![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рефлексия как механизм саморазвития
Рефлексия* — обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение стать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя. Другими словами, рефлексия — это механизм удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов. Этими субъектами могут быть как люди (идентифицируясь с другим, человек смотрит на себя его глазами), так и различные Я: Я -познающее, Я-познаваемое, Я-наблюдающее одновременно за Я-познающим и Я-познаваемым. Прежде всего необходимо заметить, что рефлексия как механизм формируется гораздо позже, чем идентификация. Если к идентификации ребенок проявляет способность с раннего возраста, то зачатки рефлексии возникают только у дошкольника, а как новообразование личности она развивается у младших школьников. Да и у взрослых людей нередко способность к рефлексии продолжает оставаться на довольно низком уровне. Этим и объясняются некоторые сложности познания окружающего мира, в том числе и самопознания. Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии: коммуникативная — ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека; личностная — объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим; интеллектуальная — проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Если попытаться выделить последовательность работы рефлексивного механизма, то таких этапов, как показывает отечественный исследователь А. А. Тюков, будет Шесть. 1. Рефлексивный выход — осуществляется тогда, когда другими средствами и способами невозможно познать другого человека и самого себя. 2. Интенционалъностъ (интенция — направленность) — направленность на объект рефлексирования, выделение его среди других объектов. 3. Первичная категоризация — выбор первичных средств, с помощью которых осуществляется рефлексирование. 4. Конструирование системы рефлексивных средств — выбранные первичные средства объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и обоснованно проверить рефлексивный анализ.
5. Схематизация рефлексивного содержания — проводится за счет использования разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций (например, чтобы решить задачу о трех мудрецах, можно их нарисовать или изобразить схематично — это организует рефлексивное познание). 6. Объективизация рефлексивного описания — оценка и обсуждение полученного результата; в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается вновь. В заключение опишем действие рефлексивного механизма с точки зрения самопознания в ходе идентификации с другим человеком и с самим собой. Идентифицируясь с другим, человек выделяет его личностные черты, способы поведения, особенности отношений и общения. Далее все это подвергается рефлексивному анализу, в ходе которого выявляются причины существования того или иного качества или совершенных поступков, происходит их оценка, затем идет процесс переноса этих характеристик на себя и осуществляется сравнение. В результате более глубоко понимаются как личностные особенности другого, так и собственные черты и свойства личности. Возможен и несколько иной вариант. Идентифицируясь с другим, личность начинает смотреть на себя как бы его глазами, в итоге обнаруживает различие его взгляда на себя со своим собственным, что также способствует углублению самопознания. Это дает возможность преодолеть действие законов интроекции, сформировать о себе более адекватное и целостное представление. В случае идентификации с собой возможны самые разнообразные варианты самопознания с включением рефлексивных механизмов. Они определяются, во-первых, тем, с каким своим Я идентифицируется человек: Я-познающим, Я-познаваемым, Я- идеальным и т.п., во-вторых, насколько полно и адекватно он может подобрать средства рефлексирования, создать из них целостную систему. Анализируя свою коммуникабельность, личность отмечает следующие особенности:
-признает данное качество как свою сильную сторону; -вставая в позицию других людей, также отмечает наличие этой черты; -в то же время обнаруживает, что особой потребности общения с широким кругом людей он (она) не испытывает, а коммуникабельность возникла на основе упорной работы над собой. Выделяет также и первопричину, побудившую к этой работе; -отмечает, что, несмотря на коммуникабельность, до сих пор сохраняются некоторые трудности в установлении первого контакта, особенно с людьми более старшего возраста; -обнаруживает некоторые устоявшиеся программы, которые варьируются в зависимости от собеседника, речевые средства и штампы, стереотипы и т.д. Понятно, что рефлексирование — это сложная работа, требующая времени, усилий, определенных способностей. В то же время именно рефлексия позволяет преодолеть недостатки, которыми обладает идентификация, сделать процесс самопознания более целенаправленным и осознанным. Справедливости ради следует заметить, что в ряде случаев выраженная способность к рефлексированию может и мешать, так как человек начинает заниматься самопокаянием, бесконечным анализом, который не помогает, а мешает созданию образа Я, порождает пассивную ориентацию в процессе взаимодействия с внешним миром. БАРЬЕРЫ САМОПОЗНАНИЯ Анализ проблемы самопознания будет неполным, если не затронуть вопросы: что препятствует целенаправленному и плодотворному самопознанию? Почему люди далеко не всегда желают познавать себя и использовать эту информацию в ходе жизни и деятельности? Другими словами, необходимо выявить трудности и барьеры самопознания, для того чтобы научиться их преодолевать и успешно работать над собой. Таких барьеров довольно много. В самом общем плане их можно разделить на две большие группы: барьеры, связанные с несовершенством человеческой природы, и барьеры, определяемые личностными особенностями познающего себя человека. К первой группе можно отнести барьеры: -возникающие в результате несформированности мотивационных, процессуальных и оценочных компонентов самопознания (например, у человека отсутствует или слабо развита потребность в самопознании, нет выраженного интереса к себе, который не выходит за рамки простого любопытства); -несформированность действий самопознания: обнаружения, фиксации, анализа, оценивания, принятия; -неумение полноценно использовать различные средства самопознания: идентификации и рефлексии; -неспособность выстроить адекватный образ самого себя, принять собственную личность, обрести чувство личной идентичности. Более интересной с точки зрения научного и практического познания является вторая группа барьеров, которые осознанно или неосознанно человек выстраивает сам: -боязнь познания себя. Она возникает в результате подспудного страха личности обнаружить в себе нечто ужасное, неприятное, что поколебало бы уверенность в себе, заблокировало потребность быть на уровне собственных требований. Наличие этого барьера приводит к тому, что человек отказывается от самопознания примерно по тем же причинам, по каким он отказывается обращаться к врачу, лечь на обследование. Для него более привлекательной оказывается мысль, что лучше не знать о себе многого, чем болезненно переживать познанное, которое может оказаться нелицеприятным, требующим усилий по работе над собой;
-стремление личности оценить себя в соответствии с требованиями социального окружения. Благодаря работам З.Фрейда и его последователей в психологии хорошо изучены К барьеру самопознания можно отнести и неумение преодолеть собственный эгоцентризм. Эгоцентристом называют такого человека, который считает единственно правильными свои взгляды, ценности, суждения, действия. Его эгоцентризм мешает в построении правильных отношений с другими людьми, так как он не способен встать на позицию собеседника, принять иную точку зрения. Эгоцентристу очень трудно создать адекватное представление о себе, изменить уже имеющуюся самооценку. Например, если он считает себя умным, способным, одаренным, то переубедить его в этом практически невозможно. Разумеется, описанные здесь барьеры самопознания не исчерпывают всего их многообразия, они лишь дают представление об их существовании и способах функционирования. У каждого из нас могут быть свои индивидуальные барьеры, препятствующие самопознанию. В то же время следует отметить, что при оказании соответствующей помощи человеку эти барьеры могут быть преодолены. Можно говорить о педагогической проблеме, о формировании потребностей и мотивов самопознания, обучить человека способам самопознания, развить у него способность к идентификации и рефлексии, способность повышать уровень самоуважения, самопринятия, помогать преодолевать свои страхи и выстраивать защиты и т.д. Наиболее эффективным является самовоспитание у себя способностей к самопознанию — личность самостоятельно ставит себе цели и своим собственным трудом их достигает. Понятие о развитии Понятие «развитие» является наиболее общим понятием, в рамках которого может быть проанализировано саморазвитие. Развитие рассматривается как: -фундаментальная категория психологии, широко используемая в разных ее сферах и признаваемая представителями практических школ и направлений; -объективно существующий факт; -естественно осуществляющийся процесс количественных и качественных изменений в материи, сознании, обществе и т.п.; -физическое, нравственное, личностное, интеллектуальное (применительно к человеку); -некоторый объяснительный принцип многих явлений объективной реальности
(применительно к науке: биологии, психологии, философии, педагогике и др.); -ценность, особенно это касается наук о человеке. Для нас данный аспект будет иметь особое значение при раскрытии смысла и значения саморазвития. Рассмотрим подробнее проблему психического развития как объективный процесс. Долгое время в психологии господствовала теория преформизма, согласно которой развитие понималось как простой рост, созревание, как предопределенность стадий. Неслучайно вплоть до XVII—XVIII вв. детство рассматривалось как подготовка к жизни, а ребенок — как взрослый, только маленького формата, незрелый и неразумный. Постепенно к развитию стали подходить как к необратимому процессу количественных и качественных изменений психических свойств, процессов, состояний во времени, выражающихся в современных преобразованиях. В настоящее время существует множество различных теорий и версий психического развития: натурализм, социоморфизм, куль-турализм, теологизм, гносеологизм, антропологизм. Относительно факторов психического развития существует несколько подходов. Согласно биологизаторским представлениям, развитие обусловлено биологическими, врожденными факторами, которые задают программу и вектор психическому развитию. Социологизаторское направление акцент делает на социальной обусловленности развития человека (организуя жизнь и деятельность ребенка определенным образом, можно сформировать у него желательные свойства и качества). В теории конвергенции (схождение двух факторов) развитие ребенка представляется как результат сближения (взаимодействия) внутренних данных с внешними условиями. В отечественной психологии наиболее распространенным является мнение, что ведущую роль в развитии играют обучение и воспитание, т.е. социальные факторы, а биологические, врожденные, выполняют роль задатков. Необходимо отметить, что одни теории в большей степени, а другие — в меньшей игнорируют факт внутренней детерминации развития, хотя в отечественной психологии постоянно обращалось внимание на этот момент. Но внутренняя активность может быть только тогда понята в полном объеме, когда к рассмотрению развития как объективно существующего процесса мы добавим саморазвитие, которое по определению не может осуществляться без субъекта жизнедеятельности. Другой проблемой, обсуждаемой в психологии, стала проблема движущих сил психического развития и поиска его общих закономерностей. В отечественной науке признается, что движущими силами развития являются противоречия: между потребностями и возможностями их удовлетворения, между старыми и новыми формами поведения, между требованиями со стороны окружения и наличными возможностями ребенка и др. В качестве закономерностей психического развития выступают: его неравномерность, пластичность, преемственность и др. Особое внимание в самых различных школах и направлениях психологии уделяется проблеме возраста и возрастной периодизации. Согласно представителям отечественной психологии, каждый возрастной период может быть охарактеризован посредством понятий:
«социальная ситуация развития», «ведущая деятельность», «психологические новообразования». Понятие социальная ситуация развития, согласно классику отечественной психологии Л. С. Выготскому, определяется как специфическая для каждого возраста система отношений субъекта с социальной действительностью, сочетания внешних и внутренних условий, отраженная в его переживаниях и реализуемая в деятельности совместно с другими людьми. Она обусловливает образ жизни ребенка, социальное бытие, в обстановке которого Приобретаются новые свойства и качества, возникают психические новообразования. Понятие ведущая деятельность было вьщвинуто А. Н.Леонтьевым и означает, что на каждом возрастном этапе существует своя ведущая деятельность, в рамках которой формируются психика, основные новообразования. Смена ведущей деятельности — это переход от одного возрастного периода к другому. Психологические новообразования — это такие психологические особенности личности, которые приобретаются в данном возрасте и отличают его от других возрастных этапов. Например, наиболее важным новообразованием дошкольного возраста является соподчинение мотивов, младшего школьного возраста — произвольность поведения, подросткового — чувство взрослости и т. п. На основе использования этих понятий Д. Б. Элькониным была разработана самая популярная в отечественной психологии периодизация психического развития. Д.Б.Эльконин делит все детство на три большие эпохи: раннее детство, детстве и позднее детство. В каждой эпохе выделяются по два периода, а в каждом периоде — по две фазы. Для каждого периода характерна своя ведущая деятельность: младенческий возраст (0—1 год) — непосредственно- эмоциональное общение; раннее детство (1—3 года) — предметно-манипулятивная деятельность; дошкольное детство (3 — 7 лет) — сюжетно-ролевая игра; младший школьный возраст (7—10 лет) — учебная деятельность; подростковый возраст (10— 15 лет) — общение; ранняя юность (15— 17 лет) — учебно-профессиональная деятельность. Кроме того, все типы ведущих деятельностей были поделены на две большие группы по принципу: «ребенок —общественный взрослый» (непосредственно-эмоциональное общение, ролевая игра, общение) и «ребенок—общественный предмет» (предметно-манипулятивная деятельность, учебная и учебно-профессиональная). Развитие в рамках каждого периода характеризуется как стабильное, переходы же от периода к периоду и от эпохи к эпохе — как кризисные, переходные. Из зарубежных периодизаций широкую известность получила периодизация Э.Эриксона (американского психолога). С точки зрения рассматриваемой нами проблемы саморазвития она представляет особый интерес, так как здесь внимание фиксируется в большей степени уже не на внешних, а на внутренних факторах, и вырисовывается не одна, а две линии развития — позитивная и негативная. Кроме того, предпринимается попытка дать периодизацию не только детского, но и всего развития человека. Основанием для выделения статей (их всего 8) является развитие идентичности, о которой мы говорили в предыдущем разделе, на каждой из них человек как бы решает задачу, по какому пути пойти — по пути обретения новой формы идентичности или по пути ее потери. Интересен тот факт, что Э. Эриксон в своей концепции не фиксирует жестко стадии, не считает, что они должны походить на цепочку формальных временных отрезков, следующих друг за другом. Поэтому каждая стадия как бы вбирает предыдущую, подстраивается к ней, поэтому «начало возраста» — понятие достаточно условное, ни один возраст не кончается, не исчерпывается при начале следующего. Мы приведем только конечные результаты развития на каждой стадии. Первая стадия — младенчество (0—1 —1,5 года). В этот период при благоприятном исходе достигается базовое доверие к окружающему миру, надежда; при неблагоприятном исходе — недоверие, уход от общения и деятельности. Вторая стадия — ранний возраст (1,5 — 4 года). Ребенок решает задачу формирования и отстаивания своей автономии. Рождаются либо автономия, воля, либо сомнение, стыд. Третья стадия — детство (4 — 6 лет). Развивается способность к инициативе или чувство вины, способность к целенаправленной деятельности или пассивность, заторможенность. Четвертая стадия — школьный возраст (6—11 лет). У ребенка наблюдается формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, в противном случае развивается инертность, чувство некомпетентности, собственной неполноценности. Пятая стадия — отрочество (11 — 20 лет).Перед человеком встает задача осознания себя и своего места в жизни, развивается чувство идентичности, либо идет процесс ее смещения, в силу чего возникает застенчивость или негативизм. Шестая стадия — молодость (21 — 25 лет). Переход к решению собственно уже взрослых задач на базе сформировавшейся или несформировавшейся идентичности, как следствие этого — выбор между интимностью и изоляцией. Седьмая стадия — зрелость (25 —50 —60 лет). Цель — решить задачу, связанную с саморазвитием и собственным творчеством. Результат — преодоление противоречия между производительностью и застоем, поглощенностью собой; позитивными новообразованиями являются забота, милосердие, негативным — отверженность. Восьмая стадия — старость (свыше 60 лет). Характеризуется достижением новой формы идентичности, осуществляется выбор либо в пользу целостности, универсальности, либо в пользу отчаяния, отвращения. Позитивным достижением является мудрость, негативным — презрение, в том числе и к себе.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 2363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.99.223 (0.039 с.) |