![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика Русской философии и ее роль в развитии российской и мировой культурыСтр 1 из 13Следующая ⇒
Вопрос о специфике русской философии стал сегодня, в эпоху возрождения ранее "забытой и проклятой" отечественной религиозно- идеалистической мысли, одним из самых актуальных. Вокруг него ведутся острые дискуссии. Острота их не случайна: проблема специ- фики русской философии уходит своими корнями в осмысление осо- бенностей отечественной культуры, русского национального самосоз- нания и в исследование взаимодействия философствования в России с философскими идеями, концепциями Запада и Востока.
В первом и втором томах данного учебника уже освещалась про- блема специфики философии России применительно к древней и сред- невековой мысли (разумеется, в особом значении этих понятий для российской истории), а также к философии нового времени. Здесь внимание будет повернуто к философии того блестящего периода раз- вития культуры России, который условно именуется серебряным веком. Тогда, в конце XIX в., прежде всего благодаря философии В. С. Со- ловьева, и в дооктябрьские годы XX в. (потом - в эмиграции) рос- сийская философская мысль достигла, пожалуй, пика своего истори- ческого развития. Выдающиеся мыслители России, превосходные зна- токи и исследователи зарубежной философии, были озабочены тем, чтобы не плестись в хвосте западной мысли, не быть ее запоздалыми пропагандистами и интерпретаторами, а идти в ногу с мировой фило- софией, взаимодействовать с нею на равных, вносить собственный вклад в мировую философскую культуру. И это начинало удаваться. Рус- ская философия активно входила в мировой философский процесс. Она сыграла бы, вероятно, и большую всемирно-историческую роль, если бы этому не помешала революция в обществе и поистине разру- шительная "культурная революция" большевистского режима, на дол- гие десятилетия обрубившая живительные корни преемственности рос- сийской культуры.
Ведущие философы дореволюционной России, вынужденные эмиг- рировать, за границей не без успеха продолжили философское твор- чество. Но отрыв от Родины, от питательной почвы российской куль- туры не мог не сказаться на их деятельности. Россия потеряла свою быстро развивавшуюся философию, а философы потеряли Россию. Это обернулось трагедией русской мысли и культуры. Надо отдать
должное выдающимся мыслителям России: уже в начале века (осо- бенно после революции 1905 г.) они чувствовали приближающуюся катастрофу, предупреждали о ней, мучительно искали истоки захлес- тывавших страну революционаристских умонастроений в противоре- чиях российской и мировой истории, в судьбах своей страны, психо- логии ее народа и специфике отечественных культурных, религиоз- ных ценностей и устоев. В их тревожные размышления были, как правило, вписаны и раздумья над вопросом о специфике русской фи- лософии, не утратившие актуальности и сегодня. Этот весьма слож- ный вопрос далее будет разбираться с опорой на поиски особенностей русской философии самими ее выдающимися представителями.
На рубеже XIX и XX в., а также в начале XX в. появились истори- ческие очерки русской философии, ставившие ее в связь с историей и культурой России. Философ из Казани Е. Т. Бобров в 1899- 1902 гг. издал работу "Философия в России. Материалы, исследования и за- метки" (выпуски 1-VI); P. Иванов-Разумник в 1907 г. опубликовал двухтомную "Историю русской общественной мысли"; в 1912 г. по- явились "Очерки истории русской философии" Е. Радлова. В совет- ской России, в 1922 г. (незадолго до арестов, ссылок и высылки изве- стных философов в том же году из России на так называемом фило- софском корабле) успели появиться работы: во Владивостоке - М. Ер- шова "Пути развития философии в России" и в Петрограде - Г. Шпета "Очерк развития русской философии". Выдающиеся произведения позднее были написаны русскими философами в эмиграции. Н. Лос- ский опубликовал в Нью-Йорке, в 1952 г., а потом в Париже, в 1954 г., "Историю русской философии". В. Зеньковский был автором двух- томной "Истории русской философии" (Париж, 1948, т. 1; 1950, т. 2)'. Очерки по истории русской философии писали в эмиграции Н. Бер- дяев, С. Булгаков, С. Франк, Б. Яковенко и др. Немалый вклад в целостное осмысление русской философии внесли такие зарубежные авторы, как Ф. Коплстон, А. Валицкий, А. Койре (США), В. Гердт (ФРГ).
Вопрос о специфике русской философии сложен, прежде всего, по-
тому, что при ответе на него как бы объединяются в одно целое весьма различные, подчас противоположные, заостренные друг против друга идеи и концепции. Поэтому обобщающие характеристики не должны заслонять от нас различий внутри философии России. Далее речь пой- дет о тех или иных специфических аспектах, особенностях русской философии. Не следует полагать, что в философии других стран они вообще отсутствуют. Черты и особенности, которые будут выделены и рассмотрены далее, свойственны и некоторым учениям западной или восточной философии. Но то, что в зарубежной мысли как бы рассре- доточено между различными, далеко отстоящими во времени и соци- альном пространстве учениями, в русской мысли конца XIX - пер- вых десятилетий XX в. оказалось оригинально сконцентрированным в одной стране, на одном - довольно коротком - витке развития ее культуры и философии.
Первая особенность русской философии - глубокое осмыс- ление ею кризиса мировой философской мысли и культуры и поиски новых путей, образцов (парадигм) философствования.
Тема "кризиса духа", культуры, философии в русской мысли была актуализирована примерно в то же время, что и на Западе. В. Соловь- ев обсуждал ее уже в 1874 г. в своей магистерской диссертации "Кри- зис западной философии (против позитивистов)" и продолжил ее ос- мысление в последующих работах. В те же десятилетия формирова- лась "философия кризиса" Ф. Ницше, которая стала известна в Рос- сии позже, чем философия В. С. Соловьева. В немалой степени успех критических идей Шопенгауэра и Ницше в России 90-х годов XIX в. и особенно первого десятилетия XX в. обусловливался подготовленнос- тью нашей отечественной культуры к восприятию философии кризи- са, "переоценке ценностей". Внутренний критицизм был изоавна свой- ствен русской мысли. "О необходимости и возможности новых начал для философии" - так назвал свою программную работу И. В. Ки- реевский. Со времени Вл. Соловьева философы России активно иска- ли новые парадигмы философствования, которые должны были прий- ти на смену старым формам, нашедшим свое воплощение в класси- ческой западной мысли.
Тема кризиса западной цивилизации, культуры, философии - сквозная для русской мысли серебряного века. Лишь немногие ее пред- ставители исключали Россию из этого процесса, полагая, что кризис больно ударил только по западной культуре, а Россию, как говорится, "бог уберег". Большинство же крупных российских мыслителей было того мнения, что кризис затронул и Россию как европейскую страну, захватил русскую культуру как составную часть европейской (или евроазиатской) культуры. После Октябрьской революции тема "кри- зиса духа" в русской философии зазвучала еще громче и трагичнее. Философы России полагали, что "разорванность эпохи", "крушение основ", "катастрофическое положение", так резко проявившиеся во время первой мировой войны и русских революций, суть признаки глубокого кризиса всей мировой цивилизации. Они по существу пред- видели, что к теме кризиса философия в XX в. должна будет неоднок- ратно возвращаться. И в самом деле, многие мотивы философии кри-
зиса звучат и сегодня, на исходе столетия. В чем же русские филосо- фы видели главные приметы кризисного состояния философии, отра- жавшего кризис культуры и цивилизации? В ответе на этот вопрос концентрировано выражена еще одна особенность русской филосо- фии серебряного века.
Вторая особенность русской философии XIX-XX вв. - её борьба против абстрактности классической мысли, про- тив "отвлеченных начал".
Это была тема, талантливо заявленная И. Киреевским, В. Соло- вьевым и подхваченная другими выдающимися философами России. Неверно было бы полагать, что в западной философии не было сход- ных мотивов. А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше в XIX в. нача- ли свою борьбу против диктата рационалистических систем с их абст- рактными, т. е. односторонними принципами, против их претензий на универсальную власть над человеческой жизнью. Но такие философы долгое время были как бы на обочине западного философского про- цесса. Философия жизни формировалась в начале столетия - по су- ществу параллельно с оригинальным философствованием русских мыслителей. В русской же мысли специфическая философия жизни, настаивавшая на первенстве жизненно-практического начала по отно- шению к абстрактно-теоретическому, стояла в центре философствова- ния уже в конце XIX и самом начале XX в. При этом русские мысли- тели подхватили идею немецких идеалистов о примате практического разума перед теоретическим. Однако полагали они, надо пойти даль- ше и утвердить примат жизни, реальной практики по отношению к разуму, теоретическому или практическому. Русское мышление, отме- чал С. Л. Франк в статье "Этические, философско-правовые и соци- ально-философские течения в современной русской философии вне СССР" (1936), никогда не удовлетворялось абстрактно-теоретичес- ким познанием, но всегда устремлялось к конкретному религиозно- этическому мировоззрению, непременно включавшему тему спасения человека и человечества.
Русские философы конца XIX - начала XX в. не были в ряду тех, кто первым выступил против преувеличенных претензий рационализ- ма и сциентизма нового времени. Но они оказались среди первых ев- ропейских мыслителей, увязавших кризис нововременного рациона- лизма и сциентизма с общим кризисом западной цивилизации. Во фронтальной критике рационализма западной философии но- вого времени правомерно усматривать третью особенность рус-
ской философии и предвосхищение ею антисциентистских, антирационалистических движений европейской мысли, офор- мившихся между двумя мировыми войнами. Сегодня, когда филосо- фия "постмодерна" пытается критически осмыслить суть "модерна" - культуры и философии нового времени, некоторые обращенные про- тив модерна критические возражения объективно выглядят как повто- рение уже сказанного русскими философами. Предвосхищением ряда более поздних тенденций стала инициированная В. Соловьевым и под- держанная другими русскими мыслителями линия философствования, в соответствии с которой философия должна осмыслить рациональное познание в его органическом единстве с внерациональными формами ос- воения мира - непосредственной "явленностью" мира, открытостью Бытия мира и Бога благодаря "прозрению", "интуиции", "озарению".
Четвертая особенность русской философии заключалась в том, что тема изначально и объективно данного единства космоса, природы, человека. Бога, единства жизни, истории и познания была центральной в русской религиозно-космологи- ческой метафизике, ведущей свое происхождение от ряда идей и течений мировой мысли, но особенно - от философских идей мета- физики Всеединства и Богочеловечества В. Соловьева. Конечно, от- нюдь не вся русская философия серебряного века была направлена на разработку этой метафизики. Но можно с уверенностью утверждать, что наиболее крупные философы России XX в. - Н. Бердяев, Л. Шес- тов, С. Булгаков, И. Ильин, С. Франк, Н. Лосский, П. Флорен- ский - оригинально мыслили именно в духе такой философии. Здесь прослеживаются аналогии с рядом учений западной религиозной фи- лософии XX в., которые, однако, оформились позже, чем идеи рус- ской религиозной метафизики.
Религиозный идеализм (Даже в случаях, когда он, как у С. Булга- кова или П. Флоренского, перерастал в теологию) оставался высоко- профессиональным, даже изощренным философствованием. Нельзя забывать, что в России того же времени религиозно-идеалистической метафизике решительно противостоял, став ее главным идейным про- тивником, материалистический атеизм, воплощенный главным обра- зом в быстро распространявшемся марксизме. Философские работы Г. Плеханова, В. Ленина, в начале века известные лишь в узких мар- ксистских кружках, приобретали все большую популярность. Некото- рые из религиозных философов, будущих выдающихся мыслителей России (Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Струве и др.), прошли через увлечение марксизмом. В конце XIX в. они примыкали к так называ- емому легальному марксизму. Однако грянула первая русская рево- люция 1905 г., показавшая всю опасность российского бунта, и при- шли отрезвление и покаяние. Отступление от религии, отказ от Бога были восприняты этими философами как главнейшая причина соци- альных, духовных, нравственных потрясений, уже постигших и еще ожидающих Россию. Новый синтез Бого- и миропознания, воплоще-
ние Бога в мире и человеке (что В. Соловьев называл "свободной теургией") начали интересовать русских религиозных идеалистов в первую очередь.
Пятая особенность русской философии заключалась в стремлении мыслителей России органически объединить гно- сеологию, новую онтологию со смысложизненными, этически- ми, эстетическими измерениями бытия и познания. При этом экзистенциально-персоналистические акценты, опять-таки объединенные с религиозными началами, оказались в центре внимания. Необходимо подчеркнуть, что онтологический и экзистен- циально-персоналистский повороты в российской мысли также состо- ялись раньше, чем в западной философии. "...Употребляя современ- ное выражение, - писал Н. А. Бердяев в "Русской идее" (1946), - можно было бы сказать, что русская философия, религиозно окра- шенная, хотела быть экзистенциальной, в ней сам познающий и фило- софствующий был экзистенциален, выражал свой духовный и мораль- ный опыт, целостный, а не разорванный опыт. Величайшим русским метафизиком и наиболее экзистенциальным был Достоевский"^. О самом Н. Бердяеве и о Л. Шестове нередко говорят как о ранних экзистенциалистах и персоналистах. Русская экзистенциально-персо- налистская мысль проделала часть своего пути прежде, чем течения экзистенциализма и персонализма появились на Западе. К сожале- нию, по разным причинам, а в особенности из-за языкового барьера, русская философия даже в серебряный век была мало известна на Западе. Лишь в редких случаях можно говорить о непосредственном влиянии русских мыслителей на философов Запада. (Так, один из основателей персонализма Э. Мунье, выдающийся философ М. Ше- лер испытали воздействие философии Н. Бердяева. К. Леви-Стросс признавал влияние русских ученых Р. Якобсона и Н. Трубецкого на формирование структурализма.)
Новый антропологический поворот был выражен, например, в призыве Н. Бердяева написать "антроподицею", оправдание челове- ка. Внимание концентрировалось на мире личности. Поворот к че- ловеку и личности соединялся в русской философии с резкой крити- кой западных субъективистско-индивидуалистических концепций.
Некоторые историки считают эту особенность русской философии определяющей и связывают ее с пристальным интересом русских мыс- лителей к проблемам философии истории. В. В. Зеньковский писал: <Если уже нужно давать какие-либо общие характеристики русской философии - что само по себе никогда не может претендовать на точность и полноту, - то я бы на первый план выдвинул антропоцен- тризм русских философских исканий. Русская философия не тео- центрична (хотя в значительной части своих представителей глубоко и существенно религиозна), не космоцентрична (хотя вопросы натур- философии очень рано- привлекали к себе внимание русских филосо- фов), - она больше всего занята темой о человеке, о судьбе и путях, о смысле и целях истории. Прежде всего это сказывается в том, на- сколько всюду доминирует (даже в отвлеченных проблемах) мораль- ная установка: здесь лежит один из самых действенных и творческих истоков русского философствования. Тот "панморализм", который в своих философских сочинениях выразил с исключительной силой Лев Толстой, с известным правом, с известными ограничениями может быть найден почти у всех русских мыслителей... С этим связано и напря- женное внимание к социальной проблеме, но ярче всего это обнаружи- вается в чрезвычайном, решающем внимании к проблемам историосо- фии. Русская мысль сплошь историософична, она постоянно обраще- на к вопросам о "смысле" истории, конце истории и т. д.>^
В философско-правовом ракурсе русская мысль, тесно связанная с западными традициями (П. Новгородцев и его школа), выступила с обоснованием прав и свобод личности, обратив внимание на неуваже- ние к ним как особую черту русской истории и обыденного сознания россиян. Вместе с тем русская мысль и в XX в. искала иного син- теза индивидуального и общественного, чем тот, который предлагался, с одной стороны, западным индивидуализмом, а с другой, коммунистическим коллективизмом. В поисках тако- го синтеза правомерно усматривать шестую особенность русской фи- лософии конца XIX - начала XX в.
Вопрос о специфике русской философии был интегральной частью тех проблем, которые еще со времен П. Чаадаева и В. Соловьева вхо- дили в тему "русская идея". Речь шла о так важном и сегодня процес- се самосознания, самоидентификации россиян и, в частности, тех, кто принадлежит к русской нации в узком смысле этого слова. (Далее проблематике русской идеи, как она исследовалась в философии Рос- сии серебряного века, будет посвящена специальная глава.) К чести отечественных философов надо отметить, что они сделали сложную проблему русского менталитета, русского духа, русской куль- туры предметом глубокого исследования, по большей части не впадая в крайности истерического, демагогического нацио- нализма или отрицания национальной самобытности. В столь пристальном внимании к данной теме можно видеть еще одну (седь- мую) особенность русской философии. Специфика российской куль- туры в целом, русской философии, в частности, усматривалась в ан- тиутилитаризме, духовности, в интересе к глубинам человеческих пе- реживаний и страданий, к поиску Бога, Правды и Спасения.
Подчеркивалось - и по праву, - что русская литература, важ- нейшее достояние отечественной культуры, по своему содержанию глубоко философична и что философская мысль особенно глубоко связана с ее новаторскими духовно-нравственными устремлениями. Правда, видеть в тесном союзе философии и литературы уникальную черту именно русской культуры было бы неверно, ибо на протяжении своей истории философская мысль часто выступала в единстве с лите- ратурой, искусством. Достаточно вспомнить об эпохе Канта, Гёте, Ге- геля, Шиллера. Это, однако, не отменяет того факта, что великая литература России XIX-XX вв. - вместе с музыкою, живописью, другими видами искусства - была питательной почвой для возникно- вения и развития отечественной философии. Серебряный век, кото- рый был периодом небывалого, стремительного, новаторского разви- тия всех областей российской культуры, впервые в истории России стал и периодом расцвета отечественной философии. Необходимо до- бавить, что поиск некоторых новых форм в искусстве и литературе дореволюционной России на десятилетия опередил и предвосхитил последующее развитие культуры на Западе (авангардизм, символизм в музыке, живописи, литературе). Философия в тогдашней культуре России играла очень заметную роль. В. Соловьев еще при жизни стал притягательным центром для всей российской культуры. Достоевский и Толстой присутствовали на его лекциях. Его книги, стихи читала и чтила образованная Россия. Популярность Бердяева, Ильина, Булга- кова, Розанова, возможно, была несколько меньшей. Но их имена, сочинения, лекции были широко известными в России. Российские мыслители постоянно спорили - с Достоевским, Толстым, друг с другом, критиковали западную философию, подчеркивали значимость восточной мысли. Итак, до самой революции (и, по инерции, еще несколько лет после нее) выдающиеся философы России работали в хорошем историческом темпе, не только не плетясь в хвосте западной мысли, но и в ряде случаев опережая ее. Философы мирового класса, они публиковали свои работы и за границей, читали лекции в универ- ситетах Европы. В западных философских лексиконах ко второму- третьему десятилетию XX в. русская философская мысль постепенно стала занимать достойное ее место.
Российские философы, завоевавшие авторитет на родине и в миро- вой мысли, не только не почивали на лаврах, но чаще всего были склонны самокритично оценивать отечественную философию, не за- бывая отметить не только ее силу, достижения, но и ее слабости и недостатки. Это относится прежде всего к В. Соловьеву. Чуждый на- циональной спеси и бахвальства, он резко критически высказался не только об уровне и перспективах, но и о самом существовании "само- бытно русской" философии: "...За последние два десятилетия доволь- но появлялось в России более или менее серьезных сочинений по раз- ным предметам философии. Но все русское в этих трудах вовсе не русское, а что в них есть русского, то ничуть не похоже на филосо- фию, а иногда и совсем ни на что не похоже. Никаких действитель- ных задатков самобытно русской философии мы указать не можем: все, что выступало в этом качестве, ограничивалось одною пустою претензией "^ В. Соловьев вообще был весьма невысокого мнения о теоретической глубине философии России: "...Русские несомненно способны к умозрительному мышлению, и одно время можно было думать, что философии предстоит у нас блестящая судьба. Но русская даровитость оказалась и здесь лишь восприимчивою способностью, а не положительным призванием: прекрасно понимая и усваивая чужие философские идеи, мы не произвели в этой области ни одного значи- тельного творения, останавливаясь, с одной стороны, на отрывочных набросках, а с другой стороны, воспроизводя в карикатурном и гру- бом виде те или другие крайности и односторонности европейской мысли"^
И хотя у сторонников идеи "самобытно русской" философии были свои защитники, в XIX в. им трудно было оспаривать мнение о силь- ной зависимости российского философствования от западного и об отсутствии в отечественной философии "значительных творений", со- поставимых с произведениями классиков мировой философии. Неко- торые видные исследователи вместе с тем по праву подчеркивали, что поиски оригинальной русской философии на путях некоего национа- листического изоляционизма и категорического противопоставления отечественной и зарубежной мысли вообще абсурдный В своей работе "Русская идея: основные проблемы русской мысли
XIX века и начала XX века" Бердяев отмечал, что судьба философии в России мучительна и трагична. Еще раньше, в статье, помещенной в сборнике "Вехи", он писал, что в России самостоятельное значение философии отрицалось, что ее чаще всего подчиняли утилитарно-об- щественным целям. Философия испытывала "давящее господство на- родолюбия и пролетаролюбия", поклонения народу, была подавлена духовно, подчинена политическому деспотизму'. Уровень философс- кой культуры, свидетельствовал Бердяев, был в России XIX в. - до В. Соловьева - довольно низким. Положение существенно изменилось уже в первые десятилетия XX в., когда, как говорилось ранее, российское философствование - под несомненным влиянием оригинальных идей В. Соловьева - всту- пило в самую блестящую пору своего развития. Тогда уже можно было уверенно и предметно говорить о философии как важной состав- ной части культуры России, о специфических особенностях российс- кого философствования, о преобразовании его традиций, поиске но- вых парадигм на рубеже XIX и XX в. и отношении к философии За- пада и Востока. И, тем не менее, вопрос об объективном, не впадающем в преувеличения анализе роли российской философии со всеми ее оригинальными достижениями и ограниченностями стоит не менее ос- тро и актуально, чем прежде.
Из всего ранее обозначенного комплекса проблем, сначала будет выделен ряд собственно философских вопросов и дискуссий (споры о роли и статусе метафизики, единстве гносеологии и онтологии и их центральной проблематике, об отношении к разуму и рационализму),
а затем подробнее освещены (в контексте споров о социальных про- блемах России и "русской идее") некоторые социально-философские, этические идеи русских философов. Следует учесть, что о философах России XIX столетия, включая В. С. Соловьева, уже шла речь во второй книге этого учебника. Концепции же и произведения самых крупных российских мыслителей серебряного века станут предметом рассмотрения в специально посвященных им главах данного учебника.
Глава 2
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 859; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.225 (0.207 с.) |