — кривая сабля. За плечами колчан со стрелами и лук. Увесист князь в своих ратных доспехах, с виду хоть и неказист низкорослый конь его, но силен, вынослив, легко и уверенно несет на спине своего господина. Текст 6 Все помещения княжеской резиденции делились на палаты и хоромы. Палаты — для приема послов, гостей, для пиров князя или боярина. Хоромы — для житья. Дом как бы был поделен на общественную и личную половины. Хоромы включали: сени, переднюю, комнату-кабинет, крестовую (или молельную), где молились утром и вечером, и опочивальню. Своим простором комнаты равнялись крестьянской избе (или клети) — ширина и длина в 3 сажени. Внутри хором обстановка была простая — лавки вдоль стен, кресло у хозяина. Все здание хором строилось в три яруса, или, как говорили, в три житья. Средний ярус занимали вышеупомянутые комнаты, где жили хозяин с хозяйкой. Этот ярус назывался клетью. Иногда женскую половину называли горницей. Нижняя часть была построена по тому же принципу, но там находились чуланы и кладовые. Это так называемая подклеть. Верхний ярус был занят теремами, светлыми комнатами для летнего пребывания. Текст 7 Войдя в избу, Бориска снял плащ и огляделся. С детства знакомая картина: мох и пакля меж бревен, на окнах вместо слюды — холстины, пропитанные маслом, в углу — сноп — будет стоять до весны, на потолке — оконце (дымница) открыто. Посередине на деревянном помосте печь глинобитная. В том месте, где дым выходит, потолок очадел — стал бурым. У стены — глиняные горшки, оплетенные берестой, на деревянном ведре висит ковш. В избе чисто, даже лохмотья, валяющиеся на лавке, старательно вымыты. Текст 8 Было князю лет под сорок, но вьющаяся борода, стекавшая с худощавого лица неровными мягкими струями, делала его старше на вид. Большие удлиненные глаза казались простодушными, смеющимися, только в глубине их таилась все примечающая хитрость, и когда Иван Данилович был уверен, что никто этого не замечает, взгляд серых глаз становился острым, даже жестким. Лицо его часто меняло выражение. Особенно губы. Бледные, тонкие, когда он сосредоточенно думал и властно приказывал, в минуты опасности они совсем исчезали. Когда же Иван Данилович был благодушно настроен, губы его становились полнее. Когда он вспоминал, что его попрекали жадностью и прозвали Калитой, он усмехался. Трогал, словно гладил, объемистую сумку-калиту, неизменно висящую у пояса, и она отзывалась ласковым говорком монет. Текст 9 Шапка у боярина из бархата и сукна. Поверх кафтана накинута свита из заморского сукна с длинными и широкими рукавами, с отложным, богато украшенным воротником. Под широкими рукавами выхоленные руки в перстнях. Одежда бояр делалась из вытканной замысловатыми узорами парчи, ценного восточного бархата, тонких заморских сукон, на ногах сапоги из мягкого цветного сафьяна, носки у них несколько загнуты вверх, по моде того времени. Шуба боярина подбита и отделана ценным мехом, убранная шитьем из жемчуга, бирюзы, алмазов и других драгоценных камней с дорогими застежками. Даже в помещенье бояре не снимали шуб. Для одежды того времени были характерны длинные подобранные складками рукава, они легко опускались, закрывая руки. Обязательно борода, волосы брили в кружок. Брить лицо в XVII веке считалось зазорным и греховным делом. Текст 10 «Король-солнце» в величественной позе, на ступенях трона, под пышными складками балдахина, в великолепной королевской мантии, со скипетром в руке. Величественно его лицо, обрамленное пышными локонами высокого парика, подобного царственной гриве могучего льва, величествен его аристократический профиль, надменная нижняя губа, жест его руки и его стройная фигура. Король всем своим видом говорит: «Государство — это я!». Благодаря высоким каблукам и высокому парику король кажется необычайно высоким, а благодаря пышным складкам мантии — величественным и могучим. Текст 11 Плуг имеет дышло и ярмо для запряжки волов. Рабочий инструмент плуга состоит из металлического ножа, которым разрезают пласты земли в вертикальном направлении, лемеха, разрезающего пласты земли горизонтально, и отвала, с помощью которого пласты земли переворачиваются и разбиваются. Текст 12 Когда Стратон пришел, на деревянных скамьях за перегородкой уже сидели присяжные. Каждый из них при входе получал свинцовый жетон, а после заседания на выходе, в обмен на жетон каждый получал три обола. На возвышении сидел глава суда, а около него — секретарь. Тут же стоял большой глиняный сосуд, в котором до суда хранились запечатанные свидетельские показания и документы, относящиеся к делу. На суд собралось много народу, чтобы узнать, чем кончится это дело. По знаку председателя присутствующие ста-46 ли молиться, а затем председатель вызвал истца — Христиппа и ответчика — Стратона. Истец начал речь, составленную для него знаменитым оратором. Он рассказал о случившемся по порядку и перешел к обвинению. Секретарь вынул из сосуда и громко прочитал свидетельские показания. В толпе слушателей начался неясный гул. Затем выступил ответчик. Председатель объявил о начале голосования, и судьи направились к урнам бросать камешки. Когда голоса подсчитали, то выяснилось, что Стратон оправдан. Текст 13 Торг раскинулся сразу у причала, взбегая вверх, к Кремлевским стенам, будто искал у них охраны. От Бронной и Кузнецкой слобод несся несмолкаемый гул: там скрежетали напильники, огрызались зубила, то глухо, то звонко стукали молоты. Купец Сашко глядел и глазам своим не верил: да неужто это матушка-Москва? Он вез из Сарая литовцам ткань — проделал тяжелый путь. Москва поразила его своим размахом. Куда ни глянь — всюду строилась, будто взялась с кем-то наперегонки, всюду пахло смолой, тесом, валялась щепа. Виднелись торговые дворы иноземных купцов, кишмя кишели улицы гончаров. Льнули к берегу плоты с бревнами. Шумели водяные мельницы. У причалов пристани на берегу толкалось несметно люда... То там, то здесь встречались смуглые желтые лица, мелькали тюрбаны, высокие мохнатые шапки. Над площадью стоял гомон от разноголосья. Ганзеец, весь в розовых складках, высунулся из лавки, хвалил прозрачный янтарь и яркие сукна, половецкий торгаш, прищелкивая языком, бил кожей о кожу, крестьяне окрестных деревень сидели на возах со льном и коноплей, а рядом с ними гость с Белого моря навалил на прилавок «рыбьи зубы» — моржовые клыки. И кузнечных товаров много. Выбирай, что хочешь! Текст 14 Везир вошел в палату и сел в кресло. Перед ним на столе лежали все дела, которые он собирался рассматривать. Сбоку у стены стоял большой ларь — и в нем лежали 40 кожаных свитков, на них написаны все законы, по ним судят тех, кто убил человека, украл вещи, не уплатил долгов, оскорблял царя, и тех, кто нарушил царские законы. Тех, кто грабил царские гробницы, ссылают в рудники, а тех, кто подстрекает к восстанию, убивают сразу. Как только начнется у визиря суд, все свитки вынут из ларца и положат перед ним на циновку. Текст 15 Величаво течет полноводный Нил, несущий прохладу и плодородие, породивший многие миллионы живых существ и в то же вре- мя служивший им колыбелью. По обоим берегам широко раскинулись поля, чернеющие плодородной землей, а в водах его снуют всевозможные твари, одетые чешуей или панцирем. На зеркальной глади его плавают цветы лотоса, а в прибрежных зарослях папирусов гнездится бесчисленное множество водяной дичи. Между прозрачными водами Нила и мрачными горами лежат поля, отливающие изумрудной зеленью молодых посевов и сверкающие, как чистое золото, когда приближается пора жатвы. Вокруг колодцев и водяных колес высятся раскидистые сикоморы, отбрасывающие широкую и густую тень, а рядом с ними — заботливо взращенные финиковые пальмы, образуя приветливые тенистые рощи. Ровные полосы плодородной земли, ежегодно орошаемой и удобряемой во время разливов, резко отличаются от песчаных подножий ближних гор, словно черная земля цветочных клумб, от желтых, усыпанных гравием дорожек сада. Текст 16 Ночное происшествие. Ночь застала итальянских купцов в пути. Караван двигался по тесной дороге лесом и трудно было что-либо различить на расстоянии 10 шагов. Неприветливый темный лес внезапно окружили громкие крики, звон железа и ржание коней. Вынырнувшие из-за деревьев люди в кольчугах хватали мулов за поводья, окружали растерявшихся купцов, стаскивали с коней тюки. Исход схватки был решен: купцов потащили в кусты. — Куда вы нас тащите? Сам папа дал нам охранную грамоту, вы Прозвучавший ответ не сразу дошел до ошеломленных купцов. —Да, вот он и сам король! В неясном свете выглянувшей из-за туч луны все увидели сидящего на пне, необычайно тучного человека и услышали как воин в кольчуге докладывал ему о добыче. Это был король Франции Филипп I. —Жерар, половину казны отсыпь итальянским купцам. Верни гостям половину тюков — для нашего двора хватит и второй половины. Нельзя отобрать все — это было бы отсутствием гостеприимства в нашей стране. Доставь их до ближайшей мельницы и пусть там переночуют до утра, а оттуда и в Шампань. Когда король скрылся во тьме, раздались возгласы возмущения. —Разве это король! Что это за страж порядка, ежели он сам нас обобрал!? Это король-разбойник или вовсе не король. Текст 17 Он ступал медленно, мелким шагом, как-то размашисто, с громким стуком передвигая посох. В дверях остановился, хмуро и при-48 стально вглядываясь в стоящую перед ним на коленях толпу простолюдинов. Сам — высокий, сухой, с желтым морщинистым лицом! Большой крючковатый заостренный нос и жесткая молчаливость его стиснутых губ, вместе со всей мрачной осанкой его фигуры, привели в сильный испуг впервые видевших его прибывших из отдаленных уездов пушкарей. Тут же вспомнилось все то жуткое, что рассказывали там, в глуши, о грозном царе... Текст 18 По одной из многочисленных во Франции узких проселочных дорог скакал всадник в черном плаще. Плащ его развивался по ветру, дорожная грязь летела из-под копыт коня. Это был Гастон де Бриен, королевский курьер. Вдруг кусты затрещали и несколько вооруженных оборванцев с криками: «Стой!» бросились наперерез всаднику. Они потребовали денег, и за отказом последовал выстрел. Раненого всадника доставили в гостиницу, которая принадлежала барону, заставлявшему всех останавливаться у него. Однако, узнав, что его люди ранили королевского курьера, он остолбенел. Он ухаживал за ним так, как будто это был его сын. Рана была неопасной, и через несколько дней гонец был снова в пути. Он даже вызвался помочь своему новому другу в беде, захватив письмо его брату, который жил в Париже, хотя королевским указом было запрещено под страхом смертной казни перевозить письма частных лиц. Он старался об этом не думать и размышлял о том, какого труда стоит поддержание дорог и как нужны людям эти дороги, соединяющие города с городами, страны со странами. Не будь дорог, государи не имели бы вестей о соседних государствах, не могли бы управлять провинциями и собирать налоги, строить крепости и воевать... Текст 19 В январе 1905 г. забастовки прошли в Москве, Риге, Варшаве, Тифлисе. В ряде городов они сопровождались стычками с полицией. В январе бастовало 440 тыс. промышленных рабочих. Вслед за русским пролетариатом в борьбу включились рабочие Украины, Белоруссии, Польши, Литвы, Азербайджана, Грузии, Средней Азии. В первом квартале 1905 г. бастовало более 800 тыс. человек. Стачки поддерживали студенты, врачи, учителя... Текст 20 В 1773 г. на реке Яик началось восстание казаков и крестьян. Восставшие во главе с Емельяном Пугачевым двинулись по реке Яику к Оренбургу. Крепость взять с ходу не смогли и приступили к осаде. От Оренбурга восставшие направились в Башкирию. Перепра-
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.216 (0.1 с.) |