Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проявление внимания к человеку во время деловых встреч, бесед, разговоров — основа организаторской этики. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
К разговору необходимо подготовиться, если хотите серьезно поговорить, а не просто переброситься несколькими словами. Продумайте, хотя бы схематично, план беседы. Чего вы хотите добиться от разговора с человеком — решить надо заранее. Может быть, вам надо дать поручение, высказать просьбу, снять напряжение у чем-то расстроенного товарища, уточнить какие-то факты, наладить отношения, сделать замечание — все это надо иметь в виду и добиваться достижения цели. Учтите, что вначале вам покажется трудной такая подготовка к разговору, но потом это войдет в привычку, и все будет происходить как бы само собой. В какой форме провести разговор, будет зависеть от — личных особенностей собеседника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость и др.); — его состояния в этот момент (расстроен, нервничает, раздражен, весел, подавлен и т. д.); — его отношения к вам (недоверчивость, антипатия, привязанность, равнодушие и т. д.); — его предполагаемого отношения к теме разговора. Начало задает тон всему разговору. Особенно если вы не знаете или плохо знаете собеседника. Поменьше дежурных фраз типа «Как живешь?», «Как настроение?», «Что нового?». Наивно думать, что они сразу же создадут обстановку взаимного доверия и расположения. Если началу разговора будут предшествовать вопросы, где вы покажете свою осведомленность в успехах, неудачах собеседника, его занятиях, увлечениях, в интересных событиях, в которых ему пришлось принимать участие («Говорят, что у вас здорово прошел классный «огонек»; «Что-то ты мрачный ходишь, все никак не успокоишься после проигрыша в волейбол?», «Ну как тебе вчерашний фильм?» и т. д), то это поможет вам быстрее найти взаимопонимание. Если же вам приходится встречаться с собеседником часто, достаточно дружеского приветствия. Но все равно, не сбрасывайте со счета его состояние в данный момент. Верный сигнал вашей доброжелательности и призыв к откровению — добрая улыбка. Она ничего не стоит, но может сделать многое. Не ожидайте, что участники вашего разговора первыми проявят к вам дружелюбие и приветливость, начинайте с этого сами. Может случиться, что они не будут реагировать на ваше внимание. Имейте терпение! В конце концов, вежливость одержит верх.
Проявление уважения и внимания к человеку — это обращение к нему по имени. Каждый человек вправе считать свое имя лучшим словом из всего лексического запаса. Если вы запомнили имя человека, с которым вам придется впервые работать, это будет для него комплиментом и одновременно знаком того, что вы внимательный человек. К откровенной беседе располагает, если вы — не подчеркиваете без надобности разницы между собой и собеседником в должностном положении; — критически относитесь к собственным недостатка и неполадкам в работе организации; — высказываете свои соображения доброжелательно, в форме совета; — проявляете искренний интерес к личности собеседника; — умеете внимательно слушать собеседника. Умение выслушать человека не менее важно, чем умение убедительно говорить. Очень часто человеку надо дать именно «выговориться». Это естественная потребность, возникшая в минуты напряженного, нервозного состояния в результате каких-либо неприятностей, недоразумений или, наоборот, в моменты, когда человеку хочется поделиться радостью, своими приятными переживаниями. Хороший, сердечный разговор может помочь человеку обрести душевное равновесие, создать нормальный рабочий настрой. Если собеседник увидит, что вы искренне заинтересованы, что вас волнует разговор, что вы переживаете вместе с ним, это принесет делу только пользу. Не следует в этот момент без необходимости перебивать человека, отвлекаться, смотреть куда-то в сторону. Что касается сочувственной мимики, то она придет к вам сама, если вы действительно искренни. Дав собеседнику «выговориться», можно постепенно направлять разговор в нужное вам русло. Стоит выяснить факты, уточнить детали, предложить еще раз в спокойной обстановке изложить существо дела. Организатору нужно уметь «разговорить человека». Ведь не всегда мы встречаем готовность собеседника открыться нам, вести откровенный разговор. Тут могут быть разные причины: и замкнутость человека, и его подавленное состояние, и недоверие к организатору. Доверительная беседа предполагает особую осторожность, деликатность, умение увидеть застенчивость и стыдливость, нежелание сразу же обнажать перед другим свой собственный мир. Человек ждет взамен на свое откровение сохранения, как раньше говорили, «тайны исповеди», гарантию того, что его «секреты» не станут назавтра темой пересудов одноклассников.
Самая злая кража — Кража доверья. Вот где нужна бы стража, Крепкий замок на двери! Тайно открыл ты другу То, чем душа согрета, Он же в часы досуга Выдал твои секреты! Тут не корысть, не злоба,— Просто болтать охота. Он тебя предал, чтобы Поразвлек'ать кого-то. Он дорогую тайну Отдал в чужие руки — Отдал ее случайно, От пустоты, от скуки. Вот где нужна бы стража, Крепкий замок на двери! Самая злая кража — Кража доверья! (О. Высотская. «Кража») Взаимопонимание легче достигается, когда организатор не пытается с ходу докопаться до истины, а выстраивает цепочку вопросов, когда он дает понять, что их разговор носит доверительный характер.
От «Песчаной Россыпи» К «Горящему факелу» Дирижер коллектива. — Путь к вершине. — Станции: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел».— Как формировать коллектив. — Самоаттестация. — Программа роста. — В ногу с коллективом. — Советы организатору, Очень часто мы слышим, что коллектив является лучшим воспитателем человека. И это правильно, но при условии, если коллектив является по-настоящему дружным и сплоченным. Ведь далеко не о каждой классной группе или другом объединении (бюро ВЛКСМ, комитет комсомола, совет дружины, штаб или совет дела и др.) можно сказать, что здесь живут и действуют по правилу «один — за всех и все — за одного». Когда в таких группах каждый сам по себе, когда люди беспокоятся лишь о собственном благополучии, выгоде, разве по плечу им такая сложная задача — воспитывать своих членов? Если организатор постоянно взывает к совести учащихся, «тянет» всю работу один или с несколькими активистами, о каком дружном коллективе может идти речь? Даже очень хороший организатор не сможет длительное время один нести это тяжкое бремя руководителя, если у него не будет твердой и надежной опоры под названием коллектив. Вот почему сверхзадачей организатора является формирование и сплочение коллектива. Что значит «формировать»? Это значит создавать, лепить, придавать чему-либо новую форму. Но люди не кусок глины, поддающийся любому воздействию. Этот человеческий материал может сопротивляться, неожиданно принимать непредусмотренные мастером-организатором формы, «уплывать» из рук мастера. Слово «сплотить» означает плотно соединить, добиться единства. Сплочение людей не механическая подгонка одного к другому. В открытом музее русского зодчества в Костроме стоят прекрасно сработанные русскими умельцами избы, терема, в которых вы не найдете ни единого гвоздя. Мастера так умели «слышать» каждую балку, каждую перекладину, что ловко могли соединить их, заставить опираться одна на другую и одновременно поддерживать все без исключения элементы строения. Можно, разумеется, сколотить все это огромными гвоздями, но насколько долговечно будет такое сооружение? Можно и ребят посадить за одну парту, записать помимо их интересов в какой-нибудь кружок, но это соединение будет механическим, искусственным.
Ничего не получится у того организатора, который, придя в класс, заявит: ты дружи с этим, а ты с тем; тебе лучше проявлять симпатии к тому, а тебе знаки внимания к этому. Смешно. В жизни так никогда не получится. Но почему? Одно из удивительных свойств коллектива — его способность к саморазвитию. Без всяких команд извне люди начинают знакомиться, радость одного может передаваться другим, неудача товарища может повлиять на самочувствие остальных, энтузиазм руководителя может охватить всех учащихся. В трудные моменты люди стремятся быть ближе друг к другу — опасность легче преодолеть сообща. Люди сами выбирают себе друзей, товарищей, объясняются в любви, клянутся в верности, ссорятся. Организатор должен в этих условиях быть дирижером, руководить, управлять процессом становления коллектива, его формированием. Он не волен заставить дружить ребят, но помочь каждому раскрыться, показать свои лучшие стороны, которые могут привлечь к нему сверстников,— это ему под силу. Организатор может создать такие условия, в которых взаимопомощь, сотрудничество, взаимопонимание всех ребят станут обязательными для всех. Обратите внимание, как точно и образно говорит о задачах организаторов В. И. Ленин. «Чтобы центр мог не только советовать, убеждать, спорить (как делалось до сих пор), а действительно дирижировать оркестром,— писал он,— для этого необходимо, чтобы было в точности известно, кто, где и какую скрипку ведет, где и как какому инструменту обучался и обучается, кто, где и почему фальшивит (когда музыка начинает ухо драть), и кого, как и куда надо для исправления диссонанса перевести и т. п.». Формирование и сплочение коллектива — это как восхождение к вершине. Одному туда никак не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый «коллектив». Если считать, что у подножия этой вершины группу людей мы еще не можем назвать коллективом (хотя в жизни мы часто называем коллективом любую группу людей), а оказавшейся на вершине «присваивается» это «звание», то весь путь будет состоять из переходов разной сложности, каждый из которых заканчивается вообра жаемой станцией. Давайте условно обозначим эти станции-ступени. У самого подножия расположилась станция «Песчаная россыпь». На расстоянии одного перехода — «Мягкая глина». Примерно на середине пути к коллективу — ступень «Мерцающий маяк». Дальше дорога круче, и приводит она к «Алому парусу». Еще один рывок, правда самый сложный, и вершина — «Горящий факел».
Чтобы было понятно, что означает каждая ступень, дадим им более подробную характеристику. А вы попытайтесь одновременно сопоставить описание с уровнем развития вашего класса. «Песчаная россыпь» Присмотритесь к песчаной россыпи — сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильней, и не станет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит. «Мягкая глина» Известно, что мягкая глина — материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе может быть бюро, комсорг, организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные — доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера — хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать. «Мерцающий маяк» В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание — это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню,— организаторы, актив.
Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех. «Алый парус» Алый парус — символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один — за всех, все — за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника — знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних классах, отрядах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят. Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено. «Горящий факел» Горящий факел — это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это еще не все. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим. Если представить себе, что на пути к «Горящему факелу» находятся все классные группы вашей школы, то можно быть уверенным — цепочка растянулась по всей горе. Кто-то вырвался вперед и приближается к вершине, кто-то топчется у «Песчаной россыпи», кто-то находится на переходе от одной станции к другой. Интересным бывает это движение. Вот какой-то класс решил в два прыжка достигнуть вершины. Ничего не вышло, порастеряли дорогой свой состав: дружные группировки, прибывшие на высотные станции, обнаружили, что некоторые одноклассники так и остались внизу. Надо спускаться и помогать остальным. Забыли, что к вершине группировками не добраться, можно прийти только всем составом. Не всегда зависит скорость продвижения к коллективу от того, в каком классе вы учитесь. Нередко восьмиклассники достигают высотных станций, в то время как усталые десятиклассники надолго решили остановиться у «Мерцающего маяка». У каждого класса может быть свой путь к коллективу. Как это выглядит на практике? Недавно мы обратились с необычной просьбой ко многим старшеклассникам-организаторам школ Костромской области: рассказать о своем классе так, будто они рассказывают об отдельном человеке с его характером, способностями, сильными и слабыми сторонами, его радостями и огорчениями. Кроме того, мы попросили юношей и девушек попытаться определить, на какой ступени развития находятся их классы. О наших станциях все они знали. Были написаны сотни сочинений на тему «Я и мой класс». Среди портретных характеристик классов не оказалось двух одинаковых. Да и не могло быть. Для одних ребят класс выступал добрым, симпатичным и целеустремленным, для других он открывался малопривлекательным, трудным, рассерженным... В сочинениях старшеклассники пытались разобраться во взаимоотношениях, выяснить причины успехов и неудач. Вчитайтесь внимательно в эти строчки: «Мой класс не блещет ничем среди других в школе. Класс не дружный, дружат только два-три человека, а остальные не находят себе друзей не только в своем классе, но даже в школе. Некоторые даже враждуют. Есть у нас хорошие организаторы, они ведут за собой ребят, но не на хорошие дела... Немало ребят думают только о себе, если что и делают, то лишь бы прославиться, утверждая, что если бы не они, то в классе ничего бы не было. Сколько раз я пытался собрать ребят вокруг себя, сдружить их — ничего не получалось. Мы на «Песчаной россыпи», и не мешало бы нам добавить цементу и воды для скрепления» (Виктор Г., VIII класс). «В этот класс я пришла четыре года назад из другой школы. Всех держал в руках главный заводила Сергей Р. Класс был страшно неорганизованным, я даже испугалась. Все изменилось в VII классе. Многие ребята и девочки вступили в комсомол. А Сергей Р. стал дружить с одной девочкой и изменил свое отношение к нам. Остальные мальчишки, может глядя на него, стали тоже относиться к нам по-хорошему. Хотя класс сейчас у нас и дружный, но иногда еще вспыхивают небольшие ссоры. Но особенно нас сдружил лагерь труда и отдыха этим летом. Все мы лучше узнали друг друга, стали смотреть на всех другими глазами. Я думаю, что наш класс находится на ступени «Мерцающий маяк». Иногда все ребята делают что-то для класса, стараются как лучше, а то вдруг затихнут и сидят, как кроты в норе. Конечно, так бывает не со всеми. Часть ребят постоянно активно работает. Но все же я люблю свой класс. Когда я иду в школу, то думаю, что мы снова будем весь день вместе. Труднее сказать, как класс воспринимает меня. Если что-то не ладится, то просят помочь, что-то посоветовать. Но не надо думать, что все гладко и у меня неудач не бывает. Всякое встречается. Самое главное — когда мне плохо, все приходят на помощь» (Вера Т., X класс). «Вместе с нашим классом мы прожили восемь лет. За эти годы много было радостей и огорчений. Сначала мы как-то не могли понять друг друга. Все началось, мне кажется, со школьного конкурса «Вот какие наши мальчишки!», где наши ребята заняли первое место, а торт разделили на весь класс. Вот с тех пор мы все время вместе. Работа ведется интересная и большая. Очень удаются такие дела, как походы, встречи с интересными людьми, конкурсы между девчонками и мальчишками, задушевные классные «огоньки». Мы любим обсуждать прочитанные книги, собираемся для этого просто так, без официальных объявлений. Вместе ходим в кино. Всюду вместе с нами наш классный руководитель. Он наш старший товарищ и приложил немало сил, чтобы сдружить нас, увлечь общим делом. Все ребята у нас задорные, хорошие организаторы. Инициативу одного подхватывают все. В нашей комсомольской организации действует не ядро, а весь коллектив. Что касается меня, то я такая же, как и все. Только должность — комсорг. А класс наш «Горящий факел» (Наталья Г., IX класс). «Такой сильной группы комсомольцев, в которой больше половины учатся на «4» и «5», нет ни в одном классе школы. Наш класс почти во всех делах впереди. Для других он внешне дружный, сильный. Но это внешне. А на деле? Собираем металлолом: девчонки таскают тяжести, а предприимчивые мальчишки на машине привезут и — домой! А девчонки все еще работают. В классе есть кучка активистов, которые участвуют во всех делах. Другие остаются в тени. Отношения между мальчишками и девчонками плохие. Мальчишка может обидеть девчонку, девчонка в свою очередь наябедничает учителю. Да и между девчонками часто идут ссоры. Пытались провести собрание без учителя, поговорить начистоту обо всем — все впустую. Кажется, и хотим стать дружными, но что-то еще мешает, чего-то не хватает. Из класса может получиться хороший коллектив, только нужен хороший организатор, нужно внимание друг к другу. Ведь некоторые дела мы можем делать! Класс находится между «Мягкой глиной» и «Мерцающим маяком», но ближе, кажется, к «Мягкой глине» (Анна Ю., IX класс). «Для учителей наш класс — это самый бедовый, самый сумасшедший из всех трех параллельных классов. Может быть, мы, правда, бываем иногда такими. Но все же ни один из нас ни за что не согласился бы променять его на другой. Нет, мы далеко не идеальные. С учебой у нас не совсем. Хотелось бы лучше, но зато в труде все становятся неузнаваемыми, один к одному. У нас редко случается, что кто-то отлынивает от работы, таких у нас презирают. У нас добрый и справедливый класс. Может, потому класс дружный, что у нас много общих дел. Всем классом мы работали на стройке у наших шефов. Это было совершенно самостоятельное дело. Видел бы кто, как мы работаем. Ведь обычно в трудовых делах рядом стоит кто-нибудь из учителей и указывает: ты сделай то-то, ты — это... А здесь ребята такую деятельность развернули! И организаторскую, и трудовую. Жутко уставали, но выполняли задание и домой уходили счастливые. Выполнили партийное поручение, данное нам коммунистами школы (в нашей школе существует традиция партийных поручений), заработали на этой стройке свыше пятидесяти рублей и передали в фонд школы. К сожалению, у нас есть и пассивные ребята. Работаем «взрывами»: придумаем какое-то дело или идею кто подбросит — и загораемся, буквально горы ворочаем. А дело закончится, и все остывают. Думаю, что наш класс на ступени «Алый парус». О себе. Как организатор я не очень. Честно. Есть у нас более способные люди. Но с нашими ребятами мы понимаем друг друга, мне доверяют самое сокровенное, тайное» (Ольга Ш., IX класс). Нелегок путь к коллективу. Даже у тех, кто приблизился к вершине, не может быть самоуспокоения. Достаточно небольшой остановки, как вас может отбросить назад. Опыт показывает, что первые ступени роста группами преодолеваются быстрее, но, начиная с «Мерцающего маяка», движение затрудняется, путь к единству становится сложнее. В чем дело? А дело в том, что взаимоотношения здесь начинают строиться не на уровне личных симпатий и привязанностей, а на чувстве долга, ответственности перед коллективом. Интересы личные не являются главными, они на этих ступенях развития коллектива уступают дорогу отношениям ответственной зависимости, отношениям сотрудничества. А наладить их бывает сложнее. Может возникнуть вопрос: почему в одной и той же школе, в одних и тех же условиях классы-соседи находятся зачастую на разных ступенях развития? Почему одни упорно, постепенно продвигаются к цели, а других постоянно лихорадит? Почему ряд классных групп на протяжении нескольких лет так и не может «перевалить» через «Мерцающий маяк»? Причины тут разные. Замечено, например, что в классах с меньшей численностью учащихся взаимопонимание достигается быстрее. Это и понятно, в большом коллективе имеется опасность «потеряться» отдельной личности. Бывает, что ребята «устают» от однообразия отношений, если учатся вместе длительное время. Монотонность обстановки приводит к тому, что может потеряться интерес не только друг к другу, но и к делам. Точно так же как постоянная бурливость, «взрывы» могут изматывать ребят и в конечном счете приостанавливать продвижение коллектива вперед. Нужно разумное сочетание темпа коллективной деятельности. Можно говорить о том, что у разных классов слишком разные перспективы — эти «звездочки», к которым стремится приблизиться каждый коллектив. Двигаться вперед можно значительно быстрее, если к себе манит общее интересное дело. Трудно создавать коллектив, если цель, да и вся деятельность неинтересна ребятам. Тут не помогут ни давление учителя, ни усилия организаторов. Увлекательная цель — это не значит, что она должна выглядеть веселой и занимательной. Дело, которое несет серьезный гражданский смысл, которое необходимо людям, увлекает не менее глубоко, чем иное яркое, эмоционально окрашенное дело. Работа по достижению общей цели должна быть обязательно совместной. Хорошее, интересное дело в классе можно провести усилиями нескольких человек. Но коллектив от этого навряд ли станет сплоченнее. Нужна такая организация, при которой каждый человек станет активным участником дела. Как это легче сделать? Распределять поручения, задания между небольшими группами, как постоянными, так и специально создаваемыми. В таких группах можно лучше проявить инициативу, самостоятельность, творчество, здесь нет опасности затеряться в пассиве. Это не говорит о том, что старшеклассники не должны действовать и в одиночку. Однако такие действия нельзя возводить в правило. Но главное в становлении и развитии коллектива — это умелое руководство им. Классный руководитель и комсомольские организаторы должны быть настоящими проводниками вышедших натрудный маршрут ученических групп. Формирование коллектива — процесс непрерывный. Но прежде чем ставить цель и конкретные задачи перед классом на какой-то период, скажем на учебный год, надо более точно определить его «местонахождение» на пути к коллективу. Точно так же как штурман, прежде чем проложить маршрут, определяет положение своего корабля, так и организатор, класс в целом должны знать ту точку, от которой отправляется в путь класс. Как это лучше организовать? Костромские школьники, например, используют для этого ежегодные коллективные самоаттестации. Коллективная самоаттестация ставит своей целью дать диагноз развития коллектива в классе, выяснить, вырос ли класс как коллектив за прошедший период, и если вырос, то насколько. Задача самоаттестации — составить программу роста коллектива на следующий срок. Нет каких-то очень строгих правил проведения самоаттестации. В костромских школах инициаторами коллективных самоаттестаций являются комсомольские организации. Самоаттестация проводится раз или два раза в год. В ряде школ самоаттестация приурочена к общественно-политической аттестации по программе Ленинского зачета. Самоаттестация имеет смысл, если во время ее проведения создана дружеская, доверительная обстановка, атмосфера взаимной требовательности. Вот как была проведена самоаттестация в одной из школ. Она проходила по следующему плану: 1. Вступительное слово ведущего самоаттестацию 2. Общий разговор «Кто мы, какие мы». 3. Наша программа роста. Во вступительном слове комсорг говорит о значении коллектива в жизни каждого человека, о необходимости сознательно всем вместе участвовать в его становлении, быть обеспокоенными за его судьбу. Затем комсорг знакомит с условными ступенями раз-, вития коллектива, дает краткую характеристику каждой ступени (как это сделали мы в этой книге). Он просит всех присутствующих принять участие в разговоре о своем классе, напоминает, что задача разговора состоит не в отгадывании ступени своего развития, а в анализе работы классной группы в целом, степени вклада каждого учащегося в становление коллектива. Важно отметить, что удалось сделать группе за этот период, продвинулась ли она вперед, где находится сейчас и почему, что надо сделать, чтобы подняться выше. В процессе подготовки самоаттестации были написаны и вывешены вопросы: Делаем ли мы полезное, нужное дело всем классом вместе: для класса? для школы? По своей инициативе или нас просят об этом? Можно ли сказать, что у нас в классе отличная организация и мы «один — за всех, все — за одного»? Если да, то в чем это проявляется? Если нет, то почему это так? Все ли мы внимательны друг к другу? Переживаем ли мы все, если кому-то из нас очень плохо? Радуемся ли мы успехам товарищей? Успехи и неудачи класса принимаются ли близко к сердцу всеми или только некоторыми? Достаточно ли мы понимаем друг друга, умеем ли находить общий язык, вырабатывать общее мнение по важным вопросам? Когда трудности, когда «надо», можем ли, готовы ли мы собрать свою волю в кулак, проявить настойчивость, принципиальность? Какое общее дело мы можем поднять в новом году? Под силу ли нам «Алый парус»? Все эти вопросы помогли живому обсуждению судьбы класса, настоящей и будущей. Следующая важная сторона самоаттестации — выработка программы роста своего классного коллектива: постановка конкретных задач перед классом и определение путей их достижения. Составление программы роста — дело коллективное. Программой роста могут стать предложения, высказанные на самоаттестации. Они могут потом войти в план работы комсомольской организации. Программа роста коллектива не может быть одинаковой для всех классов, ведь мы говорили, что путь к коллективу у каждого класса бывает индивидуален. Но вернемся к самоаттестации, о которой мы рассказывали выше. Вот какие предложения были внесены в программу роста коллектива в этом классе. Определив свое «местоположение» на ступени «Мерцающий маяк», ребята посчитали возможным укрепить свое положение в предстоящем году и подойти к ступени «Алый парус». Для этого необходимо: — работать по принципу: коллективно планируем, коллективно действуем, коллективно подводим итоги; — инициативу в делах держать в своих руках; — чтобы никому не было в классе плохо, а каждый находил себе дело, а дела находили каждого; — научиться не только красиво говорить, но так же красиво и делать; — чтобы весь класс стал коллективным вожатым в пионерском отряде; — выбрать трудовой объект — строительство стрелкового тира. Работать, чтоб дух захватывало; — выйти на тесную связь с другими классами: приглашать их на наши дела. Провести совместный диспут «Как живешь, товарищ коллектив?»; — организовать туристский поход. Как мы видим, ребята кратко сформулировали на этот период свои задачи и основные конкретные дела. Они и помогут в организации коллективной работы. Это, разумеется, не вся работа классного коллектива, его комсомольской организации. Это стержень, сверхзадача. Как показывает опыт, сам факт проведения такой самоаттестации, откровенный разговор на ней дают много полезного для формирования и сплочения коллектива. Главное, что каждый имеет возможность взглянуть на свой класс, как будто немного отойдя в сторону, посмотреть на себя со стороны. Ведь не секрет, что очень много старшеклассников не задумываются серьезно о своем классе как коллективе, еще недостаточно осознают роль коллектива в жизни класса. Свидетельство тому — сочинения «Я и мой класс». В них подавляющее большинство юношей и девушек откровенно признавали, что впервые задумываются над тем, насколько зрелым является их класс, почему «так получается», можно ли самим развивать, строить и поднимать коллектив. Очень хорошо, что в коллективной дискуссии на самоаттестации ребята могут аргументировать свои мнения по поводу уровня развития класса, сами разбираться в некоторых «секретах» коллектива, законах его движения. Каждый уровень развития классного коллектива требует своих способов организации и руководства им. Согласитесь, что действия организатора должны отличаться, если он работает с людьми в группе, где нет настоящей ответственности, разболтанная дисциплина, где всем «все равно», и если он руководит слаженным, дружным коллективом. Свойство хорошего организатора — учитывать все изменения, происходящие в группе. Если группа не стоит на месте, если она развивается, становится зрелым коллективом, то необходимо изменять способы руководства. Если этого не делать, может пострадать не только коллектив, не только авторитет организатора, но и дело. Приведем пример. На комсомольском собрании секретарем бюро в классе, который считался в школе одним из трудных, была избрана энергичная и волевая девушка. Хотя ребята к ней не питали особых симпатий, она привлекала их своей «цепкостью», умением доводить дело до конца, чего бы это ни стоило. Работала она с удовольствием, немного жестковато, себя не жалела, но и другим сидеть сложа руки не давала. Ей было очень трудно, но результаты не заставили себя ждать. В течение года классная организация стала одной из лучших в школе, класс ставили в пример, а комсорг стала популярной личностью в школе. На следующий год ее избрали комсоргом вторично. Она так же энергично взялась за дело. Через некоторое время в ее адрес все чаще стала раздаваться критика на собраниях, в разговорах одноклассников. Ее упрекали во властолюбии, нежелании советоваться с людьми, в стремлении действовать приказом, а не убеждением (узнаете стиль «Разящие стрелы»?). Стали возникать конфликты. Дело дошло до того, что часть ребят стала требовать вывести ее из бюро, не дожидаясь отчетно-выборного собрания. В чем дело? Почему комсомольская организация вдруг отвергла те качества, которые ранее ценила в комсорге? Ведь девушка, в сущности, не изменила своего поведения во взаимоотношениях с группой. Все дело в том, что за это время изменилась сама группа. Когда-то она была на уровне «Мягкой глины», но постепенно развивалась, сплачивалась под руководством своего комсорга и становилась зрелой — подошла к «Алому парусу». А здесь «разящие стрелы» комсорга стали тормозом. Группа на этой ступени требовала других, более демократических способов руководства. Комсорг, к сожалению, не почувствовала этих качественных перемен. Помню, как на заседании комитета комсомола школы члены комитета горячо выступили в поддержку комсорга, обвиняя «неблагодарный класс» в предвзятости, необъективности. Копья ломались тогда отчаянно. Разобрались в этом конфликте с трудом. Кто-то предложил не горячиться и спокойно поговорить обо всем в классе. Так и сделали. Разговор пошел на пользу и классу, и его комсоргу, которая честно и откровенно пообещала пересмотреть свой организаторский багаж Одна из основных задач организатора состоит в том, чтобы, сплачивая и поднимая группу, расти вместе с ней, совершенствовать свой стиль руководства и всю организаторскую работу в целом. Организатору, работающему с классными или другими группами, находящимися на разных ступенях развития, мы можем посоветовать следующее: В группах на уровне «Песчаная россыпь» предпочтительнее может оказаться стиль руководства «Разящие стрелы» (настаивающий, требующий, приказывающий). Подчеркиваем, стиль предпочтительный, а не единственный: все зависит от конкретных условий. Здесь будет преобладать единоначалие, четкость в определении задач, подробный инструктаж, жесткий контроль на всех этапах работы. Другие стили руководства могут иметь вспомогательное значение.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.29 (0.111 с.) |