Глава 1. Теоретические подходы к проблеме интегрального развития в современном обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме интегрального развития в современном обществе



ВВЕДЕНИЕ

 

В современном мире происходят грандиозные изменения, затрагивающие все сферы человеческого бытия, однако долгое время ускользавшие от психологического и философского анализа. В то время, когда человечество вступает в принципиально новую фазу роста, когда активное преображение происходит в объединении знаний и усилий западных технологий внешнего и восточных подходов к внутреннему миру, когда растут и укрупняются мегаполисы, являющиеся уже не только территориальными, но и психо-духовными образованиями, их жители нередко оказываются один на один с этими глобальными изменениями. Имея, по сути, неограниченные возможности для личностного интегрального развития, они нередко выбирают отчуждение и ощущают себя крайне неуверенно, не имея представления о том, как и зачем жить, и куда двигаться дальше.

Современная психологическая наука тяготеет к целостному, междисциплинарному и интегральному познанию всех сторон многогранной общественной жизни вообще и индивидуальности человека в частности. При этом в научном мире сложилась достаточно непростая и противоречивая ситуация. С одной стороны, интегральная психология успела заявить о себе большим количеством публикаций и прикладных психотехнологий. С другой стороны, в качестве академического направления она развивается крайне медленно. Сотни людей получают эффективную помощь интегральных психологов, однако исследования возможностей интегрального развития остаются довольно-таки разрозненными. Разрешению этого противоречия служит данное исследование, актуальность темы которого является бесспорной.

Цель исследования – выявить особенности возможности интегрального развития жителей современных мегаполисов.

Объект исследования – интегральное развитие.

Предмет исследования - интегральное развитие жителей современных мегаполисов.

Гипотеза исследования: проведение тренинга, направленного на раскрытие возможностей интегрального развития жителей современных мегаполисов и реализация таких возможностей способствуют повышению осознанности, снижению тревожности, повышению жизненного тонуса, стремлению к самопознанию и саморазвитию жителей современных мегаполисов.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность интегрального подхода и истоки интегральной психологии.

2. Изучить особенности и развитие интегральной теории Кена Уилбера и концепцию В.В. Козлова.

3. Выявить особенности сознания и личности жителей современных мегаполисов, а также их основные психологические проблемы.

4. Провести эмпирическое исследование возможностей интегрального развития человека в современном мегаполисе.

Теоретико-методологическую базу исследования составили:

1. Философские концепции целостности природы человека И. Канта, В. Шеллинга, А.Ф. Лосева, В.С. Соловьева.

2. Концепция интегральной йоги Шри Ацробиндо.

3. Интегральные подходы В.В. Козлова и Кена Уилбера.

4. Концепции развития жителей мегаполисов Р.Ю. Порозова, В.Г. Туркиной и других.

Методы исследования: анализ теоретических источников и примеров интегральной практики, синтез, психологическое тестирование.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении и формулировании основных психологических проблем жителей современных мегаполисов и особенностей их интегрального развития.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его положений в интегральной психологической практике как на групповом, так и на индивидуальном уровне.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.


 

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме интегрального развития в современном обществе

 

Выводы к главе 1

В самом общем виде, интегральный подход – это объединение всего наиболее ценного и бесспорного, что содержится в разных научных направлениях, культурных достижениях, духовных источниках и практиках.

Интеграция множества восточных и западных путей развития предоставляет человеку очень богатую картину возможностей и способов движения. В интегральном развитии психология неразрывно связана с духовностью. Если в основе психологии лежит работа с эго, и она помогает стать более цельной и здоровой личностью, то духовность выводит за пределы самости, в безвременную и безграничную основу сознания, в надличностные измерения, ко Вселенной и к Богу.

Суть интегрального подхода к собственному развитию заключается во владении максимально обширной картой развития, которая описывает закономерности, стадии и направления внутреннего и внешнего развития, а также в выстраивании индивидуальной практики развития в соответствии с этой картой и своей ситуацией.


 

Выводы к главе 2

Мегаполис нельзя назвать исключительно географическим, экономическим или социально демографическим образованием, он может являться важным объектом психологического исследования. Особый интерес он представляет, как фактор личностного развития и роста конкретного человека.

Жизнь в современном мегаполисе приводит к искажению естественных человеческих реакций, разрушению цельности личности и увеличению дистанции между людьми. Жителям мегаполисов свойственно излишне рефлексировать и подавлять природные порывы эмоций. Горожане ведут множественное существование, обрастая социальными ролями, обилие которых «на разных сценах» может привести к разрушению человеческого Я.

При росте разобщенности между людьми мегаполис пытается активно контролировать разные стороны жизни человека. Лавина всевозможной информации, которая обрушивается на человека, вынуждает его отгораживаться и тратить усилия на ее фильтрацию.

Мегаполис уже изменил психологию людей, заставив их пересмотреть свои взгляды на семью, взаимоотношения с людьми и особенности собственного развития. Особо значимым становится императив эгоизма, построения своего счастья собственными руками, и идея собственного пути в развитии и осознанного поиска себя начинает в мегаполисах постепенно вытеснять другие узкие нравственные системы, включая религиозную нравственность разных конфессий и приверженность отдельно взятым психологическим, философским и прочим школам или направлениям.

Для самосохранения как личности и оптимального личностного развития, нахождения своей ниши, субкультуры и этики поведения человеку нередко важно остановиться и определить то место во внутренней и внешней реальности, в котором он находится «здесь и сейчас» и определить свои цели, связанные с дальнейшим развитием. Весьма эффективным и вполне доступным жителям мегаполисов является интегральный подход.

Человек, который вынужден регулировать свою жизнь и деятельность в мегаполисе, не всегда способен осознать причины, место и время обретения душевной травмы. Интегральный психолог помогает клиенту гармонизировать разные аспекты своей жизни, увидеть их целостность и в итоге осознанно прийти к причинам психологической травмированности, разобраться в особенностях текущего момента и постепенно сформировать новое отношение к себе и новый образ жизни.

В большинстве мегаполисов мира существует огромное количество разнообразных организаций, групп, а также изданий, семинаров и тренингов, имеющих отношение к интегральной психологии. И отечественный, и западный интеллектуальный рынок ныне предлагают заинтересованным людям сотни всевозможных практических семинаров, где можно познакомиться с любой философско-религиозной традицией, эзотерической практикой или подходами к интегральному развитию.

Большинство состояний, которые в настоящее время диагностируются как психозы и неврозы, являются скорее кризисами духовного роста и психодуховной трансформации. Желает того человек или нет, в нынешнее время он стоит перед величайшим вызовом своей жизни – сможет ли стать целостным. Если верно понять смысл происходящих изменений, которые часто оказываются очень стремительными, и поддерживать их раскрытие, они могут развиваться в ходе эмоционального и психологического оздоровления, личностного роста и развития жителя современного мегаполиса.


 

Рис. 1. Локус контроля жителей мегаполиса

Таким образом, большинство протестированных жителей мегаполиса являются экстерналами, которым свойственно внешне направленное защитное поведение.

Что касается уровня тревожности (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчина), у 20 испытуемых (37%) он оказался на высоком уровне, у 21 (38,9%) человека уровень тревожности средний с тенденцией к высокому, у 9 (16,7%) испытуемых уровень тревожности средний с тенденцией к низкому, у 4 (7,4%) испытуемых выявлен низкий уровень тревожности. Результаты исследования представим в виде диаграммы на рисунке 2.

Рис.2. Распределение показателей уровня тревожности у жителей мегаполисов

Результаты диагностики по шкале оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности Л.А. Курганского и Т.И. Немчина представлены в таблице 2. В результате проведенного анализа выявлена степень выраженности каждого из указанных психических состояний: высокая, средняя, низкая.

Таблица 2

Рис.3. Изменения во внутреннем локусе контроля в контрольной и экспериментальной группах

Повторная диагностика по методике «Личностная шкала проявлений тревоги» Дж. Тейлора в адаптации Т.А. Немчина позволила выявить существенное снижение уровня тревожности в экспериментальной группе. Сравнительный анализ результатов повторной диагностики по методике Дж. Роттера представлен в таблице 4.

Таблица 4

Рис.4. Изменения в низком уровне тревожности в контрольной и экспериментальной группах

Изменения в показателях у участников экспериментальной группы выявлены и в результате диагностики по методике «Шкала оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» Н.А. Курганского и Т.А. Немчина. В частности, отметилось увеличение тонуса и интереса, а также снижение напряженности.

Значимость произошедших изменений мы проверяли при помощи t-критерия Стьюдента. Выявлены значимые в изменениях локуса контроля и общего уровня тревожности. Результаты исследования по всем шкалам в экспериментальной группе представлены в таблице 5.

Таблица 3.3.

Выводы к главе 3

 

В процессе проведенного нами эмпирического исследования мы выяснили, что большинство протестированных жителей мегаполиса являются экстерналами, которым свойственно внешне направленное защитное поведение.

у большинства испытуемых жителей мегаполисов высокий уровень напряжения, то есть они находятся в состоянии постоянной тревоги и волнения, они подвержены внутренним конфликтам и постоянному стрессу.

Показатели психической активации, интереса и жизненного тонуса у большинства респондентов находятся на среднем уровне, то есть у них довольно-таки часто появляется труднопереносимое чувство усталости, апатия и вялость. Также стоит отметить низкий уровень комфортности, которая не поддерживается достаточным уровнем интереса и эмоционального тонуса, что может свидетельствовать об эмоциональном истощении и низкой стрессоустойчивости.

Нами был проведен семинар-тренинг, целью которого стало способствование формированию интегрального знания и раскрытие возможностей интегрального развития жителя современного мегаполиса.

После проведения тренинга и индивидуальных консультаций было проведено повторное тестирование участников контрольной и экспериментальной групп. Наибольшие изменения произошли в показателях локуса контроля участников экспериментальной группы.

Отметилось увеличение тонуса и интереса, а также снижение напряженности. Если в контрольной группе за период эксперимента уровень тревожности незначительно увеличился, в экспериментальной группе он снизился в три раза. Таким образом, гипотезу исследования можно считать подтвержденной, а его цель достигнутой.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интегральный подход – это объединение всего наиболее ценного и бесспорного, что содержится в разных научных направлениях, культурных достижениях, духовных источниках и практиках.

Интеграция множества восточных и западных путей развития предоставляет человеку очень богатую картину возможностей и способов движения. В интегральном развитии психология неразрывно связана с духовностью. Если в основе психологии лежит работа с эго, и она помогает стать более цельной и здоровой личностью, то духовность выводит за пределы самости, в безвременную и безграничную основу сознания, в надличностные измерения, ко Вселенной и к Богу.

Суть интегрального подхода к собственному развитию заключается во владении максимально обширной картой развития, которая описывает закономерности, стадии и направления внутреннего и внешнего развития, а также в выстраивании индивидуальной практики развития в соответствии с этой картой и своей ситуацией.

Мегаполис нельзя назвать исключительно географическим, экономическим или социально демографическим образованием, он может являться важным объектом психологического исследования. Особый интерес он представляет, как фактор личностного развития и роста конкретного человека.

Жизнь в современном мегаполисе приводит к искажению естественных человеческих реакций, разрушению цельности личности и увеличению дистанции между людьми. Жителям мегаполисов свойственно излишне рефлексировать и подавлять природные порывы эмоций. Горожане ведут множественное существование, обрастая социальными ролями, обилие которых «на разных сценах» может привести к разрушению человеческого Я.

При росте разобщенности между людьми мегаполис пытается активно контролировать разные стороны жизни человека. Лавина всевозможной информации, которая обрушивается на человека, вынуждает его отгораживаться и тратить усилия на ее фильтрацию.

Мегаполис уже изменил психологию людей, заставив их пересмотреть свои взгляды на семью, взаимоотношения с людьми и особенности собственного развития. Особо значимым становится императив эгоизма, построения своего счастья собственными руками, и идея собственного пути в развитии и осознанного поиска себя начинает в мегаполисах постепенно вытеснять другие узкие нравственные системы, включая религиозную нравственность разных конфессий и приверженность отдельно взятым психологическим, философским и прочим школам или направлениям.

Для самосохранения как личности и оптимального личностного развития, нахождения своей ниши, субкультуры и этики поведения человеку нередко важно остановиться и определить то место во внутренней и внешней реальности, в котором он находится «здесь и сейчас» и определить свои цели, связанные с дальнейшим развитием. Весьма эффективным и вполне доступным жителям мегаполисов является интегральный подход.

Человек, который вынужден регулировать свою жизнь и деятельность в мегаполисе, не всегда способен осознать причины, место и время обретения душевной травмы. Интегральный психолог помогает клиенту гармонизировать разные аспекты своей жизни, увидеть их целостность и в итоге осознанно прийти к причинам психологической травмированности, разобраться в особенностях текущего момента и постепенно сформировать новое отношение к себе и новый образ жизни.

Большинство состояний, которые в настоящее время диагностируются как психозы и неврозы, являются скорее кризисами духовного роста и психодуховной трансформации. Желает того человек или нет, в нынешнее время он стоит перед величайшим вызовом своей жизни – сможет ли стать целостным. Если верно понять смысл происходящих изменений, которые часто оказываются очень стремительными, и поддерживать их раскрытие, они могут развиваться в ходе эмоционального и психологического оздоровления, личностного роста и развития жителя современного мегаполиса.

В процессе проведенного нами эмпирического исследования мы доказали гипотезу, в соответствии с которой проведение тренинга, направленного на раскрытие возможностей интегрального развития жителей современных мегаполисов и реализация таких возможностей способствуют повышению осознанности, снижению тревожности, повышению жизненного тонуса, стремлению к самопознанию и саморазвитию жителей современных мегаполисов.

В процессе тестирования мы выяснили, что большинство протестированных жителей мегаполиса являются экстерналами, которым свойственно внешне направленное защитное поведение.

У большинства испытуемых жителей мегаполисов высокий уровень напряжения, то есть они находятся в состоянии постоянной тревоги и волнения, они подвержены внутренним конфликтам и постоянному стрессу.

Показатели психической активации, интереса и жизненного тонуса у большинства респондентов находятся на среднем уровне, то есть у них довольно-таки часто появляется труднопереносимое чувство усталости, апатия и вялость. Также стоит отметить низкий уровень комфортности, которая не поддерживается достаточным уровнем интереса и эмоционального тонуса, что может свидетельствовать об эмоциональном истощении и низкой стрессоустойчивости.

Нами был проведен семинар-тренинг, целью которого стало способствование формированию интегрального знания и раскрытие возможностей интегрального развития жителя современного мегаполиса.

После проведения тренинга и индивидуальных консультаций было проведено повторное тестирование участников контрольной и экспериментальной групп. Наибольшие изменения произошли в показателях локуса контроля участников экспериментальной группы.

Отметилось увеличение тонуса и интереса, а также снижение напряженности. Если в контрольной группе за период эксперимента уровень тревожности незначительно увеличился, в экспериментальной группе он снизился в три раза. Таким образом, цель исследования можно считать достигнутой.

В большинстве мегаполисов мира существует огромное количество разнообразных организаций, групп, а также изданий, семинаров и тренингов, имеющих отношение к интегральной психологии. И отечественный, и западный интеллектуальный рынок ныне предлагают заинтересованным людям сотни всевозможных практических семинаров, где можно познакомиться с любой философско-религиозной традицией, эзотерической практикой или подходами к интегральному развитию.

 

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аблеев С.Р. Историческое развитие йоги: основные этапы и тенденции [Электронный ресурс] /С.Р.Авдеев. - Режим доступа: http://www.LШRARY.сom

2. Анисимов Н. В., Ивашечкина Е. А. Стресс-факторы в социокультурном пространстве современного мегаполиса // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1840-1842.

3. Бек P.M. Космическое сознание. — М.: Ник, 1995. — 800 с.

4. Белов В. Н. Основоположения нравственной философии И. Канта и Вл. Соловьева // Кантовский сборник. 2013. №3

5. Бойко П.Е. Диалектические основы философии истории А.Ф. Лосева. http://korfo.kubsu.ru/totum/rus/022003/bovko.html

6. Бродов В. В. Истоки философской мысли Индии. Йога: методология практических занятий. — М.: МГУ, 1990. — 224 с

7. Булгаков С.Н. Философия хозяйства / С.Н. Булгаков. М.: Наука, 1990. 412 с.

8. Власова В.А. Мегаполис как семантико-символическая система. Автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. – М.: М3ГУ, 2013. – 22 с.

9. Власова, Е.А. Мегаполисное сознание как культурно-временной феномен / Е.А. Власова // Управление мегаполисом: Научно-теоретический и аналитический журнал. – М.: Изд. НИК «Контент-Пресс». – 2013. – №1 (31). – С. 160–164.

10. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия серебряного века / П.П. Гайденко. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

11. Даудрих Н. И. Социальная идентичность: методический аспект // Социология: методология, методы, математическое моделирование. - 2000. - № 12. - С. 77-95.

12. Дидык М.А. Вл. Соловьев русская версия осевой концепции культуры // Философское и культурологическое россиеведение. Вып. 5. Феномен восточнохристианской цивилизации. EN АРХН: 2004. -214 с. С. 93- 103.

13. Иваненко Е. А., Корецкая М. А., Савенкова Е.В. Мегаполис: Левиафан с человеческим лицом. // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. - 2009. - №1 - С.37-47.

14. Интегральная Йога Шри Ауробиндо (Отрывки трудов Ауробиндо и Матери). М., Никос. 2000. - 398с.

15. Клинецкая Н. В. Интегральный подход в социокультурной парадигме Кена Уилбера // Труды СПбГУКИ. 2015. № С.79-86.

16. Коган Л. Б. Урбанизация // Архитектура и градостроительство: Энциклопедия.— М., 2001. - С. 596-601.

17. Козлов В. В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности. — М.: Психотерапия, 2007. -528 с.

18. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью: Методическое по- собие. — М.: Ин-т психотерапии, 2003. — 302 с.

19. Козлов В. В. Пятый проект в психологии // Вестник ТГПУ. 2005. №1 С.7-13.

20. Козлов В.В., Майков В.В. Трансперсональная психология: Ис- токи, история, современное состояние: Монография. — М.: ACT, 2004. - 603 с

21. Корнеенков С. С. Строение человека в интегральной йоге: дух, душа, сущность и личность // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. №26 С.35-40.

22. Кротов Я. Владимир Соловьев: «Мир не должен быть спасен насильно» // Новое время. 1997. № 37. С. 32 34. http://www.krotov.info/yakov/past/l9/19person/vl solovyov.html.

23. Крючкова Е.С. Духовная трансформация и ее обоснование в трудах Шри Ауробиндо // Аналитика культурологии. 2011. №20. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/duhovnaya-transformatsiya-i-ee-obosnovanie-v-trudah-shri-aurobindo (дата обращения: 04.06.2016).

24. Корконосенко С.Г. Медиаполис: другое измерение современного мегаполиса // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований: 2013 № 1. URL http://journal-labirint.com/wp-content/uploads/2013/03/korkonosenko.pdf (Дата обращения 10.09.2016).

25. Крючкова Е. С. Шри Ауробиндо о влиянии культуры на эволюцию человека // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - №10.

26. Лайтман М. Жители мегаполисов - в одиночестве // http://www.laitman.ru/crisis/118291.html

27. Лайтман М. Мегаполис разобщает людей // http://www.laitman.ru/crisis/131102.html

28. Ледбитер Ч. Учителя и Путь /Пер. с англ. К.Зайцев. -М.: Амрита -Русь, 2004. – 336 с.

29. Линч К. Образ города. – М.: Стройиздат, 1982. – 328 с.

30. Лисовец И.М. Город как предмет урбанистики и культурологии // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2009. - № 3. - С. 25-26.

31. Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Молодая гвардия, 2000. С. 171.

32. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. - 525 с.

33. Лэнг Р.Д. Расколотое «Я». — СПб.: Белый кролик, 2002 — 352 с.

34. Майков В.В. Интегральный подход Кена Уилбера http://journal.celenie.ru/index.php/maykov

35. Макнаб П. Интегральное общение: Мастерство коммуникации с помощью системы НЛП и интегральной модели Кена Уилбера. — М.: Открытый Мир, 2010.

36. Микляева А.В., Румянцева П.В. Городская среда как пространство семейного бытия // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 2. – СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2008. – C. 70-74.

37. Мочалов Е.В. Проблема человека в немецкой философии и русской философии всеединства // Вестник ЧГУ. 2009. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-cheloveka-v-nemetskoy-filosofii-i-russkoy-filosofii-vseedinstva (дата обращения: 04.06.2016).

38. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: опыт психологического исследования субъекта в его бытии. — М.: Питер, 2008. – 400 с.

39. Парк Р.Э. Город как социальная лаборатория // Социологическое обозрение. - 2002. - № 3. - С. 3-12.

40. Петешова О. В. Влияние мировидения Н. А. Бердяева на формирование языковой картины мира трансперсональной психологии // Вестник ЧГПУ. 2011. №7 С.270-276.

41. Попова Н. А. Ромах О. В. Интегральная йога Шри Ауробиндо или духовное самосовершенствование человека // Аналитика культурологии. 2008. №11 С.111-115

42. Пустошкин Е. Введение в изучение интегральной философии Кена Уилбера // http://rhga.ru/science/center/ezo/seminars/42/Pustoshkin_Ken%20Wilber1.pdf

43. Перегин А. Владимир Соловьев и «новое иррелигиозное сознание» //Новый мир. 2001. №2. http://magazines.russ.ru/novyi mi/200l/2/sereg-pr.html.

44. Порозов Р.Ю. Культурно-образовательный потенциал городского пространства: теоретико-культурологический анализ: Автореферат дис.... канд. культурологии /ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». - Челябинск, 2009. - 39 с.

45. Пряжникова Е.Ю., Голубь О.В. Роль восприятия городской среды в адаптации подростков // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 4. - С. 230-240.

46. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1999. - 479 с.

47. Ромашко С. Монумент – сувенир – улика: временная ось мегаполиса // Логос. - 2002. - № 3. – С.4-7.

48. Самошкина И.С. Район проживания в чувствах и переживаниях // Communitas / Сообщество. - 2006. - № 1. - С. 35-52

49. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 2009.- 202 с..

50. Сеннет Р. Падение публичного человека. – М.: Логос, 2002. – 424 с.

51. Сибирева М.Ю. Ранняя социализация в городской среде: Дис.... канд. социол. наук. /Санкт-Петербургский государственный университет. - СПб., 2011. -205 с.

52. Симонова О.Б. Языки городской культуры: Дис.... канд. философ. наук: 24.00.01. / ФГОУ ВПО «Южный Федеральный университет». - Ростов-на-Дону, 2007. - 136 с.

53. Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева и А. В. Гулыги; Примеч. С. Л. Кравца и др. М., 1990. Т. 1.

54. Тахо-Годи А. А. Философия истории А. Ф. Лосева // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002г.): В 3 т. Т. 3. Ростов н/Д; Изд-во СКНЦ ВШ. 2002. 493 с. - С. 24.

55. Туркина В. Г. Город как виртуальный феномен // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. №16 (71). – С.52-61.

56. Уилбер К. Бумерит: Книга, которая тебя освободит. — Электронное издание. — М.: Ориенталия, осень 2013.

57. Уилбер К. Интегральная психология: Сознание, дух, психология, терапия. —М.: АСТ, 2004.

58. Уилбер К. Интегральное видение Интегральное видение: Краткое введение в революционный интегральный подход к жизни, Богу, вселенной и всему остальному. — М.: Открытый Мир, 2009.

59. Уилбер К. Краткая история всего / пер. с англ. С. В. Зубкова. М.: Аст: Астрель, 2006. – 390 с.

60. Уилбер К. Никаких границ: Восточные и западные пути личностного роста. — М.: АСТ, 2004.

61. Уилбер К. Око духа: Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира. — М.: АСТ, 2002.

62. Уилбер К. Проект Атман: трансперсональный взгляд на человеческое развитие. – М., 1999.

63. Уткина Н.Ф. Вл. Соловьев: Россия на пути создания богочеловечества // Русская философская мысль в 80-х гг. XIX в. о будущем России. М., 1990. - С. 74 - 90.

64. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М: Прогресс, 1990. - 368

65. Человек мегаполисный. Ноmо sapiens megapolicium: Труды Центра национальной геополитики и Института мировых стратегий / Под общей редакцией А.В. Митрофанова и А.А. Желтухина. — М., 2008. — 330 с.

66. Шаненкова И. А. Всеединство как основа религиозных и политических взглядов Шеллинга и Вл.Соловьева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №53. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vseedinstvo-kak-osnova-religioznyh-i-politicheskih-vzglyadov-shellinga-i-vl-solovieva (дата обращения: 04.04.2016).

67. Шеллинг Ф.В.И. Сочинения: в 2 т. / Ф.В.Й. Шеллинг. М.: Мысль, 1989

68. Шри Ауробиндо, Человеческий цикл. Казань, 1992, с.305

69. Шри Ауробиндо и Мать. Духовная Эволюция человека. /Пер. с англ. Введение и примечание Дмитрия фон Мореншильта. Изд. Испр.-Одесса: Весть; Хаджибей, 1992.-76с.

70. Шри Ауробиндо. Практическое руководство по интегральной йоге. М.: И.Д. «Профит Стайл», - 2007. -304с.

71. Шри Ауробиндо Гхош, Час Бога, Йога и ее цели. Мать. Мысли и озарение/Шри Ауробиндо; пер. с англ. В.Г.Баранова, А.Шевченко, А.А.Чеха. - Л.: Институт эволюционных исследований «Савитри». - 1991.- 94с.

72. Штейнбах Х.Э., Елинский В.И. Психология жизненного пространства.- СПб: Речь,2004 - 239 с.

73. Щедровицкий П.Г. Философия развития и проблема Города // Наследие Отечества: Научно-информационное агентство. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://viperson.ru/wind.php?ГО=363503.


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Тестовий материал

Вариант "а" Вариант "б"
  Дети попадают в беду потому, что родители слишком часто их наказывают. В наше время неприятности происходят с детьми чаще всего потому, что родители слишком мягко относятся к ним.
  Многие неудачи происходят от невезения. Неудачи людей являются результатом их собственных ошибок.
  Одна из главных причин, почему совершаются аморальные поступки, состоит в том, что окружающие мирятся с ними. Аморальные поступки будут происходить всегда, независимо от того, насколько усердно окружающие пытаются их предотвратить.
  В конце концов к людям приходит заслуженное признание. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными.
  Мнение, что преподаватели несправедливы к учащимся, неверно. Многие учащиеся не понимают, что их отметки могут зависеть от случайных обстоятельств.
  Успех руководителя во многом зависит от удачного стечения обстоятельств. Способные люди, которые не стали руководителями, сами не использовали свои возможности.
  Как бы вы ни старались, некоторые люди все равно не будут симпатизировать вам. Тот, кто не сумел завоевать симпатии окружающих, просто не умеет ладить с другими.
  Наследственность играет главную роль в формировании характера и поведения человека. Только жизненный опыт определяет характер и поведение.
  Я часто замечал справедливость поговорки: «Чему быть – того не миновать». По-моему, лучше принять решение и действовать, чем надеяться на судьбу!
  Для хорошего специалиста даже проверка с пристрастием не представляет затруднений. Даже хорошо подготовленный специалист обычно не выдерживает проверки с пристрастием.
  Успех является результатом усердной работы и мало зависит от везения. Чтобы добиться успеха, нужно не упустить удобный случай.
  Каждый гражданин может оказывать влияние на важные государственные решения. Обществом управляют люди, которые выдвинуты на общественные посты, а рядовой человек мало что может сделать.
  Когда я строю планы, то я вообще убежден, что смогу осуществить их. Не всегда благоразумно планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
  Есть люди, о которых можно смело сказать, что они нехорошие. В каждом человеке есть что-то хорошее.
  Осуществление моих желаний не связано с везением. Когда не знают как быть, подбрасывают монету. По-моему, в жизни можно часто прибегать к этому.
  Руководителем нередко становятся благодаря счастливому стечению обстоятельств. Чтобы стать руководителем, нужно уметь управлять людьми. Везение здесь ни при чем.
  Большинство из нас не могут влиять сколько-нибудь серьезно на мировые события. Принимая активное участие в общественной жизни, люди могут управлять событиями в мире.
  Большинство людей не понимают, насколько их жизнь зависит от случайных обстоятельств. На самом деле такая вещь, как везение, не существует.
  Всегда нужно уметь признавать свои ошибки. Как правило, лучше не подчеркивать своих ошибок.
  Трудно узнать, действительно ли вы нравитесь человеку или нет. Число ваших друзей зависит от того, насколько вы располагаете к себе других.
  В конце концов неприятности, которые случаются с нами, уравновешиваются приятными событиями. Большинство неудач являются результатом отсутствия способностей, незнания, лени или всех трех причин вместе взятых.
  Если приложить достаточно усилий, то формализм и бездушие можно искоренить. Есть вещи, с которыми трудно бороться, поэтому формализм и бездушие не искоренить.
  Иногда трудно понять, на чем основываются руководители, когда они выдвигают человека на поощрение. Поощрения зависят от того, насколько усердно человек трудится.
  Хороший руководитель ожидает от подчиненных, чтобы они сами решали, что они должны делать. Хороший руководитель ясно дает понять, в чем состоит работа каждого подчиненного.
  Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. Не верю, что случай или судьба могут играть важную роль в моей жизни.
  Люди одиноки из-за того, что не проявляют дружелюбия к окружающим. Бесполезно слишком стараться расположить к себе людей: если ты им нравишься, то нравишься.
  Характер человека зависит главным образом от его силы воли, Характер человека формируется в основном в коллективе.
  То, что со мной случается – это дело моих собственных рук. Иногда я чувствую, что моя жизнь развивается в направлении, не зависящем от моей силы воли.
  Я часто не могу понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

Ключ к тесту

Экстернальность: 2а, 3б, 4б, 5б, 6а, 7а, 9а, 10б, 11б, 12б, 13б, 15б, 16а, 17а, 18а, 20а, 21а, 22б, 23а, 25а, 26б, 28б, 29а.

Интернальность: 2б, 3а, 4а, 5а, 6б, 7б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13а, 15а, 16б, 17б, 18б, 20б, 21б, 22а, 23б, 25б, 26а, 28а, 29б.

Общая и максимальная сумма баллов по интернельности и экстернальности составляет 23, так как 6 из 29 вопросов являються фоновими.


 

Приложение 2.

Личностная шкала проявлений тревоги (Дж.Тейлор, адаптация Т.А.Немчина)

Назначение теста

Методика предназначена для измерения уровня тревожности.

Описание теста

Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо как набор карточек с утверждениями.

Инструкция к тесту

Вам предлагается ознакомиться с набором высказываний, касающихся черт характера. Если вы согласны с утверждением, отвечайте «Да», если не согласны – «Нет». Долго не задумывайтесь, важен первый пришедший вам в голову ответ.

Тестовый материал

1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.

2. Мои нервы расстроены не больше, чем у других людей.

3. У меня редко бывают запоры.

4. У меня редко бывают головные боли.

5. Я редко устаю.

6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.

7. Я уверен в себе.

8. Практически я никогда не краснею.

9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.

10. Я краснею не чаще, чем другие.

11. У меня редко бывает сердцебиение.

12. Обычно мои руки достаточно теплые.

13. Я застенчив не более, чем другие.

14. Мне не хватает уверенности в себе.

15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.

17. Мой желудок сильно беспокоит меня.

18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.

19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.

20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.

21. Мне нередко снятся кошмарные сны.

22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.

23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.

26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.

27. Я работаю с большим напряжением.

28. Я легко прихожу в замешательство.

29. Почти все время я испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.

30. Я склонен принимать все слишком серьезно.

31. Я часто плачу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.28.62 (0.136 с.)