Право и выражающее его законодательство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право и выражающее его законодательство



 

Они являются главным, цементирующим элементом правовой системы. Без права нет правовой системы, ибо оно вызывает к жизни каждый из ее элементов. Право, выраженное в законодательстве, обретает свои четкие рамки и в свою очередь вызывает к жизни новые правовые явле­ния - элементы правовой системы: правоотношения, юридическую прак­тику, правовые институты и учреждения. Хорошо продуманное, эффектив­но действующее законодательство делает таковой и правовую систему в целом. Законодательство означает юридизацию общественных, в данном случае правовых отношений.

 

Правовая идеология (доктрина)

 

Под "правовой идеологией" теория права понимает систематизированное научное выражение правовых взглядов, представлений, право­вых требований определенных классов общества. Такое понимание соот­ветствует философскому восприятию идеологии как системы обществен­ных взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Формирование правовой идеологии - это про­цесс осмысливания обществом множества правовых явлений, выработка научно-теоретического багажа на пути понимания правовой действитель­ности. Правовая идеология является составной частью правосознания. Вторая часть этого явления - правовая психология.

В правовую идеологию входят явления духовного, мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые прин­ципы, правовая культура, правовая политика и т.д.).

 

Юридическая практика

 

Это важный элемент правовой системы. Он связан с деятельнос­тью и накопленным при этом опытом компетентных органов, должност­ных лиц и граждан по изданию и реализации юридических норм. Юридическая практика - это всегда определенный результат правотворческой или правоприменительной деятельности. Каков этот результат, такова и степень надежности и эффективности правовой системы. Правовая система создается для нормального человеческого общежития, и юридическая практика как завершающий ее элемент наглядно показывает, что представ­ляют собой юридические нормы в реальности и как они применяются.

Юридическая практика в свою очередь влияет на другие элементы правовой системы. В соответствии с потребностями юридической практики корректируется законодательство, улучшается правоприменительная деятельность. В то же время не всякая юридическая практика и не все ее правоположения являются прогрессивными, правильными и используются для совершенствования законодательства.

Понятие "правовая система" имеет существенное значение для характеристики права той или иной страны. Оно включает в себя понятие "системы права" в первом блоке - "право или собственно законодательство", т.е. правовая система значительно шире, как понятие, чем "систе­ма права". Обычно говорят о "национальной правовой системе", напри­мер, России, ФРГ, США и т.д. В мире около 200 государств. Столько же и правовых систем.

В понятии "национальная правовая система", наряду с собственно правом, важную роль могут играть либо судебная (юридическая) практика, либо правовая идеология.

В современном мире обычно различают следующие правовые массивы:

1. национальные правовые системы;

2. правовые семьи;

3. группы правовых систем.

Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны. Национальные право­вые системы могут быть объединены в правовую семью.

Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем. Эта совокупность определяется общностью источников, структуры права и исторического пути его формирования. Основными правовыми семьями на нашей пла­нете являются:

· семья нормативно-законодательных систем континентальной Европы - романо-германское право (в этих системах на первом месте стоит закон). Романо-германская правовая семья охватывает большинство стран Европы (Италия, Франция, Германия и т.д.). К этой семье примыкает латиноамериканское право, правовая система Японии, скандинавское право;

· семья нормативно-субъективных, англо-саксонских правовых систем - прецедентное право Великобритании, США и ряда других стран (в этих системах доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика, прецедент, который выполняет служебную роль нормы права);

· семья религиозно-традиционных систем - мусульманское право, индусское право, обычное право стран Африки, дальневосточное право (эта семья охватывает 4/5 планеты).

Мусульманское право основано на мусульманской религии - исла­ме. Поскольку мусульманское право отражает волю Аллаха, оно охваты­вает все сферы социальной жизни. Мусульманское право рассматривает­ся как единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные, а также обычаи. Первым корнем мусульманского права является Коран - собрание изречений пророка Мухаммеда. Коран состоит главным образом из положений, касаю­щихся нравственности и носящих слишком общий характер. Он затраги­вает проблемы права в узком смысле, относящихся, например, к семей­ному праву, он не предполагает единой системы правил, а лишь дает решение нескольких проблем, которыми Мухаммед занимался, будучи судьей. При этом Мухаммед исходил из положений обычного права (обыча­ев), изменяя его порой в свете принципов сообщности людей, связанных верой в Аллаха. Второй корень - сунна, то есть рассказы о жизнедеятель­ности пророка, столь важные для интерпретации и прояснения правил Корана. Сунна явилась итогом толкования Корана в первые десятилетия после смерти пророка. Третий корень - иджма: согласие, достигнутое всем мусульманским сообществом по вопросу об обязанностях мусульманина, то есть правоверного. Четвертый и последний корень - аналогия (кияс), то есть применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, сунной или иджмой. В ходе дальнейшего развития учения в эту схему внесли лишь одно изменение - изменение идеи иджма, существен­но повысившее ее практическое значение: предложение, принятое однаж­ды правоведами всех или даже одной школы, считается правилом.

Из четырех корней важнейшее значение имеет согласованное заключение правоведов (иджма), поскольку в конечном итоге именно оно определяет с использованием аналогии (кияс) и без нее, какое справедливое правило закона можно извлечь из Корана или сунны. Появление этих источников было в юридическом плане обусловлено тем, что Коран не был полным сводом юридических норм, а сунна, наоборот, представляла со­бой громадное множество (многие тысячи) хадисов, которые зачастую противоречили друг другу и в которых простые мусульмане и даже судьи практически не могли самостоятельно разобраться.

 

Выводы по правовой системе

 

В целом, завершая описание элементов правовой системы, следу­ет подчеркнуть, что она не является застывшим, раз и навсегда сформировавшимся образованием, т.е. находится в постоянном развитии. Со вре­менем может изменяться как перечень ее компонентов, так и наши пред­ставления о ней. Проходящая в Европе интеграция стран в Европейский Союз поставила в повестку дня сближение национального законодатель­ства, его общеевропейскую унификацию, выдвижение на первый план прецедентного права европейских судов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.45.136 (0.008 с.)