![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воздействие образными средствами
(ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ИСТОРИИ И МЕТАФОРЫ) Аллегории, метафоры и всяческие истории входят в число наи более действенных средств передачи информации и изменения аттитюдов и моделей поведения. Они особенно сильны в том, что касается возможности обойти практикуемые в культах методы блокировки мышления. Один из наиболее эффективных терапев тических сюжетов — история про то, как человек попадает в некую переделку, но не осознает этого. После ряда событий он начинает отдавать себе отчет в наличии проблемы и ищет спосо бы ее решения (нужных людей, информацию). Эти ресурсы, в свою очередь, обеспечивают новые перспективы, ведущие к пра вильному поведению. В конце герой не только освобождается от проблемы, но и ведет более счастливую, более здоровую жизнь. Подобную структуру рассказа могут использовать различные члены команды, рассказывающие свои истории. Например, кто- то, только что бросивший курить, мог бы начать свою историю с того, что знал о вреде курения, но чувствовал, что совершенно привык, и ощущал безнадежность. Далее можно описать, как он нашел ресурсы — никотиновый пластырь, курс гипноза или пси хотерапии, увидел новые перспективы и наконец сумел найти здоровую замену курению в виде, скажем, терапевтических ды хательных техник. Наконец он может рассказать близкому чело веку, насколько лучше он теперь чувствует себя и насколько счастлив, что вновь контролирует свою жизнь. Другой подход состоит в использовании актуальных метафор и сравнений с целью провести параллели между культами и дру гими деструкгивными ситуациями. Особенно мощной является в этом смысле тема насильственных отношений, причем насилие может быть как психологическим, так и физическим, а также тем и другим одновременно. К сожалению, почти каждый из нас может найти в своем прошлом пример нездоровых отношений и использовать его здесь во благо, рассказав о них так, чтобы по мочь члену культа обнаружить связь с его собственной ситуаци ей. Если вы не можете рассуждать о личном примере, опишите знакомого человека, например женщину, страдавшую от систе матических избиений. Скажите о том, как люди предупреждали ее о характере будущего мужа; как она была неспособна видеть
его недостатки; как он запугивал и шантажировал ее, эксплуати ровал ее чувство вины; как он изолировал ее от семьи и друзей и сделал ее зависимой. Главным в вашем рассказе должно быть то, что она в конце концов получила помощь и избавилась от этих отношений.
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 265
Вопросы для проверки реальности — Как бы ты оценил моральные качества вашего лидера по десятибалльной шкале? Каков он в сравнении с такими религи озными фигурами, как Иисус и Будда? — Как бы ты оценил свою преданность группе по десятибалль ной шкале, когда только вступил в нее? Как ты оценил бы ее теперь? Приблизительно через пять лет? — Каков твой взгляд на людей, не являющихся членами вашей группы? Каков твой взгляд на мир, находящийся за пределами вашей группы? — Как ты относишься к родителям? — Как ты относишься к братьям и сестрам? — Как ты относишься к другим родственникам? — Как ты относишься к старым друзьям? — Что ты думаешь о людях, помогающих другим выбираться из культовых ситуаций? Почему именно так? — Ты говорил когда-нибудь с кем-то, кому помогли выйти из культа? Ты готов к этому? Если нет, то почему? — Каково твое отношение к уходу из группы? Напомни, каково твое отношение к бывшим адептам. Почему ты готов огульно отвергнуть так много людей, не приложив уси лий к тому, чтобы сначала их узнать? Другие истории могут выглядеть не имеющими отношения к делу, но если их правильно рассказать, они оказываются весьма эффективными. Например, можно рассказать, как вы заблуди лись в лесу во время пешего похода с друзьями. Опишите, как вы поняли, что потерялись, и как забрались на дерево, чтобы лучше сориентироваться, где находитесь. Можно также описать, как вы разожгли костер и положили в него сырые листья, чтобы пода вать дымовой сигнал, который и был обнаружен. Смысл вашей истории может заключаться в следующем: "Иногда человеку нужна помощь, чтобы выбраться из неприятного положения. Просить о помощи — нормально". Еще одно сильнодействующее средство — фильмы. Два моих самых любимых фильма — "Шоу
Трумэна" (The Truman Show) с Джимом Кэрри и старый фильм с Уолтером Мэтью и Робином Уильямсом "Специалисты по выжи ванию" (The Survivors). В финале "Шоу Трумэна" герой Джима Кэрри предпочитает иллюзорной жизни личную свободу. В "Спе циалистах по выживанию" герой Робина Уильямса попадает в культ, обучающий выживанию, и в конце понимает, что лидер — шарлатан, стремящийся делать деньги и потому провоцирующий страх.
СМЕНА РОЛЕЙ
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 266
Эта техника — невероятно мощный способ открыть новые пер спективы, улучшить общение и создать более близкие отноше ния. В отличие от ролевой игры, где вы становитесь на место культиста с целью запланировать и отрепетировать мини-взаи модействия, здесь вы просите его встать на ваше место, чтобы он смотрел с вашей точки зрения. Один из способов добиться этого состоит в том, чтобы отвечать на вопрос близкого человека дру гим вопросом: Член культа: Как ты относишься к тому, что я вступил в эту группу? Отчим: А что бы ты почувствовал на моем месте? Эта техника смены ролей может заставить культиста принять точку зрения отчима. Само собой, вы должны быть готовы отве тить взаимностью. Иногда можно и открыто попросить близкого человека поменяться с вами ролями. Могли бы вы защищать его позицию по конкретному вопросу (например, его любовь к лиде ру), как свою собственную? Членам команды, которые чувствуют свою неспособность принять точку зрения члена культа, следует проводить с ним больше времени, чтобы лучше его понять. Зада вайте больше вопросов и узнавайте его мир. Можно попробовать применить эту сильнодействующую тех нику в общении с другим членом команды. В данном ниже упражнении я встал на позицию матери, а мать выступила с точки зрения дочери, готовясь к предстоящему реальному обме ну ролями. СХ (в роли матери): Знаешь, Кристи, я просто изумляюсь, до какой степени ты готова позволять вашему гуру решать, можешь ли ты к нам приехать. Ты всегда получала массу удовольствия, выражая по любому поводу собственное мнение и восставая про тив авторитетов. Мать (в роли дочери): Она сказала бы: "Гуру объяснил, что мое бунтарство было всего лишь попыткой контролировать то, что мне неподвластно. Мама, когда ты наконец расслабишься и при миришься с тем, что есть?» СХ (в роли матери): Я постараюсь принять все, как есть, но ты также должна встать на мое место. Как бы ты себя чувствовала, если бы твоя красивая энергичная дочь, которую ты любишь и чье общество доставляло тебе всегда столько удовольствия, долж на была спрашивать у кого-то, можно ли ей просто увидеться с тобой? Ваша цель при постановке подобного вопроса заключается не только в выявлении подлинной личности, но также и в том, что бы побудить дочь соприкоснуться с собственными чувствами и понять ваши переживания. Вы получите, скорее всего, разные
Хассен С..: Освобождение от психологического насилия / 267
ответы в зависимости от того, находится ли она в культовом или аутентичном состоянии. Культовая личность: Я просто смирилась бы с этим. Подлин ная личность: Хм, это тяжело.
Мать (в качестве самой себя, Стиву): Ну и что я должна была бы сказать? СХ: Попробуйте так. (Переключается на роль матери). "Мне нужно, чтобы ты знала, насколько я тебя уважаю, и я надеюсь, что ты меня тоже уважаешь. Если лидер вашей групцы — тот, за кого он себя выдает, и если учение группы обоснованно, я тоже достигну просветления. Поделись со мной и научи меня; я хочу понять тебя и твою группу! Если лидер окажется не заслуживаю щим доверия, мы постараемся усвоить то, чему научились, и дви немся дальше". Когда она отвечает, покажите, что вы вниматель но слушаете. Скажите: "Итак, насколько я услышала, ты сказала", после чего повторите сказанное своими словами. Будьте искрен ни, неподдельно заинтересованы. Пусть она расскажет о себе. Пусть она скажет, что ее привлекает в группе. Помните: обе лич ности, как культовая, так и подлинная, нуждаются в любви и одобрении с вашей стороны.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.6.253 (0.027 с.) |