![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гипотеза лингвистического релятивизма
Гипотеза, предложенная Уорфом в 1956 году. Главная идея заключается в том, что родной язык человека оказывает огром-ное влиинне на его образ мыслей и восприятие. Существуют сла-бая и сильная версия этой гипотезы. Согласно слабой версии. язык влияет на способ нашего восприятия окружающего мира. В качестве примера чаще всего называют эскимосов, имеющих много разных терминов для обозначения снсга. так как они мо-гут различать болыне видов и характеристик снега, чсм европей-цы. Согласно сильной версии, лингвистические различия между людьми фактически отражаются в способе их мышления и пред-ставлениях об окружающем мире. К примеру, в языке индейцев хопи и тайцев не существует таких же представлений о прошлом. настоящем и будущем, как у нас. Это считается доказательством существенно иного способа восприятия времени.
Гипотеза «справедливого мира»
Вера в то, что мир является справедливым и предсказуемым местом. в котором хорошие дела вознаграждаются. а дурные неизбежно подлежат наказанию. Из-за веры в естественную причинно-следственную связь между поведением и его послед-ствиями сторонники этой гипотезы часто считают, что неудач-ливые или несчастные люди так или иначе заслужили свою участь.
Гипофиз
Будучи частыо эидокринной системы, гипофиз вырабатывает гормопы, главная функция которых заключается в активации гормонов, выделяемых другими железами. К примеру, гонадот-ропины являются гормонами, которые вырабатываются гипо-физом и переносятся по кровеносной системе к половым желе-зам, где они стимулируют выделение таких гормонов, как тес-тостероп.
Гиппокамп Будучи частью лимбической системы переднего мозга, гиппокамп играет важную роль в процессах памяти. Повреждение этой области приводит к неспособности запоминать новую информацию, хотя уже имеющиеся воспоминания остаются нетронутыми.
Гистограмма
Способ графического представления результатов исследований по какой-либо дискретной переменной. К примеру, если мы хотим представить количество автомобилей из разных стран в автомобильном парке нашего колледжа, гистограмма может выглядеть следующим образом:
Страна изготовления Пример гистограммы
Главные черты Характеристики, оказывающие преобладающее воздействие практически на все, чем мы занимаемся. Можно сказать, что главной чертой матери Терезы из Калькутты был альтруизм, а главной чертой Маргарет Тэтчер — вера в себя. Вопрос о том, есть ли главная черта у каждого человека, является спорным. Более вероятно, что мы обладаем небольшим количеством характерных черт (например, щедрость, надежность, импульсивность), отражающих наше типичное отношение к другим людям.
Глубинная структура Скрытый смысл предложения. К примеру, в предложении «мальчик побежал за товарищем, и он упал», есть две глубинные структуры. Большинство предложений может быть понято слуша-тслями без осознания глубинной структуры, на основании поверх-ностной структуры предложения — то ссть грамматической ин-формации. Так, предложение «мальчик побежал за товарищем и упал» содержит лишь одну глубинную структуру. поэтому поверх-ностная структура имеет одно толкование. Когда смысл предложе-ния оказывается двойственным, слушателю необходима дополни-тельная информация о его глубинной структуре.
Головной мозг Часть цеитралыюй иервиой системы. Головной мозг обычно подразделяется на передний мозг, средний мозг и задний мозг.
• Теленцэфалон содержит два симметричных полушария, об-разующие головной мозг. Он, в свою очередь, состоит из коры головиого мозга и подкорковых областей базального ганглия и лимбической системы. Базальный ганглий осуще-ствляет контроль над движениями. Причина болезии Паркии-соиа заключается в вырождении иейроиов среднего мозга, ак-соны которых находятся в базальном ганглии. Одни части лимбической системы (особенно гиппоксьш) участвуют в процессе обучения и обработки воспоминаний, в то время как другие играют роль в эмоциональном поведении.
• Диэнцефалон содержит таламус и гипоталстус. Таламус пс-редает сенсорные стимулы в кору головиого мозга, а гипота-ламус контролирует автоиомную иервиую систему и эидок-риииую систему. • Мезоэнцефалон состоит из тектума и тегментума. Тектум со-держит верхние и нижние бугорки, которые соответственно являются частыо визуальной и слуховой системы. Тегментум содержит ряд структур, наиболее важной из которых являет-ся ретикулярная формаиия, играющая значительную роль в процессах сна, движения и внимания. • Метэнцефалон содержит варолиев мост и мозэісечок. Варо-лиев мост участвует в процессах сна и активации, а мозжечок принимает сенсорную информацию и обрабатывает ее вмес-те с информацией о движении, обеспечивая координацию движений орагнизма. • Миелэнцефалон имеет одну главную структуру. Это продол-говатый мозг, который, через управление ретикулярной формацией, играет значительную роль в регулировании сер-дечно-сосудистой и респираторной системы.
Голофразы Односложные предложения, характерные для речи маленьких детей. Некоторые психологи считают, что такие предложения дей-ствуют как «телеграфные сообщения», т. е. это сокращения, выз-ванные ограниченными языковыми способностями ребенка. Дру-гис полагают, что односложные предложения отражают простые понятия, такие как обладание («мое») или желание («хочу»).
Гомеостаз
Процесс, с помощью которого тело поддерживает равновесие в своей внутренней физиологической среде. Через гомеостатические импульсы происходят позывы к еде, питью и регулировке темпера-туры тела. К примеру, понижение температуры тела инициирует множество процессов (например, дрожь), помогающих восстано-вить нормальную температуру. Таким образом, гомеостаз иниции-рует другие процессы, которые действуют как регуляторы и вос-станавливают оптимальное состояние. В качестве аналога можно привести центральную систему отопления с термостатическим контролем. Когда комнатная температура падает ниже показате-лей, заложенных в термостате, он включает паровой котел, кото-
рыи нагнетает горячую воду в систему отопления. повышая темпе-ратуру. Когда температура в комнате достигает нормального уровня, термостат выключает паровой котел.
Гомеостатический контроль над содержанием воды в кровеносной системе
Гомосексуальность Склонность с половому контакту или сексуальное предпочтение к лицам того же пола. В обществе существует традиционно сильное предубеждение против людей с гомосексуальной ориентацией, и до 1980 года по классификации В5М гомосексуализм считался психи-ческим расстройством. Термин «гомосексуальный» чаще использу-ется по отношению к мужчинам, а термин «лесбийский» — по отно-шению к женщинам. И тех, и других еще называют «геями».
Гормон См. Эндокрішная систелш.
Готовность
Термин описывает тот факт, что организмы лучше приспособ-лены к ассоциированшо определенных сочетаний стимулов и реак-
ций. Если животное ест, а потом заболевает, у него может развить-ся отвращение к запаху пищи. но не к зрительным или слуховым стимулам, присутствовавшим во время питания. Однако если во время еды животное получает удар электрическим током в сочета-нии с особыми зрительными или слуховыми стимулами, впослед-ствии оно будет избегать мест. где присутствуют эти стимулы, но не будет испытывать отвращения к пище. Это происходит потому, что запах пищи тесно ассоциируется с болезныо, в отличие от зри-тельных или слуховых стимулов. С другой стороны. зрительные и слуховые стимулы тесно ассоциируются с болью.
Группа ровесников Социальная группа, обычно состоящая из ровваіиков одного воз-раста, которые имеют сходные ценности и стандарты поведения. Группа ровесников образуется в средней школе, когда принадлеж-ность к коллективу становится важным соображением для ребенка. В подростковом возрасте и ранней юности группы ровесников ста-новятся более сплоченными и ориентированными по интересам. Слабо организованная группа (см. Толпсі) иногда помогает подрос-ткам в поиске собственной идентичности, формировакии стереоти-пов или приобретении репутации среди ровесников. Как рыхлые, так и сплоченные группы ровесников выполняют важные функции. Если сплоченная группа дает основу для приобретения необходи-мых общественных навыков, то рыхлая группа предоставляет под-ростку возможность развития «временной личности» в процессе поиска собственной идентичности (см. Юностъ: формирование личности). Согласно последним исследованиям, влияние группы ро-весников на формирование ценностей у подростка может быть пре-увеличенным; многие нормы и ценности группы сверстников явля-ются как бы продолжением норм и ценностей, приобретенных дома. Значение группы ровесников постепенно уменьшается в по-здней юности, когда развитие более близких взаимоотношений от-крывает перед молодым человеком дорогу к взрослой жизни.
Групповая динамика
Совокупность социально-психологических процессов и явлений, происходящих в группе на всем протяжении ее существования — от образования до распада. А также различные взаимодействия между членами группы — например, отношения «лидер-последо-ватель», илй процедура совместного принятия решений. В более
узком смысле, термин часто используется как показатель благопо-лучия отношений в группе и эффсктивности совместной работы.
Групповая поляризация Одна из групповых тенденций, выражающаяся в сдвиге к край-ностям в групповых решениях по сравнению с решениями, прини-маемыми отдельными членами группы. Когда члены группы про-являют индивидуальную осторожность в решении вопроса. на-блюдается еще большая осторожность при обсуждении этого воп-роса в группе единомышленников. Когда человек настроен решительно перед группорым обсуждением, он обнаруживает сдвиг к еще более рискованным решениям в процессе обсуждения.
Групповая терапия Термин используется для описания психотерапевтических заня-тий в группах, в отличие от индивидуальной терапии. Терапевт не руководит действиями пациентов, как это часто происходит во время индивидуальных занятий, а скорее выполняет роль помощ-ника и наставника. Таким образом, каждый член группы одновре-менно играет роль пациента и терапевта. Слушая рассказы других людей об их чувствах и переживаниях, пациенты могут многое уз-нать о собственном состоянии. Вот некоторые преимущества это-го подхода в терапии: • Наблюдая за успехами других членов группы, человек обре-тает надежду и приходит к убеждению, что его собственные проблемы тоже можно решить. • Пациенты начинают понимать, что многие люди сталкива-ются с одинаковыми проблемами, и чувствуют себя не таки-ми одинокими, как раньше. • Пациентам предоставляется возможность помогать другим и ощущать положительное воздействие своей роли помощника. • Развивается позитивное взаимодействие, что имеет важное значение, так как недостаток общения с другими людьми способствует развитию некоторых психических расстройств. Групповое мышление Термин обозначает склонность отдельных групп принимать эк-стремальные, нереалистичные или неразумные решения. Если груп-па представляет собой сплоченный коллектив, члены которого име-
ют сходные взгляды на обсуждаемый предмет, а другие мнения от-сутствуют, то вероятность экстремальных решений резко возраста-ет. Члены группы могут игнорировать или искажать информацию, которая не согласуется с выбранной линией, а также выражают сильное неодобрение по отношению к несогласным. В конечном итоге складывается впечатление, что решсние принимается едино-гласно. Групповое мышление может иметь далеко идущие соци-альные и политические последствия: в истории есть много примеров трагических ошибок, совершенных в результате подобных рсшений. Гуманистическая психология Одна из наиболее современных областей психологии, гуманис-тическая психология выросла из потребности в более позитивных взглядах на человеческую личность. чем это было предложено в теориях психоаиализа или бихевиоризма. Основные представители гуманистической психологии, Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, верили в то, что люди рождаются с желанием расти, творить и любить, что они обладают способностью распоряжаться своей жизныо. Среда обитания и общественного взаимодействия может либо способствовать, либо препятствовать этой естественной склонности. Если человек живет в угнетающей среде, она препят-ствует его развитию; с другой стороны. благоприятная среда спо-собствует развитию.
Представители гуманистической психологии также считают, что важнейшим аспектом человечности является субъективный опыт. Вероятно, это представляет самую серьезную проблему с точки зре-ния научной психологии, которая требует, чтобы объект изучения был доступен для прямого наблюдения и проверки. Субъективный опыт по определению не вписывается в эти критерии.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.2.223 (0.037 с.) |