Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изменение представления о предмете психологии в ходе ее исторического развития.Стр 1 из 9Следующая ⇒
Билет №1 Прокомментируйте следующее мнение. Ответьте на поставленный вопрос. Приведите по крайней мере 5 доводов «за» и «против». Психология – это не наука, а самая что ни есть житейская практика! Посмотрите на таксистов, официантов, гадалок, нищих, – чем не психологи? Войти в доверие, вовремя сориентироваться на Ваши слова и состояния, заставить разоткровенничаться, поверить, довериться, угадать Ваше настроение, социальное положение, особенности характера, а потом воспользоваться всем этим, – да тут и «настоящим» психологам есть чему поучиться! 1) Житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Научная же психология стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. 2) Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб. Научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий. 3) Ещё одно отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта - его конкретного и интуитивного характера. 4) Существует различие в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. 5) Преимущество научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато-и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др.
Научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом. Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется. Билет №2 Прокомментируйте следующие суждения о психологии. Выберите наиболее правильные и полные. Психология - наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно. Психология изучает процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики. + Психология - наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. + Психология - отрасль биологической науки, занимающаяся функционированием нервных процессов мозга. Психология - наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «Я» (т.е. сознание индивида). Билет №3 Возникновение и развитие эмпирической психологии сознания. См. Билет №1 Билет №4 Прокомментируйте приведенное высказывание. Согласны ли Вы с его автором и почему? О какой особенности психического знания идет речь? Как называется этот феномен на языке современной психологической науки? Мыслящий индивид не может расщепиться так, чтобы одна его часть рассуждала, а другая наблюдала за рассуждением. Возможность раздвоения сознания, или интроспекция, существует. Но она существует не всегда: например, раздвоение сознание невозможно при полной отдаче какой-либо деятельности или переживанию. Когда же все-таки оно удается, то наблюдение как вторая деятельность вносит искажение в основной процесс.
Билет № 5 Ниже приведен отрывок из работы У. Джемса. Выпишите его аргументы в пользу ненаучности психологии. Можете ли Вы возразить автору по всем этим пунктам? Проанализируйте современный этап развития психического знания. Какие доводы У. Джемса сохранили, а какие утратили свою силу?
Называя психологию естественной наукой, мы хотим сказать, что она в настоящее время представляет собой совокупность отрывочных эмпирических данных; что в ее пределы отовсюду неудержимо вторгается философский критицизм и что коренные основы этой психологии, ее первичные данные должны быть обследованы с более широкой точки зрения и представлены в совершенно новом свете… Даже основные элементы и факторы в области душевных явлений не установлены с надлежащей точностью. Что представляет собой психология в данную минуту? Кучу сырого фактического материала, порядочную разноголосицу во мнениях, ряд слабых попыток классификации и эмпирических обобщений чисто описательного характера, глубоко укоренившийся предрассудок, будто мы обладаем состоянием сознания, а мозг наш обуславливает их существование, но в психологии нет ни одного закона в том смысле, в каком мы употребляем это слово в области физических явлений, ни одного положения, из которого могли бы быть выведены следствия дедуктивным путем. Нам неизвестны даже те факторы, между которыми могли бы быть установлены отношения в виде элементарных психических актов. Короче, психология еще не наука, это нечто, обещающее в будущем стать наукой.
Билет № 6 Билет № 7 Билет № 8 Психология - наука о душе. Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием “душа”. Практически все древние философы пытались выразить с помощью этого понятия самое главное, сущностное, начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, рассматривая ее как причину жизни, дыхания, познания и т. п. Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю. Так, Демокрит (460-370 гг. до н. э.) считал, что душа - это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. По его мнению, душа получает ощущения от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» от предметов. В текстах Платона мы обнаруживаем взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию; она существует наряду с телом и независимо от него. Душа - начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело - начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Платон постулирует изначальное существование мира идей. Этот мир идей существует вне материи и вне индивидуального сознания. Он представляет собой совокупность абстрактных идей - идей о сущностях предметов внешнего мира. Существуют идеи добродетели вообще, красоты вообще, справедливости вообще. То, что происходит на земле в повседневной жизни людей, есть лишь отражение, тень этих общих идей. Истинное познание есть постепенное проникновение в мир идей. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия», которая означает существование чего-то.
«...Душа,- писал он,- необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела». Аристотель заложил глубокие основы естественнонаучного подхода к изучению психики. Главная функция души, по Аристотелю, - реализация биологического существования организма. Такое представление закрепилось впоследствии за понятием «психика»: с точки зрения материалистического естествознания психика явилась одним из факторов эволюции животного мира. «Новая экспериментальная психология» объявила понятие души метафизическим и отказалась от рассмотрения как самого этого понятия, так и связанных с ним нравственно-этических выводов. И только в последние десятилетия духовные аспекты жизни человека стали интенсивно обсуждаться в психологии в связи с такими понятиями, как зрелость личности, рост личности, здоровье личности и т. п. И многое из того, что сейчас обнаруживается, вполне перекликается с этическими следствиями учения о душе выдающихся античных философов.
Проанализируйте приведенный пример. Объясните, как связаны между собой повседневная жизнь и бессознательное. В какой форме подавленные влечения просачиваются в сознание? «Заседание закрыто… Ах, простите… Заседание открыто», - объявляет председатель.
Билет № 9 Билет № 10 Билет № 11 З.Фрейд – см. Билет №5 Установка и бессознательное в психологической школе Д.Н. Узнадзе. Теория этой школы чаще всего называется «психологией установки». «Фиксированная установка» возникает после ряда специальных «фиксирующих» опытов. Испытуемому дают в руки (в каждую по одному) два шара, совершенно одинаковые по всем свойствам, кроме, например, объема: один шар явно больше другого по объему. Каждый раз этот больший по объему шар дается, например, в левую руку. А далее происходит следующее. Д.Н. Узнадзе: «Через определенное число повторных воздействий (обычно через 10-15 воздействий) субъект получает в руки пару равных по объему шаров с заданием сравнить их между собой. И вот оказывается, что испытуемый не замечает, как правило, равенства этих
объектов, наоборот, ему кажется, что один из них явно больше другого, причем в преобладающем большинстве случаев в направлении контраста, то есть большим кажется ему шар в той руке, в которую в предварительных опытах он получал меньший по объему шар... Бывает и так, что объект кажется большим в другой руке, то есть в той, в которую испытуемый получал больший по объему шар. В этих случаях мы говорим об ассимилятивном феномене. <…> Мы видим, что везде, во всех этих опытах, решающую роль играет не сенсорный материал, возникающий в особых условиях этих задач, или что-нибудь иное, характерное для них. Решающее значение в этом процессе, нужно полагать, имеют наши предварительные экспозиции. В процессе повторного предложения их у испытуемого вырабатывается какое-то внутреннее состояние, которое подготовляет его к восприятию дальнейших экспозиций». Это «внутреннее состояние» было бессознательным. Его бессознательность доказывалась следующим экспериментом. «Предварительные экспозиции» проводились с испытуемым, находящимся в состоянии гипноза. После пробуждения он ничего не помнил из того, что делал во время гипноза. И тут же ему предъявили «критическую экспозицию»: дали в руки шары, допустим, равного объема. И при этом - уже вполне сознательном - восприятии испытуемый обнаруживал установку, которая сформировалась у него, когда он находился в состоянии гипноза, то есть она оставалась для него бессознательной. Другая характерная черта установки - ее "целостность" обнаруживалась в не менее остроумных экспериментах. Установка формировалась, допустим, на материале шаров, предъявляемых зрительно. А «критическая экспозиция» происходила на материале шаров, даваемых в руки. И сформированная ранее на другом материале установка все равно «срабатывала»: равные по объему шары казались неодинаковыми. В школе Узнадзе выделяли еще и так называемые первичные установки. Они возникают при встрече некой имеющейся у субъекта потребности, с одной стороны, и ситуации удовлетворения этой потребности - с другой. Так называемый импринтинг у некоторых высших позвоночных: известный австрийский ученый Конрад Лоренц обнаружил, что гусята, только что вылупившись из яиц, начинают следовать за первым движущимся предметом, попавшим в их поле зрения. Обычно этим предметом оказывается гусыня. Но если они вместо нее увидят движущийся мяч или даже человека - происходит «импринтинг», то есть запечатление в их памяти данного предмета как предмета, за которым нужно всегда следовать. Врожденная потребность следовать за кем-то встретилась с конкретной ситуацией, и произошло формирование установки как готовности действовать определенным образом. Второй тип (и уровень) установок - целевые установки. Они изучены лучше всего. Это готовность субъекта совершать определенные действия в соответствии с выбранной им целью (какие бы мотивы ни стояли за выбором этой цели).
А.Г. Асмолов: «В поздний вечерний час охотник с нетерпением подстерегал в засаде кабана. И вот, наконец, долгожданное событие произошло, листья кустарника качнулись, и... грянул выстрел. Охотник кинулся к подстреленному «кабану», но вместо кабана он увидел девочку. Сила целевой установки, готовности увидеть именно то, что он ожидал и хотел увидеть, была столь велика, что сенсорное содержание, возникшее в процессе восприятия объекта (девочки), преобразовалось в иллюзорный образ кабана...» Асмолов выделяет еще один, более низкий уровень установок: операциональные установки. Они возникают в условиях решения задачи в определенной конкретной ситуации, когда у субъекта уже имеется опыт поведения в подобных ситуациях и установки «актуализируются» иногда независимо от воли и желания субъекта. Фиксированные установки - хороший пример операциональных установок. Можно выделить и более низкий уровень установок, которые, вероятно, и установками уже нельзя назвать: это, например, определенная готовность мышечного аппарата к взятию того, или иного предмета, то есть речь идет уже о некоторых физиологических или психофизиологических механизмах реализации поведения.
Билет № 13 Билет № 14 Билет № 15 Отрасли психологии. Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека (или животных) в целом, общие психологические закономерности, которые имеют место во всех сферах психической жизни. К числу отраслей фундаментальной психологии относятся: - общая психология; Изучает общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека: познавательные, эмоциональные процессы, а также процессы регуляции деятельности, психические состояния человека. - психология личности; Занимается изучением социально обусловленных качеств человека, общих закономерностей характера, мотивации, самосознания. - дифференциальная психология; Изучает индивидуально-психологические особенности людей, их темперамент, характер, способности, личностные свойства. - психофизиология; Изучает взаимосвязь психических явлений с работой организма, с деятельностью НС. - нейропсихология; Занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций. - социальная психология; Изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей друг с другом, межличностные отношения и воздействие людей друг на друга. - психология развития (возрастная психология); Изучает общие закономерности развития различных психических процессов и качеств личности. - зоопсихология. Изучает психику животных, врождённые и приобретённые формы их поведения. Прикладная психология изучает психологические проблемы, характерные для определённых сфер жизни или профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся: - педагогическая психология; Изучает закономерности обучения и воспитания человека. - медицинская психология; Изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, психические проявления болезней. - юридическая психология; Занимается приложением психологических знаний к изучению психологических проблем юридической практики. - экономическая психология; Изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми. - психология труда; Это знания о психологических особенностях трудовой деятельности человека, психологических основах научной организации труда. - политическая психология; Изучает психологические основы политических процессов, происходящих в обществе. - психология спорта; Рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов. - психология искусства; - психология религии; Направление исследований психологических проблем религиозного сознания, представлений, чувств верующих людей; а также религиозных традиций, обрядов, культов. - психология семьи. Занимается изучением психологических вопросов формирования семьи, анализом межличностных отношений супругов, взаимоотношений родителей и детей в семье, стилей семейного воспитания.
Билет № 17 Классификация неосознаваемых психических процессов (Ю.Б. Гиппенрейтер и А.Г. Асмолова) Ю. Б. Гиппенрейтер выделяет три больших класса феноменов бессознательного: 1) неосознаваемые механизмы сознательных действий; 2) неосознаваемые побудители сознательных действий; 3) «надсознательные» процессы. К первой группе относятся, во-первых, так называемые автоматизмы, то есть автоматизированные действия и навыки. Одни из них - типа ходьбы - сформировались еще до осознавания ребенком подобных процессов, другие - типа навыков игры на фортепиано - формировались когда-то как вполне осознанные, развернутые действия и только с течением времени «автоматизировались» и перестали быть под контролем сознания. Сюда же относятся «бессознательные умозаключения» Гельмгольца, которые представляют собой неосознаваемые механизмы перцептивной деятельности субъекта. Во-вторых, к этой группе относятся явления установки, изучаемые в школе Узнадзе. В-третьих, Гиппенрейтер относит к этой первой группе неосознаваемых явлений еще и «неосознаваемые сопровождения» сознательных действий: то, что называется идеомоторикой, то есть неконтролируемый человеческим сознанием «выход» испытываемых человеком чувств и занимающих его мыслей в различные внешние формы: дрожание рук, блеск глаз и многое другое. Ко второй группе Гиппенрейтер относит, прежде всего, явления, изучаемые в психоанализе. К третьей группе «надсознательных» процессов относятся процессы творчества, потеря и приобретение веры, которые часто происходят для человека незаметно, неосознанно. Асмолов выделяет надиндивидуальные неосознаваемые явления. Они имеют социальное происхождение и представляют собой усвоенные субъектом (как членом той или иной группы) образцы типичного для данной общности поведения и познания, влияние которых на деятельность не осознается субъектом и не контролируется им.
Билет № 18 Билет № 19 Билет № 19 Билет №1 Изменение представления о предмете психологии в ходе ее исторического развития. Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Современная психология берет свое начало в античной философии. В ее рамках были впервые сформулированы представления о предмете нашей науки - психология тогда была наукой о душе. Душа была неким объяснительным понятием для множества разнообразных явлений человеческой психики и поведения, то есть выступала как особая сущность, лежащая «за» явлениями и объясняющая их. На самом деле объяснение это было в общем мнимым. Одни считали душу состоящей из мелких, подвижных атомов, и такое понимание природы души как-то позволяло объяснять естественными причинами элементарные психические процессы (восприятие, механическую память), сновидения и тому подобное. Однако в атомистическом материализме необъяснимыми оставались общие понятия (универсалии) и морально-этические категории, которые явно не сводимы к движению атомов, но каким-то образом определяют человеческое поведение. В Средние века развиваются исключительно идеалистические идеи Платона и Аристотеля. С ростом городов и развитием промышленности схоластические словопрения отходят на второй план и перед философами практикой жизни буквально ставится вопрос: что же дальше? По отношению к изучению души происходят два важнейших события: во-первых, если древние понимали душу очень широко, отождествляли фактически душу и жизнь, то впервые у Фрэнсиса Бэкона «жизненность» и «душевность» отделяются друг от друга. Во-вторых, Бэкон призывает отказаться от пустых изучений «метафизических» вопросов о сущности, бессмертии, частях души, а перейти к непосредственному эмпирическому изучению психических процессов и явлений как таковых. Декарт отверг разные рассуждения о душе до того, как будут обнаружены наиболее достоверные основания ее познания. И он нашел эти достоверные основания в «непосредственном переживании» психических процессов. Это та первая истина, которую мы вообще имеем в познании, - осознание собственной психической деятельности. Отсюда было совершенно логичным вообще прекратить все рассуждения о природе и сущности души и исследовать только то, что дано нам "непосредственно" в нашем сознании. Это и было открытием для эмпирического изучения сознания как особой реальности. Поэтому я вначале и сказал, что с Декарта начинается новый этап развития психологии - психология теперь развивается в рамках науки осознании. Декарт дал впервые в истории психологии критерий отличия психических процессов от непсихических. Он состоит в том, что психические процессы мы осознаем, тогда как физиологические - нет. В психологии была проделана большая и кропотливая работа по описанию общей картины и свойств сознания: многообразия его содержаний, динамики, ритмичности, неоднородности его поля, измерению объема и т. д. Возникли вопросы: каким образом его исследовать дальше? Каковы следующие задачи психологии? И здесь был сделан тот поворот, который со временем завел психологию сознания в тупик. Первая задача науки, считали ученые того времени, найти простейшие элементы. Значит, и психология должна найти элементы сознания, разложить сложную динамичную картину сознания на простые, далее неделимые, части. Вторая задача состоит в том, чтобы найти законы соединения простейших элементов. Итак, сначала разложить сознание на составные части, а потом снова его собрать из этих частей. Психология того периода описала многие важные свойства и феномены сознания и тем самым поставила многие до сего времени обсуждаемые проблемы. Следующий крупный этап в развитии психологии ознаменовался тем, что в психологию были введены совершенно новые факты - факты поведения. По сложившейся в психологии традиции под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Иными словами, факты поведения и факты сознания разводят по методу их выявления. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 2365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.222.253 (0.062 с.) |