Ткани, используемые в декоре интерьера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ткани, используемые в декоре интерьера



Наиболее широко используемые – шелк, жаккард, муар, шерсть, лен, хлопок, а также тюлевые ткани.

Шелк. Шелк – один из дорогостоящих и роскошных видов тканей и считается одним из самых ценных и почитаемых природных материалов. Натуральные шелковые ткани использовали в текстильном дизайне с незапамятных времен.

Шелковые ткани очень изяшны и красивы. Структура шелка весьма разнообразна из-за различия используемых нитей, а также в силу многообразия ткацких переплетений. Ценен шелк благодаря своим замечательным свойствам: упругости и особому блеску.

Сегодня шелковые ткани сохранили свои лучшие качества, но стали более доступны.

Многоликость коллекций шелковых тканей, широкая цветовая гамма, различная текстура, высокое качество позволяют использовать их в различных моделях и интерьерах всех стилей.

Производителями предлагаются коллекции стеганного шелка, шелка с вышивкой, гладкий шелк с принтованным рисунком, как бы нанесенным кистью на ткань. В коллекциях представлены также шелковые жаккарды, которые часто используют в декоре дорогих классических интерьеров, шелковый тюль.

Какой бы переменчивой не была мода, декорирование шелком всегда будет присутствовать в интерьерах, претендующих на эксклюзивность, роскошь и изысканность.

Жаккард. Жаккард – необычный материал. Это особенный вид ткачества, когда рисунок образуется за счет переплетения нитей, что позволяет получать материю, добиваясь практически любых эффектов, вплоть до имитации ручной вышивки.

Преимущества таких тканей – оригинальный жаккардовый рисунок и устойчивость к истиранию.

Оптимальный баланс состава жаккардов – сочетание полиэстера и хлопка - позволяет избежать их деформации.

Жаккардовые ткани широко используются в оформлении классичестких интерьеров.

Любители старинных гобеленов увидят в нем благородную классику, а поклонники модерна отметят необычную фактуру.

Муар. Муар – ткань с волнообразным эффектом, переливающаяся на свету разными оттенками. Коллекции тканей муар предлагаются прежде всего для декорирования изысканных интерьеров разных стилей.

Лен и хлопок. Использование льна и хлопка в декоре интерьера повышает уровень экологичности жилья. Давно известно, что портьеры из натуральных материалов прекрасно сохраняют температуру помещения, создавая комфортный микроклимат и зимой, и летом. Ткани из льна и хлопка красивы, практичны, демократично изысканы и естественны.

Высококачественный лен – это элитная продукция. Лен в чистом виде используется редко, обычно его облагораживают. Он может сочетаться практически с любым волокном – с хлопком, шелком, вискозой, полиэстером. Такие сочетания делают ткань мягкой, пластичной, и лен, похожий на обыкновенную мешковину, приобретает прозрачность и играет на свету.

Обработка льняного волокна намного сложнее, чем хлопкового, в связи с этим, лен считается «роскошным» материалом и вдвое дороже хлопка.

Батист представляет собой сочетание хлопка с полиэстером. Она может служить и легкой летней портьерой, и тюлем. Ткань не прозрачна, но хорошо пропускает свет.

Современные технологии прядения позволили уменьшить традиционные недостатки льняных и хлопковых изделий.

Используя натуральные ткани в интерьере можно найти решение отвечающее канонам любых стилей.

Шерсть. Шерстяные ткани хорошо смотрятся в интерьере, приятны на ощупь, шерсть ложится мягкими округлыми складками, и интерьер выглядит магче и человечнее. Если попробовать завесить окна тонкой шерстью: летом не возникает ощущения зноя, зато круглый год будет чевство стильного пространства.

С шерстью легко работать. При декорировании интерьера портьерами из шерстяной ткани рекомендуется придерживаться простого дизайна, предоставляя тем самым возможность шерстяной ткани образовывать фалды и складки естественным образом.

Лучше всего, если штора будет такой длины, чтобы царственно улечься на пол, тогда интерьер получит налет шикарной небрежности, которого так сложно добиться. Портьеры из шерсти нуждаются в подкладке. Ткань должна ниспадать на пол и если переплетение нитей достаточно свободно, края можно сделать бахромчатыми.

Тюль. Тюль – легкая прозрачная, гладкая или узорчатая ткань (хлопчатобумажная, полушелковая, шелковая, вискозная или смесовая).

Существуют две разновидности тюля: органза и вуаль.

Органза – прозрачная тюлевая ткань, выработанная по принципу тафты, но при ее производстве используется более тонкая нить. Рисунок на органзе может вырабатываться различными способами: вышивка, печать, травление (дэворе).

Вуаль – это тюлевая ткань. При ее изготовлении нити не скручивают, поэтому она мягче, чем органза и менее прозрачна. Рисунок на вуали может быть нанесен путем печати, вышивки или вытравливания химическими реагентами.

Тюлевые ткани очень разнообразны по количеству расцветок. Эти ткани очень изысканы, изящны, тонки и поэтому требуют бережного отношения. Новые технологии очень изменили тюль, сделали его самодостаточным и неожиданным в своих решениях.

Вуаль и органза великолепно драппируются, из них можно создавать интересные и стильные композиции, отлично вписывающиеся в любой интерьер. Очень часто тюль используется один, сам по себе, а не в комплекте с портьерной тканью.

Производителями предлагаются коллекции не только традиционно синтетического тюля, но и коллекции шелкового тюля. Кроме этого представлено большое разнообразие тюлевых материалов: вуаль, органза, органза с флоковым нанесением, создающая эффект бархатных полос и рисунков.

 

8.2.5. Современные технологии в производстве тканей

Внешний вид вещей сегодня определяют технологи. Высокохудожественные ажуры и обворожительные вышивки создаются в компьютере и на станках с программным управлением. Что перспективно в декоре?

3D-объем Текстиль больше не является плоским. С поверхности выпухают крупные и мелкие фрагменты. Например, лепестки.

FLAKE AND FLOWERS, диз. М.Куллин (M. Cullin), Woodnotes. Волокно Tyvek.

Перфорация Дырки повсюду: на фарфоре, мебели, «тряпочках». Перфорированные поверхности усложняются. Так, придумано спецпокрытие, которое позволяет прикреплять ткань прямо к стеклу.

DOTTO, Creation Baumann.

Аппликация Еще один способ придать ткани объем. Выразительная черная строчка фиксирует накладные детали и «прорисовывает» орнамент.

SHANI, колл. MOMENTS, Creation Baumann.

Икаты Цветной рисунок наносят на нити основы до того, как начинают ткань. Возникает характерный, будто размытый узор. Древняя техника.

IKAT FLOWER, диз. А. Минагава (A. Minagawa), Kvadrat. Шерсть, нейлон.

Вышивка Пышная многоцветная или линейная однотонная, вышивка поражает искусностью. Трудно поверить, что это работа машины.

ISABELLA, Nya Nordiska. Полиэстер. Серебряная нить.

Декупажи Лазеру по силам сквозные орнаменты любой сложности. Хрупкий ажур (продукт лазера) накладывается на прозрачную основу. Эффект сохраняется, а прочность повышается.

ANGE ET DEMON, Elitis. Тафта на прозрачной вуали.

Металлизация Включение металлических нитей придает драпировкам блеск и скульптурность: им можно задавать форму!

FLORIS, Kinnasand. Полиэстер, металл. Трехслойная структура.

Сетка Рыхлое плетение выводит на первый план собственно нити. Такой текстиль очень деликатен.

LINIA, Zimmer+Rohde. Лен. Фактура – результат механической гидрообработки под давлением.

Имитация Ткани имитируют фактуру кожи, плетения из соломки и даже меха каракуля, столь востребованного модным люксом.

CHAPKA, Lelievre. Хлопок, вискоза, полиэстер.

Флок Мельчайшие ворсинки напыляются на основу и остаются в тех местах, на которые предварительно был нанесен специальный клей.

Тиснение Нередко используется в ворсовых тканях. Ворс частично утапливается – в итоге образуется объемный рисунок. Актуальны и жаккарды, воспроизводящие данный эффект.

GORGONE, колл. CLIN D’OEIL, Lelievre. Шелк, вискоза.

Печать Старая техника набойки получила развитие. Воспроизводит неравномерную окраску с эффектом старения: краска как будто потерлась. Часто добавляют золото и серебро.

 


лекция №12

Тема 9. актуальные направления современного текстильного дизайна. Оформление окна (2 часа)

План

9.1. Исторические стили оконного убранства.

 

9.1. Исторические стили оконного убранства

Ренессанс 1440-1649

С эпохи Ренессанса начинается осознанное украшение интерьеров. Именно в этот период великих перемен и возрождения живописи и архитектуры украшение интерьеров стало восприниматься как особое направление искусства. Идея намеренного использования предметов мебели в качестве декорации, а также применения единообразных и гармонирующих тканей вскоре стала популярной по всей Европе. Представления о «цивилизованной жизни в доме» начали руководствоваться набором установленных правил. Это было началом искусства дизайна интерьера и развития индустрии оконного убранства.

Основным способом изоляции окна в течение периода Ренессанса были деревянные ставни. Закрепленные с внутренней либо с наружной стороны окна, ставни могли закрывать оконный проем, защищая помещение от дождя и яркого солнечного света, но практически не помогали сохранить тепло. Они имели чисто функциональное назначение.

В XVI веке введение в обиход легких прозрачных тканей дало возможность создания простых и утилитарных занавесок. Занавески, чаще всего из тонкого газа или муслина, позволяли контролировать солнечное освещение и сохранять определенную уединенность. Подвешенные на металлических штангах при помощи крючков, обычно отдельными полотнищами, занаве­ски получили широкое распространение лишь после 1650-х годов.

Хотя в эпоху Ренессанса убранство окон было простым и непритязательным, занавески, составлявшие убранство кроватей, а также портьеры, разделявшие комнаты, были выполнены гораздо искуснее. Они помогали сохранять уединенность и не давали сквознякам и звукам распространяться по всему дому. Занавески такого типа назывались «портьерами», от французского «porte», что означает «дверь». Портьеры висели внутри помещения. Полотнище ткани, возможно шелка, льна или шерсти, утром подвязывалось к косяку двери и опускалось на ночь, отгораживая помещение.

В это время наиболее ценным имуществом человека была кровать. Спальни знати должны были отражать всю важность положения своих владельцев. Кровати с балдахинами на четырех столбиках и пологами представляли собой большие деревянные конструкции, украшенные искусной резьбой. Занавеси полога крепились под балдахином и полностью закрывали кровать. В холодных северных странах это помогало сохранять тепло и не допускать сквозняков, тогда как в более теплых средиземноморских странах основной функцией полога была защита от москитов и насекомых.

По правде говоря, слово «полог» (английское «canopy») было произведено от греческого слова «konops», что значит «комар».

Ткани этого времени были главным образом гладкого плетения, шелковые, шерстяные или хлопковые. По мере развития новых способов ткачества, во Франции и в Италии начинается широкое использование бархата и парчи насыщенных и переливающихся цветов. Хлопковые ткани теперь украшались ручным набивным рисунком или рисованными узорами с круп­ными цветочными мотивами.

К концу эпохи Ренессанса в оконное убранство начали включаться подзоры. Ламбрекены и карнизы, формы которых были навеяны мотивами греческого искус­ства, стали теми завершающими штрихами, которые придали занавескам более изысканный вид, достигший особенного расцвета в эпоху барокко.

Барокко и ранний георгианскии стиль 1643-1730

Эпоха барокко внесла большие изменения в оконное убранство. Впервые в истории оконные занавески стали продуманным декоративным элементом внутреннего оформления комнаты. Дальнейшие успехи в развитии технологии ткачества, в сочетании с растущим ввозом хлопковых тканей из Индии, позволяли создавать новые интересные ткани специально для исполь­зования в оконном убранстве.

«Более сложные» и «театрализованные» - вот самые распространенные эпитеты при описании всех видов оконного убранства эпохи барокко. Карнизы и ламбрекены теперь получили распространение как наиболее предпочтительные способы завершения верхней части оконного убранства, хотя их первоначальным назначением было всего лишь скрывать штанги и рабочие части занавесок, укрепленных под ними. Карнизы вырезали из дерева и, как правило, придавали им весьма изощренную форму. Ламбрекены, в отличие от карнизов, обычно выполнялись из плотной жесткой ткани, фигурно выкроенной, и часто украшались по краям декоративными элементами.

Отделка галуном и бисером, искусство изготовления декоративной тесьмы процветали во Франции во время правления Людовика XIV. Позже мастера-гугеноты из-за религиозных преследований бежали в Германию, Англию и Нидерланды, унося с собой секреты утонченного ремесла.

Красивая отделка, которая изначально использовалась для того, чтобы скрыть подгибки и места соединения драпировок, постепенно превратилась в декоративный элемент, доступный только членам королевской семьи и знати. Плоские шнуры и тесьма, бахрома с кисточками и сутаж из тонких шелковых нитей украшали края полотнищ из бархата, парчи и камки.

Оконные занавески первоначально представляли собой простое отдельное полотнище ткани. Новая мода на занавески из двух полотнищ придала оконному убранству симметричность.

Даниель Маро, французский художник и обойщик XVII века, считается автором «фестонов», занавески, которая может быть стянута вверх, создавая эффект ламбрекена. Исходя из этого принципа, было разработано множество разнообразных фасонов жалюзи и маркиз, из которых самыми распространенными являются маркизы и подзоры с кисточками. Обтянутые тканью скользящие рамы защищали помещения от яркого солнца в течение дня. Для них использовались очень тонкие, прозрачные ткани, натянутые на раму и пропитанные маслом. Рама монтировалась в оконном проеме.

Кроватные пологи в эпоху барокко также стали более изощренными. Сама деревянная конструкция над кроватью стала меньше, чем в эпоху Ренессанса, но пологи и балдахины над кроватью достигли нового уровня роскоши и детализации.

Ранний георгианский стиль был декоративным стилем Англии и Америки, процветавшим одновременно с эпохой барокко в Европе. Несмотря на то, что ранний георгианский стиль испытывал сильное влияние европейского барокко, он был более рафинированным и менее сложным. Многие произведения, которые относят к раннему георгианскому стилю, приписываются сэру Кристоферу Рену, королевскому архитектору Англии конца 1600-х годов.

Поздний георгианскии стиль 1714-1770

У самой важной из идей, которые развивались в течение позднего георгианского стиля, была мысль привести оконные занавески в соответствие с кроватными драпировками. Первоначально эти два элемента воспринимались как не связанные между собой в оформлении интерьера комнаты. Богатые дамасские ткани и парча золотых, голубых и красных цветов теперь использовались и для занавесок и для кроватных драпировок. Другими цветами, которые доминировали в интерьерах этого времени, были бирюзовый и коралловый.

Кроватные драпировки были теперь обыкновенным явлением по всей Европе, сохраняя тепло и являясь украшением величественных покоев этого времени. Хлопковый ситец с набивным рисунком с мотивами английских садов наиболее высоко ценился в это время средним классом, что увеличивало популярность этого типа убранства. У состоятельных людей обычно имелись два комплекта кроватных драпировок: тяжелые ткани и гобелены для использования в зимнее время и более легкие муслиновые - для лета.

Изысканные ламбрекены элегантных очертаний определяли силуэт окна позднегеоргианского времени. Украшение аппликацией и вышивкой делали эти элементы оконного убранства еще богаче. Воздушные фестонные жалюзи, которые поднимались под ламбрекены при помощи шнуров, считались самым модным фасоном в Европе.

Оконное убранство позднего георгианского периода можно описать как самое подвижное и переменчивое. Новейшие ткани и фасоны позволяли сделать занавески мягко струящимися. Этому ощущению движения дополнительно помогало использование мотивов ленточек и гирлянд в рисунках тканей.

В Англии в этот период самым популярным фасоном были «Ита­льянская низка», или занавески с фестонами. Полотнища этих занавесок драпировались таким образом, чтобы выглядеть как фестоны, для чего струну протягивали по диагонали в направлении наружных верхних углов окна, что заставляло ткань занавесок висеть грациозными волнами. Современные дизайнеры интерьера до сих пор пользуются этим очень элегантным способом изготовления фестона.

Рамы с промасленной тканью эпохи барокко продолжали широко использоваться в качестве защиты от солнца и в этот период. Их часто расписывали вручную замысловатыми узорами или сценами на природе. Эти рамы стали предшественниками роликовых штор, появившихся ближе к концу этого периода.

Роликовые шторы изготавливали из натурального льна или хлопка и использовали натяжную систему подъема, чтобы их можно было опускать и поднимать для контроля освещения и создания уединенности.

Оконное убранство становилось все более сложным по мере того, как архитекторы начали разрабатывать стили и очертания окон, основываясь на системе пропорций, установленной в соответствии с идеалами итальянского зодчего XVI века Андреа Палладио и названной «принципами Палладио». Эта система представляла собой определенный набор пропорциональных соотношений, основанных на классической архитектуре античной Греции, которые можно было применить к различным элементам экстерьера, включая окна.

Стиль рококо / Стиль Людовика XV 1730-1760

Сэпохи барокко до Викторианской эпохи за внутреннее убранство всего дома были ответственны исключительно обойщики. Изысканные кроватные драпировки и оконные занавески были результатом разработок этих опытных и влиятельных людей. Они делали заказы и выбирали различные товары, которые требовались для воплощения их расточительных проектов. Одним из таких людей был Томас Чиппендейл.

В 1754 году Чиппендейл издал книгу образцов узоров «Руководство для джентльмена и оформителя кабинета». Эта книга не теряла свое значение в области убранства интерьеров в течение многих лет. Чиппендейл обычно использовал мотивы, навеянные китайским искусством, наряду с мотивом раковины - «фирменным» знаком эпохи рококо. Эти мотивы использовались и в узорах тканей, так же как в богатой деревянной резьбе кроватей и прочих предметов мебели.

Форма окон этого времени создавала массу трудностей, как часто бывает и сегодня. Готические узкие стрельчатые окна, широкие арочные окна получили распространение по всей Европе и в Британии. Чиппендейл создал изогнутые карнизы и ламбрекены для украшения этих окон и затем драпировал их маркизами с мягкими складками. Большое внимание в этот период уделялось более легким драпировкам и балдахинам кроватей, предпочтение отдавалось стремлению к большему комфорту. Легкая шелковая тафта была самой распространенной тканью для изготовления оконных занавесей и драпировалась по-новому, более легкими складками, что и отличает убранство этого периода. Цвета стали более утонченными: мягкие пастельные оттенки желтого, розового и голубого пришли на смену темным насыщенным краскам предыдущего столетия.

Поднимающиеся вверх занавеси, которые назывались «римские драпирующиеся шторы», были самым модным видом оконного убранства этого времени. Стягивающиеся вверх занавески приобрели дополнительное на­полнение и в результате стали выглядеть мягче. С этими занавесками использовались драпировки из более богатых и темных тканей, просто закрепленные сверху или дополненные украшенными ламбрекенами.

Развитие текстильной промышленности позволило создать ткани, имевшие качества, которые не изменялись со временем, известные сегодня просто как полотно. Полотно было первой тканью, окрашенной с использованием медных досок. Этот способ позволял производить ткани, которые имели более отчетливый рисунок, а также более крупный раппорт узора. Тех­нология полировки тканей для получения «ситца» также была введена в обиход в это время.

По мере того как балдахины становились все менее тяжеловесными, деревянные конструкции над кроватями также изменились и получили несколько разновидностей. «Половинный балдахин» был более компактным, отстоявшим от стены лишь над частью кровати, а не над всей длиной. «Польская кровать» имела навершие в виде купола, который поддерживался стойками во всех четырех углах кровати, задрапированными красивыми шелковыми полотнищами. Во Франции стало обычным помещать кровати в альковы и устраивать вокруг них ламбрекены с боковыми занавесями.

Шелк и хлопок пришли на смену более тяжелым тканям, таким как бархат и расшитые гобелены, которые использовались для балдахинов кроватей в эпоху барокко. Период рококо обозначил переход от очень витиеватого и изощренного стиля эпохи барокко к изысканному классическому стилю, который доминировал в период неоклассицизма конца XVIII века.

Неоклассицизм 1770-1820

Неоклассицизм представляет собой элегантный стиль оформления, который характеризуется использованием простых геометрических форм. Классические произведения искусства Древней Греции и Рима, найденные при раскопках в Помпеях и Геркулануме в 1700-х годах, вдохновили этот стиль.

Открытия, сделанные в античных руинах, повлияли также и на цветовые предпочтения эпохи неоклассики. Цветовую гамму этого периода составляют земляные оттенки, такие как глина, терракота и зелень с черными акцентами. Другие расцветки вошли в употребление под влиянием промышленности, а не истории.

Произведения керамического завода Веджвуда создали моду на голубые и синие оттенки, и ткацкие фабрики Обюссона и Гобелена во Франции начали производить ткани этих цветов.

Фасоны кроватей и кроватных балдахинов в это время становятся делом скорее мебельщика, чем обойщика. Результатом этой перемены стало уменьшение роли кроватных драпировок и появление согласованных карнизов кроватей и окон. Краснодеревщиком, чьи идеи оказали большое влияние на интерьеры конца 1700-х годов, был Томас Шератон.

Шератон был знаменит как создатель уникальных кроватей и сложных карнизов. Ему приписывается введение в обиход карниза «пагода», отмеченного сильным влиянием китайского искусства. Модели Шератона, опубликованные в конце 1793 года в «Книге рисунков для краснодеревщика и обойщика», были украшены резьбой, позолотой и классическими мотивами.

Самым распространенным фасоном оконного убранства эпохи неоклассицизма были драпирующиеся занавески, теперь располагавшиеся симметричными парными полотнищами. Они выглядели довольно не­притязательно, что повлекло необходимость усовершенствовать карнизы-штанги, сделать их более декоративными или функциональными. Появление в это время первых карнизов со шнуром и блоком, теперь известных как карнизы с раздвижным механизмом, позволяли уменьшить износ и истирание драпировок.

Эти новые карнизы посередине заходили один за другой, что весьма усиливало законченность общего вида драпировок. Кроме того, декоративные карнизы-штанги с изукрашенными наконечниками и кольцами уравновешивали незатейливый силуэт занавесок этого времени и делали убранство более интересным.

По мере того как прозрачные ткани приобретали все большее распространение, под верхние драпировки был добавлен слой нижних занавесок. Эти тонкие муслиновые занавески монтировались к оконной раме и придавали комнате дополнительный уют и защиту от солнечных лучей.

Крупнейшим технологическим достижением в производстве декоративных тканей этой эпохи было изобретение Джозефом Жаккардом в 1804 году ткацкого станка. Этот сложный станок позволял машинным способом выткать материю с самыми изощренными узорами, которые ранее могли быть выполнены только вручную весьма трудоемким способом.

Ближе к концу периода неоклассицизма четкая симметрия, свойственная очертаниям оконного убранства, уступила место асимметричным моделям, которые приобрели широкое распространение позже, в эпоху ампира.

Федеральный стиль / ампир / Регентство 1804-1860

Как только забота о здоровье привела к пониманию, что кроватные пологи и балдахины препятствуют циркуляции воздуха, собирают пыль, а в деревянных конструкциях кроватей поселяются насекомые, на смену прежним конструкциям пришли открытые кровати, сделанные из железа. Результатом стало усиление декоративной роли кроватных покрывал и оконного убранства, характерного для эпохи ампира и Регентства.

Исходя из тех же соображений, которые привели к отказу от кроватей с балдахинами, тяжелые ламбрекены и карнизы также стали играть меньшую роль. Богатство и изобилие оконного убранства достигалось теперь путем использования многослойных занавесей, часто расположенных асимметрично. Нередко окно имело 4 или 5 отдельных слоев занавесей: верхние драпи­ровки, нижние занавески, сделанные из более легкой ткани, маркизы и жалюзи, а также, возможно, ламбрекен или подзор, который укреплялся поверх всего ансамбля.

Популярность прозрачных нижних занавесок в течение периода ампира продолжала расти. Сделанные из шелка или хлопкового муслина нейтральных оттенков, нижние занавески превратились в общепринятый элемент оконного убранства. В иных случаях, в менее официальных интерьерах, использовались нижние занавески, также сделанные из муслина, которые закреплялись на нижней половине окна, близко к плоскости стекла. Историки предполагают, что оба типа занавесок служили для защиты от солнечных лучей, а также от проникновения насекомых.

Уменьшение роли ламбрекенов и подзоров вызвало необходимость создания более замысловатых фасонов карнизов для драпировок и завершений. Завершения, украшенные регулярными французскими защипанными складками, плиссировками, сборками или буфами, приобрели более организованный и декоративные вид, тогда как штанги карнизов превратились в роскошную нарядную деталь, предназначенную для демонстрации. Формы медных или деревянных наконечников и кронштейнов этих карнизов были навеяны либо классическими мотивами, такими как листья лавра или аканта, либо военными орнаментами, такими как копья или орлы.

«Продолженная драпировка» - термин, который использовался для обозначения практики превращения двух или более отдельных окон в одно при помощи единого непрерывного ламбрекена или подзора, с легкостью нашел свое применение и по отношению к асимметричным фасонам этого времени. Каждое окно само по себе было асимметричным, но при объединении с другими окнами в единый ансамбль зеркальное отражение создавало впечатление уравновешенности.

На протяжении периода ампира росла популярность длинных занавесей с буфами на полу. Модельеры этого времени расходились во мнении, какая длина полотнищ является наиболее подходящей: от нескольких санти­метров, грациозно ниспадающих на пол, до метра ткани, создающей более драматичный эффект.

Историки также расходятся во мнении относительно причин возникновения этой излишней длины ткани, выступающей в роли так называемого «пылесборника». Некоторые полагают, что длина драпировок являлась проявлением достатка: чем состоятельнее был владелец, тем больше метров ткани он мог себе позволить. Другие считают, что этот фасон являлся чисто функциональным способом предотвратить сквозняки из окон. Этот довод кажется особенно правдоподобным, так как пологи кроватей предшествующих времен были теперь упразднены.

Другой декоративной деталью, которая широко использовалась в это время, была изнаночная подкладка. Вспомогательная ткань, использованная в качестве подкладки основных занавесей, могла создавать впечатление дополнительного слоя занавесок, когда основные занавеси раздвигались или поворачивались изнанкой вверх, обнаруживая контрастную подкладочную ткань.

Роликовые шторы внесли в дизайн интерьеров элемент артистизма. Их полотнища превратились в холсты для нарисованных пейзажей и набивных узоров.

Иногда окаймленные бахромой или бордюрами, роликовые шторы становились неотъемлемой составляющей оконного убранства этого периода.

На протяжении своей истории оконное убранство развивалось циклически: времена изобилия и роскоши сменялись периодами подчеркнутой простоты, идеи переходных эпох со временем достигали пика своего развития. Многослойные убранства периода ампира и Регентства были началом стиля, который достиг пика в напыщенном изобилии Викторианской эпохи.

Викторианский стиль 1840-1901

Общей тенденцией было использование отделки бахромой и различными тканями. К краям драпировок и подзоров часто прикреплялись ленты из контрастных тканей. Более тяжеловесная и пышная буйонская бахрома пришла на смену бахроме с кисточками и галуном.

Все большую популярность приобретали кружевные ткани, которые использовались для нижних занавесок и для занавесок, прилегающих к стеклу. Машинное производство кружевных и сетчатых тканей делало их более доступными для среднего класса. Кружевные или прозрачные полотнища плотно собирались верхним краем на медных карнизах-штангах, а нижний край либо свисал свободно, либо прикреплялся к оконной раме при помощи второй штанги, продетой сквозь нижнюю подгибку занавески. При использовании этих занавесок на окнах спален или в стеклянных дверях, их полотнища перевязывались посередине стягивающей лентой, которая придавала им очертания песочных часов.

Наиболее уважаемые дизайнеры этого времени рекомендовали своим заказчикам добавлять к занавескам подкладочную и прокладочную ткани. Подкладка не только продлевала жизнь основной ткани, она улучшала теплозащитные свойства занавесок и помогала предохранять обивку других предметов мебели от выгорания на солнце.

По мнению известного дизайнера Джона Лоудона, занавески не могли выполнять функцию защиты от сквозняков в тех случаях, когда не использо­вался верхний широкий карниз или подзор. Этот деревянный короб должен был закрывать то пространство над верхней частью занавесок, откуда мог проникать холодный воздух. Карнизы, которые использовались в это время, были меньшего размера и менее вычурными, чем карнизы предшествующих периодов, хотя по-прежнему в них присутствовала позолота и иногда дополнительные медные украшения.

Ламбрекены - удлиненный вариант карниза с тканью, спускающейся вдоль боковых сторон окна, были в моде в период ампира и раннюю Викторианскую эпоху, но к концу XIX века устарели и вышли из моды. Стало казаться, что эти массивные конструкции слишком тяжелы для интерьеров этого времени и что они перекрывают слишком много света.

Появлялись и новые фасоны тканевых оконных занавесок. Для создания мягких волн постоянно увеличивалось количество используемой ткани и наполнение занавесок. Результатом этой эволюции стали австрийские шторы (маркизы), с более мелкими и частыми фестонами. Для придания ансамблю большей элегантности и изысканности австрийские занавески часто дополнялись ламбрекенами и подзорами в складку.

Роликовые шторы, которые теперь выпускались с пружинными механизмами, оставались важным элементом оконного убранства, призванным обеспечивать уют и контролировать солнечное освещение. Другими типами жалюзи, получившими чрезвычайное развитие в это время, были деревянные горизонтальные жалюзи и реечные ставни.

Противники чрезмерной пышности викторианского стиля объединились в группу реформаторов, которые отстаивали большую простоту убранства и возврат к готическим принципам дизайна. Это направление стало известно как «Движение эстетов». Вильям Моррис, чье имя стало синонимом декоративных тканей, был основоположником «Движения эстетов» в области дизайна интерьеров. Он и другие влиятельные дизайнеры, такие как Чарлз Истлейк, протестовали против удушливых, чрезмерно задрапированных оконных убранств расцвета Викторианской эпохи. Их собственные модели отличались простотой и функциональностью и служили лишь фоном для комнатного интерьера.

Идеи «Движения эстетов» оставались главенствующими до конца XIX века, когда в результате обратного процесса в оформление окон снова вернулось французское влияние, что привело к возрождению изощренно сложных карнизов, верхних драпировок, нижних занавесок и всех тех украшений, которые были характерны для оконного убранства прошедших эпох.


лекция №13

Тема 9. актуальные направления современного текстильного дизайна. Оформление окна (2 часа)

План

9.2. Шторная терминология.

 

9.2. Шторная терминология

При правильном выборе оконного оформления, оно может быть функциональным и красивым одновременно.

Оформление окна имеет большое значение для декоративного убранства всей комнаты. В зависимости от выбранного стиля и ткани, окно может стать либо выразительным акцентом в интерьере, либо, гармонируя с оформлением стен, создать фон и позволить мебели играть ведущую роль. Выбор фасона может быть самым разнообразным: от простого, непритязательного убранства, до эффектных многослойных портьер и сложных ламбрекенов.

Помимо декоративного эффекта, при выборе занавесей следует учесть и некоторые функциональные аспекты. К примеру, от штор в спальне мы ждем защиты от яркого солнечного света, тогда как убранство окна гостиной или столовой не должно мешать освещению всей комнаты. Занавеси окон, выходящих на шумную улицу, охраняют покой вашего частного жилища, тогда как убранство окна, глядящего на прекрасный уединенный пейзаж, должно быть минимальным и подчеркивать красоту вида.

Чем тщательнее вы отнесетесь к подбору фасона, ткани и карниза, тем вероятнее достигнете успеха.

Шторная терминология

Ламбрекен (фр. lambrequin – «украшение») - задрапированная ткань над дверным или оконным проемом, закрывающая полностью или частично шторный карниз. Бывает мягкой и жесткой формы. Бандо - жесткая, или каркасная, форма ламбрекена. Чаще используется плотный нетканый материал, имеющий 1 или 2 клеящиеся поверхности. Встречается термо-бандо (различной толщины) и самоклеящееся бандо.

Составляющие ламбрекена:

 

Сваг - декоративный элемент ламбрекена, полукруг, задрапированный вручную складками. Состоит из середины и двух плечей. Плечо - это часть свага с драпированными складками, расположенными по линии карниза. Глубина свага - величина, на которую элемент опускается от верхней линии карниза.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.118.9 (0.082 с.)