![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Об эстетической роли впф и нпф
Высокая певческая форманта сача по себе прелестна... напоминает соловьиную трель. Г. Комякова, слушательница курса по РТИП Как же резонаторы облагораживают «неприличные» звуки гор- тани? Во-первых, резонаторы сглаживают резкие толчки воздуха, продвигающиеся через их сомкнутые края, придавая им плавную синусоидальную форму, т.е. превращая в звуковые колебания. Во- вторых, резонаторы преобразуют спектр гортанных импульсов. Он представляет собой набор обертонов уменьшающейся (к высоким частотам) амплитуды, т.е. не содержит никаких усиленных облас- тей. Как было показано в § 2.2., резонаторы сильно видоизменяют унылое однообразие гортанного звука, создавая мощные зоны уси- ленных обертонов, т.е. НПФ и ВПФ, которые и придают певче- _________________ Искусство резонансного пения ____________ 81_ скому звуку характерный певческий тембр: ВПФ - чарующую слух звонкость, «серебристый» оттенок, а НПФ - мягкость, мас- сивность, «бархатистость», объемность звука. В свое время автором были проведены опыты, доказывающие важнейшую эстетическую роль ВПФ в восприятии певческого го- лоса (Морозов, 1967, 1977). Голоса выдающихся певцов (Ф. Шаля- пина, Э. Карузо, С. Лемешева и др.), содержащие в норме высокий уровень ВПФ, при удалении ее из спектра голоса (с помощью по- лосовых электроакустических фильтров) теряют практически все свои достоинства - звучат тускло, напряженно, глухо. Некоторые слушатели отмечают, что голос приобретает «старческий» тембр, теряется разборчивость речи, полетность звука. Сама же ВПФ, звучащая изолированно, производит впечатление «соловьиных трелей, «сказочной музыки» и т.п. (см. об этом также § 3.4.8. «Го- лос Шаляпина как эстетический эталон»). Поскольку ВПФ можно выделить из голоса певца и измерить ее относительный уровень в спектре в % (как величину электриче- ского напряжения в полосе прозрачности 1/3 октавного фильтра по отношению к напряжению всего сигнала в целом), величину эту я предложил в свое время назвать «коэффициентом звонкости голоса» (Кзв)- Опыт показал, что использование данного условного показателя более адекватно (на слух) отражает понятие звонкости голоса, чем оценка по соотношению мощности (как квадратичного показателя напряжения) в дБ, т.к. в этом случае большему Кзв будет
соответствовать меньшее число дБ со знаком минус. В мужских голосах хороших профессиональных певцов Кзв достигает 30, 40 и даже 50% как, например у Шаляпина (см. рис. 12), а не- профессиональные голоса содержат всего 5, 10, 15% ВПФ. У жен- щин Кзв «имеет право» быть меньше, чем у мужчин, по причине более высокочастотного состава спектра женского певческого го- лоса (Морозов, 1977). Важная роль ВПФ состоит в том, что она находится в области максимальной чувствительности слуха и тем самым способствует увеличению громкости певческого голоса, слышимости на большом расстоянии («полётность звука») и поме- хоустойчивости как свойстве преодолевать маскирующее воздей- ствие музыкального сопровождения, «резать оркестр», по образ- ному выражению дирижеров (Морозов, 1977; Sundberg, 1987). Отфильтровывание или даже частичное подавление НПФ также неблагоприятно сказывается на голосе: он становится «жидким», «пустым», чрезмерно «колючим» и т.п., поскольку НПФ придает голосу «мягкость» и массивность. Таким образом, обе певческие 82 ______________________ В.П. Морозов______________________ форманты оказываются важными для голоса, и нарушение гармо- нического баланса между уровнями ВПФ и НПФ приводит к ухудшению его эстетических качеств. Это необходимо иметь в виду при реставрации грамзаписей певческих голосов мастеров прошлого, например Ф. Шаляпина. Как нередко бывает, фирмы звукозаписи, руководствуясь ГОСТами, предписывающими снижение шумов, неизбежных для старых грампластинок, вместе с шумами удаляют и ВПФ, т.е. «с водой выплескивают и ребенка». Мне не раз приходилось слышать с огорчением такие лишенные ВПФ, буквально выхолощенные пере- записи на современные долгоиграющие пластинки, а теперь и CD, до неузнаваемости испорченных голосов Шаляпина, «короля баритонов» М. Баттистини, Э. Карузо, Б. Джильи и многих других великих мас- теров. В то же время, иногда по радио можно услышать голоса с ис- кусственно чрезмерно поднятым уровнем высоких частот (ВПФ), что также приводит к отрицательному эстетическому впечатлению. Таким образом, певческие резонаторы, формирующие ВПФ и
НПФ, придают голосу певца не только силу, но и характерные эс- тетические качества. Качества эти носят, во-первых, общий типологический характер для всех певцов академического жанра (например, необходимая стабильность формантных облас- тей; необходимый минимум коэффициента звонкости не менее 20- 28% у теноров, 25-30% у баритонов и басов, необходимая ров- ность Кзв на всех певческих гласных и др.). Во-вторых, тембровые качества певческого голоса носят выраженный индивидуаль- ный характер, что также составляет эстетическую ценность певческого голоса.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.169.68 (0.01 с.) |