Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 10. Базовый подход к сопротивлению 181
Этот последний совет психотерапевта (П-44) требует значительно большей чувствительности к уровню готовности клиента, чем отслеживание, поскольку призывает его изменить осознаваемую интенцию. До сих пор смущение рассматривалось как нечто нежелательное; теперь клиенту предлагают обратиться к смущению, а не отвергать его. Хотя этот шаг часто оказывается нелегким, с помощью мягкого, но настойчивого одобрения клиенты могут научиться другому отношению к сопротивлению. Это серьезный шаг вперед, так как он является частью работы по достижению такого внутреннего климата, в котором силы клиента не так разнонаправлены и не так конфликтны. В эпизоде 10.2 психотерапевт предлагает клиентке побыть со своим смущением, так как именно это является ее субъективным переживанием. При другом паттерне сопротивления, например, если бы клиентка пробовала объяснить свой уход какими-то внутренними причинами, психотерапевт мог бы порекомендовать ей быть с чувствами, которые вытесняются логическими обоснованиями (как в эпизоде 10.3). Эпизод 10.3. Клиентка — Беатрис Бройлз, психотерапевт — Герберт Дрейк К-1. Я хотела понять это постоянное чувство страха, которого у меня так много. Я не могу вычислить, что является его причиной. П-1. Ты снова пытаешься «вычислить себя», как будто ты — головоломка. К-2. Ну, на самом деле я так не думаю. Мне просто плохо и я устала испытывать эти чувства, ходить вокруг них, опасаясь чего-то, сама не знаю чего. П-2. Однако когда ты это чувствуешь, ты знаешь, что чувствуешь. К-3. Да, я знаю. (Печально вздыхает.) Тогда я знаю это, и это чувство я тоже ненавижу. П-3. Теперь это звучит так, как будто ты ближе к этому чувству, чем минуту назад. К-4. Да, думаю, так. Но чего я хочу, так это знать, почему я должна испытывать это жалкое чувство так сильно? П-4. Похоже, ты считаешь, что актуально присутствующее чувство — не слишком большая подмога; ты предпочитаешь анализировать, как случилось, что это чувство у тебя есть. Из первого комментария психотерапевта в этом эпизоде (П-1) становится очевидно, что клиентка снова и снова делает попытки логически проработать основания своей тревоги. Этот паттерн еще раньше был ей «возвращен», но судя по всему она пока не поняла, что психотерапевт делает это не просто с целью изменить терминологию (К-2). Поэтому она продолжает «вычислять», хотя заботится о том, чтобы не употребить еще раз само это слово.
Тем не менее психотерапевт роняет зерно сомнения (П-3) и раскрывает второй аспект сопротивления — отстранение от переживания (П-4). Ему придется еще несколько раз возвращаться к этим двум и другим, связанным с ними, элементам сопротивления клиентки своим чувствам. Он будет двигаться постепенно, от эпизодической концентрации на сопротивлении (как это было в этом эпизоде) к тому моменту, когда работа над ним станет центральной, как в следующем примере (этот момент, возможно, наступит после того, как с сопротивлением еще немного поработают). Эпизод 10.4. К-11. Ну, я просто думаю, что если бы я смогла проработать и понять, почему я испытываю эти чувства, я смогла бы изменить их. 182 Раздел IV. Достижение большей глубины П-11. Вычисление, прорабатывание — это способы, которыми ты пыталась изменить свои чувства в течение многих лет. И что в итоге? К-12. Угу, я знаю. Да, все опять выглядит так, будто я стараюсь решать эмоциональные проблемы как арифметические задачи. Я действительно понимаю, что это не работает, но.я просто не знаю, что еще делать. П-12. Ты научилась вычислять события и другие вещи, и это срабатывает во многих случаях, но это не работает, когда ты стараешься проникнуть в себя, чтобы в большей мере понять свой собственный опыт. К-13. Именно так! П-13. Вычисление удерживает тебя от того, чтобы переживать чувства, глубокие мысли разного рода. Как ты думаешь, ты сможешь просто быть со своими чувствами и мыслями, ничего не вычисляя, просто позволив им возникнуть? К-14. Хм. Я не знаю. (Пауза.) Я могу попробовать. Давай посмотрим, я переживала что-то вроде... П-14 (прерывая). Подожди, подожди минуту. Дай себе время углубиться в себя, иначе ты снова начнешь работать над собой, вместо того чтобы быть в самой себе. Здесь психотерапевт дает клиентке важный урок (П-12): паттерн сопротивления хорошо служил ей в прошлом и имеет позитивную ценность, но он стал компульсив-ным, перестал подчиняться ее намерениям. При этом возникает возможность показать клиентке, что стать более открытой для себя и психотерапевта совсем не означает потерять контроль. Понять это помогают примерно такие комментарии психотерапевта:
• «Ваша потребность "вычислять" запускается в действие прежде, чем у вас появляется шанс понять, поможет ли это»; • «Позволить себе переживать свои чувства здесь и тогда, когда вы соединены с собой, не означает, что вы будете переживать их в любом месте в любое время. Вы по-прежнему сможете выбирать»; • «Получается, что для вас зависеть от чего-то другого, а не только исключительно от логики, значит быть слюнтяем. Это не очень логично, не так ли?» (Говорится с улыбкой.); ' «Конечно, вам необходима способность контролировать; она всем нам необходима. Проблема в том, что вы знаете единственный способ контроля — загонять ваши чувства в тюрьму». Из эпизодов 10.3 и 10.4 также видно, что паттерн сопротивления может не всегда обнаруживать себя в одних и тех же словах, даже если его механизм один и тот же Вне зависимости от того, говорит ли клиентка о «вычислении», «понимании как* «анализе истоков», «обосновании» или «использовании логики» она явно превращу ет свое переживание — а значит саму себя — в объект анализа. Психотерапевт помог; ет, когда обнаруживает, что различные выражения сопротивления сформирован, одним и тем же глубинным эффектом, и когда он показывает эту общность. Разъяснение функций сопротивления В эпизоде 10.4 психотерапевт начинает показывать клиентке (П-12), что паттерн сопротивления — нечто-то случайное, а направленная на достижение определенной Глава 10. Базовый подход к сопротивлению 183 цели часть ее поведенческого репертуара. Следующий шаг — помочь клиентке понять, что поведение, которое мешает ей, в то же время приносит некоторую пользу. Это важный шаг, но его нужно сделать тактично, иначе клиент может увидеть в словах психотерапевта обвинение в том, что он сознательно мешает работе, как это произошло в эпизодах 10.1 и 10.2 (К-26 и К-34). Пути передачи могут быть различными, но клиент должен получить послание о том, что паттерн сопротивления полезен ему и что это вовсе не обязательно всегда плохо, что сейчас данный паттерн иногда встает на пути клиента и что он имеет возможность изменить его, когда решит сделать это. Освобождение и перемещение По мере того как отслеживание снова и снова выявляет эффекты паттернов сопротивления и начинается работа по развитию альтернатив, в исследовании клиентом себя, вполне вероятно, появятся легкие изменения. Компульсивная бессознательная власть паттерна сопротивления начнет ослабевать; временами сопротивление будет ослабевать, а временами вообще не будет появляться. Другим важным достижением может стать то, что клиент начнет лучше осознавать центральную значимость субъективности, а также поймет, что интерпретации сопротивления, сделанные психотерапевтом, явно направлены на защиту сопротивления. При этом клиент может увидеть, что, несмотря на сознательное намерение исследовать себя полно и открыто, некие бессознательные импульсы в нем препятствуют этой работе. Он может начать идентифицировать свое собственное сопротивление, пробовать задержаться внутри него, с тем чтобы в некоторой степени быть в контакте со своими внутренними переживаниями, даже при условии, что сопротивление активно действует.
Получив возможность поиска ценности в сопротивлении и не чувствуя обязанности полностью отменить контроль и ограничения, клиент начинает открывать в себе области, новые и для него, и для психотерапевта. Эта работа может идти то с большей, то с меньшей интенсивностью на протяжении всего курса психотерапии. Попутно, конечно, будет выполняться и другая работа, но при выборе того, где делать акцент — на работе с сопротивлением или на решении других задач — критерием всегда является необходимость поддержания значительной глубины (обычно это уровень «критических случаев»). До сих пор я говорил о паттернах сопротивления так, как будто каждый из них существует отдельно. Это абсолютно неверно: паттерны тесно сплетены и наслаиваются друг на друга. Работа по расчистке этих наслоений — отличительная черта глубинной психотерапии, она исключительно важна, если цель психотерапии — истинные жизненные изменения. Эпизод 10.5 иллюстрирует это в очень сжатом виде. Эпизод 10.5 Клиент — Хол Стейнмен, психотерапевт — Джеймс Бъюдженталъ* (Хол пытался достигнуть более глубокого понимания почти неуправляемой ярости по отношению к сыну Тиму. Теперь он знает, насколько пустой является его попытка логичес- 1 Из: Bugental, 1976, р. 204-205. - Примеч. авт. Раздел IV. Достижение большей глубины ки понять себя с точки зрения наблюдателя, но он не знает, что делать дальше. В этом эпизоде он необычайно быстро продвигается через несколько слоев сопротивления.) П-21. Что тебе приходит в голову прямо сейчас, когда ты думаешь о себе и своих отношениях с Тимом? К-21. То же самое, что я говорил тебе раньше. [Первый уровень сопротивления. Он не делает различий между фактическим отчетом и внутренним исследованием себя.] П-22. Скажи об этом снова, если это реально и спонтанно приходит в голову прямо сейчас. К-22. О Джим, мне не нравится быть упрямым, но я пробовал это снова и снова, и из этого ничего хорошего не получается. (Удрученно, крайне нетерпеливо.) Я не знаю, почему он так сводит меня ума. Я даже не могу говорить с ним. [Второй слой: обескураженность, которая содержит намек на возможный третий уровень — гнев.] П-23. Хорошо (настойчиво, ободряюще), сейчас просто попробуй. И, может быть, я смогу настроиться на тебя и лучше увидеть, что происходит, когда ты пытаешься думать об этом.
К-23. Ладно (с сомнением, покорно). Ну, я просто обдумываю для себя, что могло быть причиной того, что я... [Третий слой: описание прошлого опыта вместо выражения сиюминутного процесса.] П-24. Нет, подожди, Хол, не рассказывай мне об этом. Просто делай это прямо сейчас. Думай вслух, так, чтобы я мог слышать, что там внутри тебя, когда ты работаешь над этим. Просто позволь мне слышать, но обдумывай при этом свои мысли для себя самого. К-24. Хорошо, я вот думаю, может, между нами происходит одна из этих Эдиповых штук и я негодую на Тима, как на другого самца в доме, но мне это кажется ерундой. Дальше... хм... я думаю, может быть, у меня никогда не было возможности выплеснуть мой собственный подростковый бунт... из-за войны и всего остального, и я так возмущаюсь, когда Тим это делает. Но если так, то у меня ни лампочка не загорается, ни колокольчики не звенят, вообще ничего. (Пауза.) И тогда я думаю, что мне нужно еще почитать Эриксона и посмотреть, может быть, я смогу найти идею получше, но, честно говоря, я не очень оптимистичен. [Четвертый слой: объективация самого себя.] П-25. Хол, ты по-прежнему стоишь снаружи и смотришь на себя, как будто ты — другой человек, и тебе надо придумать возможные объяснения тому, что он, этот странный человек, делает. К-25. Да, я полагаю, так. (Взволнованно, не слишком уверенно.) Я не знаю, что со мной, черт возьми. Я знаю, что я собираюсь вообще выгнать Тима или заставлю одного из нас сделать что-то на самом деле плохое, если не совладаю с собой в кратчайшее время. Я так чертовски фрустрирован, что мне следовало бы поддать себе по заднице за то, что я иногда делаю, и... [Пятый слой: самообвинение.] П-26. Хол (прерывая, настойчиво), если ты не вычисляешь себя, как головоломку, ты ведешь себя, как армейский сержант-грубиян, который мешает с грязью онемевшего новобранца. Неужели ты никогда не думаешь про себя сам и со своей точки зрения? К-26. Ну да, может, и так. (Теперь он реально взволнован, переживает проблему больше, чем когда-либо раньше, озабочен тем, чтобы сделать все как надо.) В смысле, иногда я действительно чувствую грусть и что-то вроде жалости к себе. Я стараюсь не задерживаться на этом. Это не приносит ничего хорошего, и я не могу тратить на это время. [Шестой слой: жалость к себе.] П-27. Вот это да! Хол, если ты — не бессловесный новобранец, которого шпыняют все кому не лень, то ты — бедный, глупый слюнтяй, которого можно только пожалеть. У тебя и впрямь нет возможности просто быть Холом, человеком в середине своей жизни, пытающимся понимать все так хорошо, как только может, и у которого много чувств по поводу членов своей семьи и их жизни. Неудивительно, что тебе трудно что-то изменить так, как ты хочешь! Глава 10. Базовый подход к сопротивлению 185 К-27. Ох! Мне это не нравится. То есть, я думаю, на этот раз я действительно понимаю, что ты говоришь, но я уверен, что мне не нравится твоя жалость ко мне. [Тот же уровень — жалость к себе.] П-28. Жалость к тебе! (Гнев, непритворный, но, может быть, не такой сильный, как я позволил себе выразить.) Ты бессловесное животное, мне тебя не жалко. Но, конечно же, у меня к тебе много дружеских чувств. Нравится это тебе или нет, знаешь ты об этом или нет, но ты сейчас сидишь, где сидишь, в этом чертовом проклятом месте. Я знаю это, потому что я сам там часто оказываюсь. К-28. (Некоторое время молчит, переваривая это. Затем его голос смягчается.) Я тебя раскусил. И спасибо. Замечательно! Это так редко происходит в таком чистом виде (и, конечно, это со-, кращенная запись). Этот диалог произошел после шести месяцев встреч трижды в неделю, после того как был проделан огромный объем подготовительной работы.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.104.27 (0.02 с.) |