Повествовательные приемы и стиль «Декамерона». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повествовательные приемы и стиль «Декамерона».



Очень широким оказывается историческое и географическое пространство “Декамерона”. Действие большинства его новелл происходит во Флоренции и в Тоскане во времена самого автора, - однако многие из них переносят читателя и в иные области Италии (среди которых особое место занимает Неаполь), и действие разворачивается как в настоящем, так и в недавнем прошлом, а речь в них идет о событиях и персонажах, хорошо известных читающей публике того времени. В целом в тексте преобладают история и география Европе рубежа 13-14 вв. с некоторыми экскурсами в исламский мир, - в то время как достаточно незначительны (однако не менее важны) новеллы, действие которых происходит в далеком прошлом либо в античности.

Часто основой повествования становится мотив путешествия, которое происходит на фоне реального - и одновременно вымышленного - пейзажа, становящегося фоном для рассказа.

География, история и хроника современных событий составляют основу того, что критика называет “реализмом” Боккаччо. Однако этот “реализм” не является “панорамой” либо некой точной копией повседневной реальной жизни, - мир Боккаччо - это вымышленный мир, который предстает как реальность, поскольку повторяет, воссоздает важнейшие элементы и связи окружающей реальности.

Образы героев развиваются благодаря проявлению своих собственных качеств и их оценке другими персонажами: для их изображения Боккаччо не описывает мелкие подробности, а дает читателю только характерные черты, за которыми часто стоит целый мир. Ткань произведения выстроена таким образом, что в ней есть место и простым, реалистичным картинам действительности, и деформированному, искаженному ее отображению, вплоть до гротеска.

Стиль произведения отличается многоплановостью. С одной стороны, в нем присутствует употребление некоторых схем средневековой риторики (использование рифмы и образование стихов внутри прозаического периода), однако задачу свою Боккаччо видит в том, чтобы углубить связи с античной латинской прозой, и старается адаптировать свой язык (volgare) к ее ритмическому строю и системе пауз внутри фразы. Латинизация прозы Боккаччо движется в ином направлении, чем это было в творчестве Брунетто Латини либо в дантовском “Пире”. Боккаччо заинтересован не столько в том, чтобы следовать рациональной, логической строгости фразы, а в том, чтобы связать ясность и логичность выражения с гибкостью, подвижностью прозы, с возможностью применять ее к самым разным ситуациям и объектам описания.

Проза Боккаччо состоит из больших и разветвленных периодов (фраз), которые как будто следуют за всеми оттенками действительности, стараясь как можно подробнее и точнее ее охватить. Однако этот же язык может описывать реальность, оставаясь на расстоянии от нее. Боккаччо создает некую модель “языкового гедонизма” /наслаждения языком/, которая получит свое развитие в 16 веке.

Стилистика “Декамерона” использует самые различные уровни: от патетического, героического, трагического до комического и гротескного, в зависимости от описываемых ситуаций. Речь героев может быть выстроена и взвешена - либо строиться в форме диалога с краткими и быстрыми репликами, передающими ритм сменяющихся событий.

Основой языка “Декамерона” является флорентийский volgare, который может быть “аристократичен”, чист от всяких диалектных примесей, - однако, если того потребует описываемая ситуация, он может содержать большое число просторечных элементов - либо даже диалектных слов и конструкций, которые для комического эффекта вставляются в тосканский языковой контекст.

Еще одной особенностью языка “Декамерона” является самопародия: автор нередко изобретает новые слова, лишенные смысла, - чтобы осмеять глупость либо излишнюю выспренность языка собственных персонаже.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.37 (0.006 с.)