Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научные школы и их классификация⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 28
Наука как социальный институт развивается и функционирует не только в виде формально организованных структур: научная группа, лаборатория, сектор, кафедра, отдел или институт, но и в виде неформальных организаций, к которым, прежде всего, следует отнести научные школы. Научная школа - это интегрированный единой программой и общим стилем мышления коллектив исследователей, возглавляемый, как правило, широко известным и признанным ученым, выполняющим в данном коллективе функции лидера и гeнepaтopa идей. Научная школа – это сообщество ученых разных статусов, компетенций, специализации, объединенных лидером-руководителем школы. Каждый член школы вносит свой вклад в реализацию и развитие исследовательской программы, а также защищает цели и результаты деятельности своей школы. Если характеризовать научную школу детально, то, она означает объединение ученых, характеризующееся следующими функциями:: исследовательская, научно-образовательная, траслирующая. Школы в науке являются необходимым, постоянно действующим фактором ее развития (хотя существовали и существуют открытия, сделанные на основании индивидуальных исследовательских программ, то есть вне научных школ: в частности М. Планк и А. Эйнштейн достигли выдающихся результатов в науке в уединении). Научные школы возникли на этапе перехода науки от индивидуальных форм труда к коллективным. Научная школа – это особый феномен, отличающийся от других научных объединений (кафедра, научная организация, научное сообщество). Она не может существовать без учителя, учеников, общей проблемы (объекта совместной деятельности). В научной школе в концентрированном виде представлены все три аспекта научной деятельности (логико-рациональная, личностно-психологическая, социально-психологическая). Возникновение научной школы протекает по-разному: а) это может происходить внутри уже устоявшейся научной дисциплины как появление новой идеи; б) на стыке научных дисциплин в форме решения междисциплинарной проблемы; в) наконец как образование совершенно нового научного направления. Научные школы различаются по формам функционирования; по имени учителя, по названию местности. Существует деление научных школ на классические и современные. К первым относят возникшие в XIX веке на базе крупнейших европейских университетов научно-исследовательские центры, которые наряду с образовательными задачами решали и проблемы научной сферы. Второй тип научных школ появляется уже в ХХ столетии, когда формируются адресные научные программы, выступающие как социальный заказ, а выполнение их определяется уже не столько ролью и влиянием научного лидера школы, сколько базисными целевыми установками исследования.
Характерными чертами современных научных школ являются: – образование их не на базе высших учебных заведений, а на базе научно-исследовательских институтов соответствующего профиля (вот почему современную научную школу называют дисциплинарной научной школой) при условии существования тесной связи последних с соответствующими высшими учебными заведениями; – переход к проблемному принципу организации научных исследований. Дело в том, что в современной науке имеет место дифференциация не только по исследовательским направлениям, но и по решаемым проблемам. Объединение ученых вокруг решаемой проблемы позволяет синтезировать исследовательские процессы, разъединенные во времени, с помощью выдвижения единых целей и задач; – малость времени жизни по сравнению с классическими школами: сегодня характер исследуемых проблем настолько сложен и мновекторен, что одному руководителю невозможно длительно входить в тонкости, детали работы его подопечных. Как и любое образование школы не только зарождаются, но и распадаются. Это происходит после того, как научно-исследовательская программа, идея, на которой строится школа, себя исчерпывают.
7. Логика и социальная направленность образовательной реформы. Последние десятилетия характеризуются активными процессами реформирования главного института в обществе - образования в контексте гуманистической парадигмы. Можно заключить, что «реформирование образования» синонимично понятию «гуманизация образования». «Фактически, понятие «гуманизация образования» помогает отчетливо зафиксировать востребованные социумом ценности в формировании молодого поколения, изменения в самой сфере образования в соответствии с гуманистическими ценностями общества, сконцентрировать внимание на процессе развития современной школы.
Одним из направлений стратегии реформирования системы образования высшей школы является фундаментализация образования, которая предполагает: создание крупных образовательных комплексов, основу которых должны составить университеты, ориентацию образования на синтетическое восприятие (изучение законов) природы, общества, человека; ориентацию на всеобщее высшее образование (повышение качества образования и уровня образованности людей ). Информатизация образования предполагает инструментально- технологическое (использование средств информатики и информационных технологий в образовательном процессе); содержательное (формирование нового содержания образовательного процесса); формирование новой информационной культуры, нового информационного мировоззрения. Демократизация образования предполагает повышение доступности качественного образования для всех слоев населения. Гуманизация образования предусматривает создание системы государственной поддержки в период получения образования для лиц менее социально защищенных. Вся система образования(цели, содержание, методы, формы, технологии) характеризуется этической и гуманистической направленностью. Непрерывность образования предполагает образование человека, совершенствования и самосовершенствования личности в течение всей жизни, постоянное подтверждение и обновление профессионализма. Опережаемость образования означает ориентацию образования на новые условия (будущего) развития всего мирового сообщества. Инновационность образования предполагает повсеместное использование инновационных технологий в целостном образовательном процессе, образование нового «инновационного продукта» и формирование инновационного мышления. Следующим направлением реформирования образования является построение новой методологии образования ориентированной на постижение целостности окружающего мира, системности в восприятии мира наук. Формирование динамической целостности образовательной системы означает вхождение в мировое образовательное пространство; межпредметная связь; единство обучения, воспитания и развития; единство формы подачи знаний и содержания образования; др. Технологизация образования предполагает использование средств информатики и информационных технологий в образовательном процессе, системе управления образованием(электронные библиотеки, учебные компьютерные программы, электронные учебники и др.), развитие систем и средств дистанционного образования (кейс- технологии, сетевые и телевизионные, др.)
8. Новая образовательная парадигма: проблемы качества образования
Качество образования следует рассматривать как социальную и педагогическую категории. В социальном плане речь идет о состоянии и результативности, определяемых показателями соответствия образования потребностям и ожиданиям общества (государства и различных социальных групп) в достижении социальной компетентности, развитии гражданских, профессиональных и личностных свойств.
С педагогических позиций качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения, которые создают условия для успешной социализации и идентификации личности, ее профессионализации. Это касается целей, содержания образования, форм и методов обучения, обеспеченности соответствующей материально-технической базой и профессиональными кадрами. К сожалению, для оценки качества образования в основном использовались и продолжают использоваться количественные показатели. И хотя в 70-80-г.г. ХХ века была поставлена проблема научно-педагогического слежения качества образования, но «воз и ныне там». Продолжает существовать самая примитивная дидактическая система оценивания успехов обучаемых с первого класса школы до государственного экзамена в вузе (лотерейная удача-неудача) - отметочная. И количество отличных и хороших отметок до сих пор выдается за качество обучения. Здесь есть особая проблема педагогической и социальной взаимосвязи: дидактический примитивизм порождает социальный терроризм. При всей абсурдности количественного разрастания показателей и подмены ими качества, они были относительно адекватными существовавшей в то время образовательной парадигме, центрировавшей на знаниях (когнитивно - ориентированная образовательная модель, ЗУНовская, Знания, Умения, Навыки), которая все больше приходила в противоречие с жизнью, затратами на образование, как государственными, так и личными усилиями школьников и студентов. Но если согласиться с утверждением, что в настоящее время суммарный объем знаний удваивается в среднем за десять лет (во времена Ломоносова за 150 лет), 30% знаний, полученных в вузовском образовании, устаревает сразу же по окончании обучения, то становится все более продуктивной педагогическая идея о «непрерывности образования в течение всей жизни человека». Это подчеркивается в Национальной доктрине образования Российской Федерации. Здесь находится большой резерв для модернизации образования путем освоения новой модели - личностно-развивающей и социально ориентированной. Происходящая смена образовательной парадигмы обусловлена социокультурными трансформациями, вызванными постиндустриальной, информационной культурой, изобилующей источниками информации и требующей от обучаемых умения и желания добывать ее, а не получать в готовом виде, умения ею творчески пользоваться. Учить увлеченно познавать, толерантно общаться, творчески работать и достойно жить - в этом состоит смысл и назначение образования. В этом его качество, которое довольно несложно отследить в отдельном обучаемом и в педагоге, а также и в обществе. Построенное на принципах универсальности, интегративности, гуманности, коммуникативности и непрерывности образование через метапредметность, диалогичность, проблематичность, преемственность, дополнительность, открытость, творчество, личностную самоактуализацию и самодостаточность студента и преподавателя создаст необходимые и достаточные психолого-педагогические условия для воспитания человека, умеющего жить в единстве с природой и обществом, адаптироваться к ним, принять их как истинные ценности. При этом адаптация (прилаживание, приспособление) к жизни не означает ассимиляции (растворения в других), она не только не исключает, но предполагает развитие индивидуальности, приобретения свойств идентичности (быть самим собой).
Что касается проблемы управления качеством образования, то необходимо сразу же сказать о недопустимости упрощенного понимания образования как услуги, во-первых, и, во-вторых, переноса на систему образования модели для бизнеса и производства. Поэтому речь идет о критериях, созвучных духу новой образовательной парадигмы и разработке системы менеджмента качества на основе его планирования, достижения, мониторинга и своевременной коррекции процесса.
Образовательная система как объект мониторинга. Традиционная система оценки знаний учащихся, имеющая богатый опыт в области контроля за результатами обучения, в силу своих организационных и технологических особенностей не может обеспечить удовлетворение данных потребностей общества. Ее результаты нельзя использовать для получения объективных количественных и качественных показателей, позволяющих управлять качеством образования. Появление понятия "мониторинг" связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о стоянии тех или иных объектов и структур. Образовательная система оказалась слишком сложной, многоаспектной, чтобы можно было сразу создать такую систему, которая позволила бы объективно судить о состоянии дел. Сегодня большинство стран Центральной и Восточной Европы, в том числе и Россия, выработали основы политики контроля и оценки образовательной деятельности в рамках глобальной реформы систем образования своих стран. Эти страны приступили к определению норм (стандартов) при разработке программ обучения, что является важным этапом национальной политики в области образования и контроля его качества как составной части. Эти нормы (стандарты) являются необходимой основой для определения целей образовании, создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений.
Однако в целом в России еще не приняты необходимые меры для создания регулярной системы оценки работы учебных заведений и системы образования в целом. Необходимо отметить, что в этой сфере существует фундаментальное противоречие: с одной стороны, автономия учебных заведений и преподавательского корпуса от государства в сфере определения программ обучения значительно расширяется, а с другой стороны, автономия учебных заведений и преподавателей может вступать в противоречие с систематическим процессом оценки результатов их деятельности со стороны государства. Успехи новой политики в области образования связаны с социально-экономическими процессами, происходящими в обществе. Действительно, открытость, разделение ответственности, право на разнообразие и соотнесение предложения с потребностями являются теми принципами, которые должны быть в первую очередь внедрены и реализованы в политической и экономической отраслях, чтобы применяться затем в сфере образования. Комплексной характеристикой образования является качество, выражающее степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам и требованиям, устанавливаемым университетами) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека. При оценке качества образования следует выделить следующие положения:
Мониторинг качества образования может осуществляться непосредственно в образовательном учреждении (самоаттестация, внутренний мониторинг) или через внешнюю по отношению к образовательному учреждению службу, утверждаемую, как правило, государственными органами (внешний мониторинг) При формировании образовательных стандартов целесообразно руководствоваться плюралистическим видением содержания и цели стандартов (как стандартов содержания образования, так и стандартов конечного результата, который достигнут обучающимся). Нормативы, относящиеся к условиям, обеспечивающим успешное выполнение стандартов, определяются как нормативы обеспечения "процесса" образования. Примером таких нормативов является наличие необходимого числа учебников и квалифицированных преподавателей, соответствующего материально-технического обеспечения учебного процесса и т.д. Таким образом, образование предполагается оценивать в качестве результата и процесса деятельности каждого учебного заведения как со стороны контроля уровня знаний и умений обучающихся (одновременно педагогическим коллективом и внешними, государственными органами), так и со стороны контроля, оценки деятельности преподавателей Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
А) основная литература (учебники и учебные пособия 1. Андреев А.Л. Российское образование: социальные и исторические аспекты. – М.:Наука, 2008. – 359 с. 2. Болотов В.А. Системы оценки качества образования. –М.: Унив. книга: Логос, 2007 3. Буданов, В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и образовании. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. 4. Интеграция университетов России в общемировую систему университетского образования и науки. - М.: МГУ, 2006. 5. Кохановский В.П., Лешкевич Т. Г.,. Матяш Т. П., Фатхи Т. Б. Основы философии науки Ростов на Дону: Феникс, 2010. 6. Лекции по философии науки /Под ред. В.И. Пржиленского. – Москва – Ростов н/Д: МарТ, 2008. 7. Лешкевич Т.Г. Философия науки. Ростов на Дону: Феникс. 2008. 8. Мамчур Е.А. Образы науки в современной культуре. – М.: Канон+, Реабилитация, 2008. 9. Остроумов С.А. Наука. Образование. Инновации. - М., 2006. - Вып.5. 10. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. М., Кнорус,2011. 11. Юревич А.В. Наука в современном российском обществе / Юревич А.В., Цапенко И.П. - М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2010. 12. Ясницкий Л.Н. Современные проблемы науки: учеб. пособие / Ясницкий Л.Н., Данилевич Т.В. - М.: Бином. Лаб. знаний, 2008. Б)дополнительная литература:
1. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика. - М., 2003; 2. Гусейнов А. А. В каком смысле мы можем говорить о кризисе образования // Наука и образование на пороге третьего тысячелетия. Минск, 2001 3. Дежина И.Г. Государственное регулирование наука в России. – М., Магистр,2008. 4. Дугин, А. Эволюция парадигмальных оснований науки. - М.: Арктогея, 2002. 5. Еремеева А.Н. Российские ученые в условиях социально-политических трансформаций ХХ века. Курс лекций. – СПб.: Нестор, 2006. - 186 с. 6. Зубова Л., Аржанич Е. Интеграция науки и образования в оценках научного сообщества: по результатам социологических исследований //Вестник общественного мнения. – 2007. – №1. – С.62-69. 7. Кожин В. Наука в университете инновационного типа//Высшее образование в России. - 2006. - № 3 С.43-48. 8. Лесков Л.В.Наука как самоорганизующаяся система//Общественные науки и современность. – 2003. – 3;. – С.147-158. 9. Лобейко Ю., Зарубина Н. Интеграция образования, науки и производства//Высшее образование в России. – 2006. - №2. – С.110-114. 10. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. – М.: Изд-во Интеллект-Центр, 2005. 11. Микешина, Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры / Л. А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. – 464 с. 12. Минасян Л.А. Формирование постнеклассического типа научной рациональности у студентов: образовательные стратегии // Стратегии динамического развития России: единство самоооганизации и управления: материалы Первой международной научно-практической конференции. - Том III. - Часть 3. - М.: Изд-во «Проспект», 2004. - С.107. 13. Миронов В.В. Глобализация и трансформация образования в России//Философское образование. – 2010. - № 5. 14. Наука в информационном обществе. – М.:Наука, 2004 15. Наука в России: современное состояние и стратегия возрождения. М.: Логос 2004, 16. Наука и научность в исторической перспективе. СПб., 2007. 17. Наука: возможности и границы М.Наука,2003. 18. Научно-инновационная сфера в регионе: проблемы и перспективы развития / Вершинина С.В., Гусаков М.А., Замятина М.Ф., Максимов В.В. – СПб.: ИСЭП РАН. - 2002. – 116 с. 19. Новиков А. О роли науки в современном обществе//Россия XXI.- 2006. - № 2. - С.172-182. 20. Полякова Т.Ю. Достижения науки и техники XX века: Учеб. пособие / Полякова Т.Ю., Синявская Е.В., Селезнева Г.А. - М.: Высш. шк., 2004. - 287 с. 21. Родионова Е.М. Новая парадигма университетского образования и науки//Образование и общество. – 2006. № 4. 22. Семенов Е.В. Россия с наукой и без науки. М.: ЯСК, 2009. 23. Синергетическая парадигма. Синергетика образования /В. С. Степин [ и др. ]: под ред. В. С. Степина. – М.: Прогресс – Традиция, 2007. – 280 с. 24. Системный подход в современной науке /Отв. ред. И.К. Лисеев, В.Н. Садовский. М., 2004. 25. Социальные проблемы науки и инноваций: сб. - Новосибирск, 2002. - Вып.1. - 71 с. 26. Урсул А.Д, Урсул Т.А. Универсальный эволюционизм (концепции, подходы, принципы, перспективы). М., 2007. 27. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции. М., 2004. 28. Хакен Г. Информация и самоорганизация.: макроскопический подход к сложным системам / Г. Хакен. – М.: Ком Книга, 2005. – 240 с. 29. Шилков Ю.М. Дисциплинарный образ современной науки http://www.philosophy.nsc.ru/journals/philscience/4_02/SHILKOV.htm В)Официальные документы 1. Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 568. www.youngscience.ru/753/820/280/index.shtml 2. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/work/nti/dok 3. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/work/nti/dok/ Г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы 1. Журнал «Философия науки» http://www.philosophy.nsc.ru/journals/philscience sod.htm - 2. Современные проблемы науки и образования. Электронное научное издание (журнал) // www.science-education.ru. 3. Электронный каталог журнала «Вопросы философии» http//sysres.isa.ru/vf/index/htm - 4. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ 5. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
- Словарь терминов АВТОНОМИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - самостоятельность образовательной организации в принятии решений и осуществлении образовательной деятельности в пределах, установленных настоящим Федеральным законом и утвержденным в установленном порядке уставом. АКАДЕМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ - права и свободы, предоставляемые педагогическим работникам при осуществлении педагогической деятельности, а также обучающимся при получении образования в пределах, установленных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации и утвержденным в установленном порядке уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность. АКСИОЛОГИЯ - философское учение о природе ценностей. Ценностями могут служить различные явления действительности, имеющие большое значение для индивидов и общества. Ценности выступают ориентирами деятельности человека. АНТИЧНОСТЬ (лат. antiquus - древний) - совокупность проявлений греческо-римской древности, в особенности в области литературы и искусства, которые принято считать классическими. Термин "античность " был принят в начале XVIII в. во французском языке и первоначально обозначал (что сохранилось до сих пор) особый вид искусства, относящийся к ранним историческим периодам. АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВЫПУСКНИКОВ) - процедура оценки педагогическим работником или специально созданной комиссией степени освоения обучающимися отдельной части или всего объема учебного курса, предмета, дисциплины, модуля, образовательной программы. ВОЗРОЖДЕНИЕ(эпоха Возрождения) - эпоха от XIV до XVI в. Возрождение или Ренессанс выразился в стремлении вернуться к античным идеалам, восстановить греко-римскую образованность. Появилось сначала в Италии, потом в Германии, Франции и других европейских странах. ВОСПИТАНИЕ - специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства. ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. hermeneutike), в широком смысле - искусство истолкования и понимания. Первоначально герменевтика относилась к интерпретации религиозных текстов и смыслов. Сфера герменевтики очерчивалась, таким образом, экзегезой в широком смысле этого слова. Но от экзегетики герменевтику отличает то, что она занята не просто искусством истолкования, а прежде всего правилами такого искусства. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ— 1) комплексное, системное, растущее единство современного мира, обусловленное необходимостью решения обострившихся мировых проблем (экологическая, демографическая проблемы, преодоление экономической и культурной отсталости, освоение околоземного пространства, решение мирового энергетического, сырьевого, продовольственного и других кризисов), а также других проблем, включая соблюдение социальных, экономических и индивидуальных прав и свобод личности; 2)процесс унификации экономических, социальных, политических, культурных и др. связей и отношений в планетарном масштабе. ГУМАНИЗМ (от лат. homo - человек, humanus - человеческий, человечный) - воззрение, признающее человека высшей и абсолютной ценностью, утверждающее его свободу и достоинство, а также право на развитие и реализацию всех заложенных в нем способностей. С точки зрения гуманизма, благо человека является главным критерием общественного развития. Как европейское идейно-философское движение, гуманизм возник в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.), в Италии. Гуманисты (А. Данте, Фр. Петрарка, Л. Валла, Т. Мор, Т. Кампанелла, Пико делла Мирандола и др.) противопоставляли догматическому религиозному мировоззрению просвещенное светское мировоззрение, духовному господству и аскетическим идеалам церкви - культуру древних греков (пайдейю, или образованность-воспитанность) и любовь к простым земным радостям; теоцентризму - антропоцентризм и др. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ— отношение человека к окружающему миру, существующее в форме преобразования и подчинения его; целенаправленная осмысленная активность, в ходе которой происходит развитие как человека, так и человеческого общества. ДИСКУРС (франц. discours, англ. discourse - речь; рассуждение) - организация речевой деятельности (письменной или устной), характерная для той или иной дисциплины ("философский дискурс","научный дискурс") или присущая обсуждению той или иной проблемы ("дискурс глобализации"). ДОКУМЕНТ ОБ ОБРАЗОВАНИИ И (ИЛИ) КВАЛИФИКАЦИИ - документ установленной формы, выдаваемый в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, и подтверждающий достижение лицом установленных государством уровней образования (образовательных цензов) и (или) квалификации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. ИННОВАЦИЯ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам и требованиям, устанавливаемым университетами) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека. КОМПЕТЕНЦИЯ - это базовая характеристика индивида, которая причинно связана с критериями эффективного и/или успешного действия в профессиональных или жизненных ситуациях. КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. КВАЛИФИКАЦИЯ - характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций. МЕТОД- способ построения и обоснования системы знания; совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности. МЕТОДОЛОГИЯ – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ - учение о принципах построения, формах и способах научного познания. МИРОВОЗЗРЕНИЕ - cистема взглядов, верований и убеждений человека, выражающая его понимание мира и своего места (назначения) в нем, позволяющая ему выбирать жизненные цели, пути и средства их достижения. МОДЕРНИЗАЦИЯ— I) процесс социальных изменений и реформ в обществе; 2) процесс изменения менее развитого общества («догоняющее развитие»), в ходе которого оно приобретает характеристики, свойственные более развитому обществу, т. е. модернизация в, этом смысле является сознательной установкой государства на проведение качественных преобразований в обществе с учетом опыта передовых стран («догоняющее развитие»). НАПРАВЛЕННОСТЬ (ПРОФИЛЬ) ОБРАЗОВАНИЯ - целевая ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание и (или) преобладающие виды учебной деятельности обучающегося, а также требования к результатам ее освоения. НАУКА - 1. Форма духовной культуры, основной функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Наука - это деятельность по получению нового знания, и результат этой деятельности - сумма полученных знаний; 2. Наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о действительности, включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства; 3. Система объективного знания о природе, обществе и мышлении, а также отдельная отрасль такого знания. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА – целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – более или менее фиксируемый период быстрого и существенного продвижения науки в познании природы, общества и самого познания, вызванного появлением новых материальных или интеллектуальных средств исследования, формированием новых методов, новым пониманием предметов исследования, интенсификацией исследовательской работы. НОВОЕ ВРЕМЯ - эпоха от XVII до XIX вв. Основная тема философствования в это время - наука и ее возможности, построение методологии получения абсолютно достоверного знания. Основные направления - эмпиризм и рационализм. Представители Фр. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. НОРМА – понятие, обозначающее границы, в которых вещи, явления, природные и общественные системы, виды человеческой деятельности и общения сохраняют свои качества, функции, формы воспроизводства. Конкретизируется в понятиях правил, образцов, предписаний. ОБРАЗОВАНИЕ - общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - целенаправленные последовательные действия, осуществляемые управомоченным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) с целью реализации образовательных программ, программ профессионального обучения, а также предоставлению дополнительных образовательных услуг. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационнопедагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ТРЕБОВАНИЯ, УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ УНИВЕРСИТЕТАМИ, - образовательные стандарты и требования по основным профессиональным образовательным программам высшего образования, самостоятельно устанавливаемые университетами, определенными федеральным законом или указом Президента Российской Федерации. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ - оказываемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или индивидуальным предпринимателем услуги по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) в целях освоения обучающимися образовательных программ или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), если они не завершаются выдачей документа, дающего право на продолжение образования на следующем уровне и занятие профессиональной деятельностью. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - педагогически обоснованный процесс обучения, воспитания и развития, организуемый субъектом образовательной деятельности, реализующим образовательную программу (оказывающим образовательные услуги). ОБУЧЕНИЕ - целенаправленный процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей; ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - вид образования, направленный на развитие личности и приобретение в процессе освоения преемственных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ - технический акт, который определяет коды и наименования укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, по которым реализуются основные профессиональные образовательные программы. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ - представление людей о должном, желанном, совершенном, наилучшем в человеке, обществе, а также в различных сферах общественной жизни. ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - юридические лица, которым настоящим Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность в качестве основного или дополнительного вида деятельности на основании лицензии (подразделяются на образовательные организации и организации, осуществляющие обучение). ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - утвержденная в установленном порядке учебно-методическая документация, определяющая на основе федерального государственного образовательного стандарта (образовательных стандарта) основные характеристики и организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня в этой образовательной организации с учетом ее вида (категории) и особенностей деятельности. ПАРАДИГМА- признанные всеми достижения, которые определяют модели постановки научных проблем, способы их решения, являются источником методов, проблемных ситуаций; стиль мышления эпохи. ПОСТМОДЕРНИЗМ (фр. postmodernisme - после модернизма). 1. Модернизм (иначе авангардизм) - общее понятие, охватывающее течения искусства и литературы первых десятилетий XX в., резко порывающие с классическими традициями художественного творчества. Постмодернизм расценивается как реакция на модернистский культ нового, а также как элитная реакция на массовую культуру, как полицен
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 4851; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.249.77 (0.081 с.) |