Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Производственные возможности и альтернативные издержки
Для любого этапа развития экономики объективными условиями вы- ступают потребности общества и экономические ресурсы. Под экономическими потребностями обычно понимают недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом. Экономические потребности высту- пают как внутренний побудитель активной человеческой деятельности, по- скольку они имеют такие особенности, как безграничность и неутолимость. Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами. Одни блага имеются в почти неограниченных масштабах (воздух), а другие в ог- раниченных. Последние называются экономическими благами и состоят из товаров и услуг. Экономические блага делятся на долговременные, предпо- лагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы и т. д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо и т. д.). Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). К субститутам относятся и услуги транспорта (поезд, самолет, автомобиль), и сферы услуг (кино, театр, цирк). Примерами комплементарных товаров являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага. Для производства экономических благ в виде товаров и услуг необхо- димы соответствующие ресурсы. Экономические ресурсы или факторы производства – это то, с помо- щью чего производятся экономические блага. К важнейшим из них в совре- менном обществе относятся земля, труд, капитал, предпринимательские спо- собности и информация. Понятие "земля" включает все естественные, природные ресурсы: пахот- ные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы и т. д. Труд представляет собой совокупность физических и умственных спо- собностей людей, применяемых в производстве товаров и услуг. Капитал или инвестиционные ресурсы – это все произведенные средст- ва производства, используемые в производстве товаров и услуг. Процесс на- копления средств производства называется инвестированием. Под предпринимательскими способностями обычно понимают особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности соединять и наи- более эффективно использовать все другие факторы производства.
Индивиды, фирмы и общество в целом сталкиваются с проблемой ограниченности экономических ресурсов, т. е. их меньше, чем необхо- димо для удовлетворения наших потребностей при данном уровне обще- ственного развития. Конечно, ограниченность ресурсов относительна. С развитием общества, как правило, она преодолевается. Однако в каждый данный момент времени ограниченность экономических ресурсов имеет место. Это означает, что одновременное и полное удовлетворение всех потребностей принципиально невозможно. Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию, при ко- тором достигается максимальное удовлетворение потребностей при дан- ных затратах или минимизация затрат при достижении намеченной цели. Такие ресурсы, как земля, труд, капитал, в известной мере, взаимозаме- няемы, что находит свое выражение в производственной функции. В наи- более общем виде она выглядит следующим образом: Q = f (r 1, r 2, r 3, …, r n), где Q – объём производства; r 1, r 2, r 3, …, r n – используемые произ- водственные ресурсы. В экономической теории предполагается, что каждый хозяйствую- щий субъект стремится к максимизации: потребитель – удовлетворения своих потребностей; фирма – прибыли, государство – уровня народного благосостояния. Поэтому в реальной действительности люди всегда стал- киваются с проблемой выбора альтернативных путей или с альтернатив- ными издержками. Производство одного продукта означает отказ от дру- гого. И чтобы сделать оптимальный экономический выбор, рациональный человек должен подсчитать не только будущие затраты, но и издержки неиспользованных производственных возможностей. Издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь (по- жертвовать), называются альтернативными издержками, издержками неиспользованных возможностей или вмененными издержками. Рассмотрим условный пример. Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву занимает 8 часов поездом и 3 часа самолетом. Стоимость проез- да поездом – 100 рублей, самолетом – 250 рублей. В путешествие соби- раются индивиды А, В и С. Их часовые ставки оплаты труда соответст- венно 20 руб./ч; 30 руб./ч; 50 руб./ч. Какой вид транспорта рационально выберут эти индивиды? В данном случае 100 рублей – неизбежные за- траты, т. е. выбирается любой вид транспорта, меньше затратить невоз- можно. Поэтому, дополнительными (предельными) затратами являются 250 – 100 = 150 рублей. Неизбежные потери времени составляют 3 часа, дополнительные (предельные) потери равны 8 – 3 = 5 часам. Далее сле- дует сопоставить дополнительные затраты и возможные заработки за дополнительное время.
Для А: 150 руб. >20 руб./ч · 5час. Для В: 150 руб. = 30 руб./ч · 5час. Для С: 150 руб. < 50 руб./ч · 5 час. Итак, с точки зрения рационального поведения, А едет поездом, для В безразлично, какой вид транспорта выбрать, а С полетит самолетом. Этот простейший случай дает прекрасный пример принятия экономиче- ских решений. Они принимаются, когда дополнительные (предельные) выгоды должны быть не меньше дополнительных (предельных) издержек: МВ ³ МС, где МВ – предельные выгоды; МС – предельные издержки. Итак, ограниченность экономических ресурсов ведет к ограничен- ности производственных возможностей; ограниченность производствен- ных возможностей общества можно пояснить с помощью графической модели: кривой производственных возможностей. Кривая производст- венных возможностей показывает возможные сочетания объемов произ- водства двух благ в условиях ограниченных ресурсов. Допустим, необходимо произвести только два товара: пушки и мас- ло, представляющие альтернативу гражданского и военного производст- ва. Если абсолютно все ресурсы общества израсходовать на производство масла, то можно получить его максимальное количество – 5 млн кг; ис- пользуя тот же ресурсно-технологический максимум, можно получить 15 тыс. пушек. Однако общество может производить и то и другое одновре- менно. Для этого необходимо снизить производство и масла и пушек до уровня, который ниже максимального объема. Производство масла, и пу- шек не только альтернативны, но и взаимозаменяемы в рамках ограни- ченных ресурсов. Альтернативные возможности производства масла и пушек приведены в табл. 1.1. Таблица 1.1 Альтернативные возможности производства масла и пушек
Иллюстрация этой ситуации представлена на кривой производст- венных возможностей (рис. 1.1), где по горизонтали отложено количество масла, а по вертикали – количество пушек. Данный пример показывает, что экономика полной занятости всегда альтернативна, т. е. она должна выбирать между военным и гражданским производством путем перерас- пределения ресурсов. Кривая производственных возможностей показывает значения аль- тернатив для общества. При абсолютном использовании ресурсов (в эко- номике полной занятости) все точки возможных комбинаций производст- ва пушек и масла находятся на границе производственных возможностей, и все точки, лежащие на кривой производственных возможностей, явля- ются эффективными. Любая производственная программа характеризуется точкой, нахо- дящейся на кривой производственных возможностей, и не будет обеспе- чена наличными ресурсами. В случае же неполной загрузки производственных мощностей или безработицы различные комбинации производства пушек и масла нахо- дятся не на кривой, а внутри кривой, например в точке У. Эта точка пока- зывает, что при использовании дополнительных ресурсов можно увели- чить и гражданское, и военное производства.
Кривая производственных возможностей обычно имеет выпуклую форму (вогнутая к началу координат). Это означает, что, изменяя струк- туру производства, например, в пользу масла, общество будет в боль- шей мере 16
0 1 2 3 4 5
Рис. 1.1. Кривая производственных возможностей
использовать в производстве масла сравнительно малоэффективные для это- го ресурсы. Поэтому каждый произведённый дополнительный килограмм масла, требует всё большего сокращения производства пушек (и наоборот). А это означает, что количество продуктов, от которого следует отка- заться или которым нужно пожертвовать, чтобы получить какое-то количест- во любого данного продукта, называется вмененными издержками производ- ства этого продукта. В нашем случае количество пушек, от которого прихо- дится отказаться, чтобы получить дополнительный килограмм масла, и есть вмененные издержки. Однако, по мере того как происходит движение издержек при переходе к дополнительному производству масла, обнаруживается важный экономиче- ский принцип. По мере движения от А к Е, количество пушек, которыми при- ходится жертвовать, чтобы получить дополнительный килограмм масла, воз- растает. Этот пример иллюстрирует закон возрастающих, вмененных издер- жек. Каков экономический смысл данного закона? Почему увеличение произ- водства масла связано с необходимостью жертвовать все большим количест- вом пушек? Ответ сводится к следующему: экономические ресурсы непригод- ны для полного их использования в производстве альтернативных продуктов. Таким образом, кривая производственных возможностей служит иллю- страцией основных идей: 1) ограниченность ресурсов подразумевает, что все комбинации выпуска про- дукции, расположенные вне кривой производственных возможностей, неосуществи- мы. 2) возможность выбора находит выражение в необходимости для обще- ства проводить отбор из разных достижимых комбинаций продуктов, распо- ложенных на кривой. 3) нисходящий наклон кривой подразумевает понятие о вмененных (альтернативных) затратах.
4) вогнутость кривой показывает увеличение вмененных издержек и, как следствие, уменьшение доходности.
1.3. Экономические системы: содержание, особенности и модели Главной экономической задачей в любой экономической системе явля- ется выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов произ- водства в целях решения проблем ограниченных возможностей, которая обу- словлена безграничными потребностями общества и ограниченностью ресур- сов. Любая экономика должна найти ответы на следующие вопросы: – что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве? – как эти товары и услуги надо производить? – как будет распределен произведенный продукт? Различные экономические системы отличаются подходом и методом в решении поставленных экономических проблем. Понятие экономической системы в экономической теории включает в себя исторически сложившую- ся или установленную совокупность принципов, правил, законодательно за- крепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономиче- ских отношений, возникающих в процессе производства, распределения, об- мена и потребления экономических благ. В истории человеческого общества выделяют три основные разновидности экономических систем: традицион- ную, командно-административную и рыночную. В некоторых экономически слаборазвитых странах до сих пор существует традиционная, основанная на обычаях, экономическая система. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют какие товары и услуги, как и для кого производить. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях, освященных временем. Экономические роли индивидуумов опре- деляются наследственностью и кастовой принадлежностью. Технический прогресс проникает в эти страны с большими трудностями, поскольку он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности сущест- вующего строя. Для традиционной системы характерна такая особенность, как активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям насе- ления. Характерными чертами командно-административной системы явля- ется государственная собственность практически на все экономические ре- сурсы, монополизация и бюрократизация экономики, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма. А отсю- да и структура общественных потребностей определялась плановыми орга- нами, которые руководствовались задачей удовлетворения минимальных по- требностей, а значительная часть ресурсов направлялась на развитие военно- промышленного комплекса. В рыночной экономике все ответы на основные экономические во- просы: что, как, и для кого – определяют рынок, цены, прибыль и убытки. Что – решается платежеспособным спросом. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет стремиться удовле- творить желание потребителя отдать деньги за нужный ему товар.
Как – решается производителем, стремящимся получить больший до- ход. Для этого он должен произвести товар с более низкими издержками, чем его конкурент. Для кого – решается в пользу потребителей с наибольшим доходом. Современная рыночная экономика – смешанная экономика, т. е. это та- кой тип общества, когда механизм рынка дополняется активной деятельно- стью государства. Обычно в качестве основы берется степень развития госу- дарственной собственности и доля государственных расходов в валовом на- циональном продукте. По степени участия государства в экономике с извест- ной долей условности можно было бы расположить все страны на оси, одним концом которой является рыночная экономика, а другим – командная. Боль- шинство стран разместилось бы между этими полюсами. Их обычно относят к смешанной экономике. В таких странах, как Россия, Швеция, Нидерланды, государство играет большую роль, чем в Англии, Японии, США. Достоинство смешанной экономики заключается в эффективности ис- пользования ресурсов и экономической свободе производителей. Смешанная экономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способ- ствует внедрению более современных технологий. Поскольку одним из важнейших признаков классификации экономиче- ских систем являются форма собственности (частная, общенародная) и спо- соб координации экономической деятельности (рыночный, плановый), то простейшая типология индустриальных систем выглядит следующим обра- зом в табл. 1.–2. Таблица 1.2 Типология индустриальных систем
В качестве классического примера частного капитализма приводят Англию XIX века; капиталистической “плановой” экономики – фашистскую Германию; “социалистической рыночной” экономики – бывшую Югославию; социалистической плановой экономики – СССР. Следует подчеркнуть главное: не существует однозначного или обще- признанного решения проблемы экономии. Разные общества, обладающие различным культурным и историческим прошлым, разными обычаями и тра- дициями, противоположными идеологическими устоями, используют разные институты для решения реальной проблемы относительной редкости ресур- сов. А значит, лучший способ решения дилеммы “неограниченные потребно- сти – редкие ресурсы” в одной экономической системе может оказаться не- пригодным в другой системе.
Вопросы 1. Что изучает экономическая теория? Каковы основные направления и школы экономической теории? 2. Какова связь между «политической экономией» и «экономикс»? 3. Назовите основные функции экономической теории. Охарактеризуй- те каждую из них. 4. Какие методы научного познания используются в экономических ис- следованиях? 5. Что такое потребности? Как принято их классифицировать? 6. Какие экономические ресурсы используются людьми в процессе производства материальных благ? 7. Что означает относительная ограниченность экономических ресур- Сов? 8. На чем основано деление экономических благ на предметы потреб- ления и средства производства? 9. Почему в сфере экономики людям все время приходится делать выбор? 10. Какие основные проблемы решает экономика любой страны? 11. Что такое альтернативные издержки? Есть ли альтернативные из- держки вашей учебы в вузе? Каковы они? 12. Почему экономика полной занятости всегда альтернативна? 13. Каковы экономические идеи хозяйствующих субъектов? 14. Что такое экономическая система? 15. Как в разных экономических системах решаются основные эконо- мические вопросы, стоящие перед каждой страной?
Тесты 1. Что служит причиной роста вмененных издержек производства: а) ограниченность факторов производства; б) неограниченность факторов производства; в) невозможность взаимозаменяемости факторов производства; г) взаимозаменяемость факторов производства. 2. Закон возрастания альтернативных издержек действует, если кривая производственных возможностей имеет: а) выпуклую форму; б) форму примой; в) вогнутую форму; г) любую форму. 3. Столярная мастерская производит столы и стулья. При неизменном объеме ресурсов возможны следующие сочетания общего выпуска за год (шт.):
Каковы альтернативные издержки увеличения производства столов с 25 до 30, выраженные в стульях: а) 180; б) 130; в) 50; г) (180 + 130): 2 = 155. 4. Критериями разграничения типов экономических систем служат: а) форма собственности на ресурсы; б) тип координационного механизма; в) уровень благосостояния членов общества; г) свободный доступ к рыночной информации. 5. Какие из приведенных ниже экономических понятий можно непо- средственно проиллюстрировать при построении КВП: а) спрос и предложение; б) совокупный спрос и совокупное предложение; в) ограниченность производственных ресурсов, компромиссный выбор, альтернативная стоимость; г) наилучший способ удовлетворения потребностей при имеющихся производственных возможностях. 6. Три типа экономических систем – это: а) традиционная, рыночная, централизованная; б) демократическая, анархическая и тоталитарная; в) феодальная, капиталистическая и коммунистическая; г) развивающая, развитая и заживающая. 7. Принципиальная неразрешимость проблемы ограниченности ресур- сов связана с тем, что: а) часто возникают ситуации, когда имеющихся товаров не хватает на всех потребителей, например, нельзя поровну поделить семь видеокассет между десятью желающими их получить; б) большинство природных ресурсов человечество исчерпало; в) рынок не может произвести все необходимые людям товары и услуги; г) в каждый конкретный момент времени человеческие потребности превышают возможности их удовлетворения за счет доступных ресурсов. 8. В стране, имеющей показанную на рисунке кривую производственных возмож- ностей, решено производить Q единиц оде- жды. Какой из отрезков на графике соответ- С ствует альтернативной стоимости такого решения? Q а) ОА; б) АВ; в) QC; г) ОВ. О
А В Обувь 9. В какой из вариантов ответа включены основные вопросы экономики? а) что производится, как производится, кем потребляется; б) что потребляется, как производится, кто производит; в) что производится, как потребляется, кто производит; г) что потребляется, как производится, кто потребляет.
10. Что из перечисленного является неэкономическим благом: а) подводная лодка; б) досуг и развлечения; в) энергия ветра; г) знания.
11. Неразработанное нефтяное месторождение может служить примером: а) естественных ресурсов; б) капитала; в) земли; г) рынка.
12. Благо, доступное одному, а пользоваться им могут одновременно многие, есть: а) частное благо; б) общественное благо; в) общий ресурс; г) естественная монополия.
13. Блага, используемые для производства других благ, есть: а) факторы производства; б) основной капитал; в) информация; г) предпринимательская деятельность.
14. Одновременное и полное удовлетворение всех потребностей невоз- можно вследствие: а) неэффективного использования рабочей силы; б) неверного принятия экономического решения; в) ограниченности экономических ресурсов; г) отсутствия культуры хозяйствования.
15. В производственной функции Q = а) экономические потребности; f (F 1, F 2... Fn) - F 1, F 2... Fn есть: б) производственные ресурсы; в) издержки производства; г) основные доходы.
16. Максимальные результаты при минимальных затратах – это: а) рациональное ведение хозяйства; б) повышение производительности труда; в) максимальное удовлетворение потребности; г) эффективность общественного производства.
17. Самый дефицитный ресурс современной российской экономики: а) труд; б) капитал; в) земля; г) предпринимательская деятельность.
18. Альтернативные варианты при полном использовании ресурсов по- казывает кривая: а) спроса; б) предложения; в) уровня жизни; г) производственных возможностей. 19. Точка, расположенная вне кривой производственных возможно- стей:
а) полное обеспечение наличными ресурсами; б) использование ресурсов для производства одного из двух товаров; в) недостаточное использование ресурсов; г) необеспеченность наличными ресурсами.
20.Недостаточное использование ресурсов показывает точка, которая лежит: а) за пределами кривой производственных возможностей; б) внутри кривой производственных возможностей; в) на кривой производственных возможностей; г) на биссектрисе первого координатного угла.
21. Максимальный заработок, который может получать студент, бросив учебу в университете, есть: а) доход на удовлетворение своих потребностей; б) доход на содержание родителей; в) альтернативная ценность обучения в университете; г) доход на обучение в будущем периоде. 22. Трансформацию кривой производственных возможностей влечет: а) активное участие страны в международном разделении труда; б) изменение технологии; в) расширение ресурсной базы; г) преодоление ограниченности трудовых ресурсов.
23. На линии производственных возможностей рост производства од- ного вида продукта сочетается: а) с ростом производства другого вида продукта; б) с уменьшением производства другого вида продукта; в) с постоянным объемом производства другого вида продукта; г) возможен любой из указанных вариантов.
24. Как называется экономическая ситуация, когда наращивать производ- ство одного продукта можно, только сокращая производство другого продукта: а) экономическим кризисом; б) эффективной; в) неэффективной; г) переходной экономикой. 25. Какой из фундаментальных экономических вопросов «что?», «как?» и «для кого?» производить можно решить только на макроэкономическом уровне: а) какие товары производить? б) какой ожидается уровень инфляции? в) сколько товаров и услуг производить? г) кто будет производить товары и услуги?
Библиографический список 1. Добрынин, А. Еще раз о предмете экономической теории / А. Доб- рынин // РЭШ. – 1993. – № 6. 2. Маркс, К. Капитал. Т 1 / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т 23. – М., 1974. 3. Маршалл, А. Принципы экономической науки: пер. с англ. / А. Маршалл. – М., 1993. Т 1. 4. Самуэльсон, П. Экономика / П. Самуэльсон, В. Нордхаус. – М., 1997. 5. Экономическая теория: учебник / под ред. В. Д. Камаева, Е. Н. Ло- бачевой. – М.: Юрайт-издат, 2005. – 557 с. (гл. 1, 2, 3).
Тема 2.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.95.194 (0.119 с.) |