![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цивилизационный подход к периодизации истории ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В 20в. стал утверждаться цивилизац-й подход. Осн. понятия цивилизац. в науке: 1. цивилизация понимается как ступень в развитии общ-ва, следующее за дикостью и варварством (Энгельс) 2. цивилизация понимается как уровень развития отдельного этноса или региона 3. цивилизация понимается как стадия упадка и деградации в развитии отдельных культур (Шперглер «Закат Европы). Полагая, что каждая куль-ра – это живой организм, кот. рождается, растет, стареет и умирает, длиться примерно 1500лет. Считается, что цивилизация – это упадок, деградация. 4. цивилизация отождествляется с культурой. Тойнби английский историк, в работе «постижение истории» В основе каждой цивилизации лежит религия. 5. Современная цивилизация Цивилизация – это единство материи и дух-ой куль-ры в опред-х пространственно-временных границах. При выделении цивилизации главным критерием яв-ся не экон., а духовные, культурологические. Факторы, влияющие на особенности цивилизации: 1. природные факторы (климат, географическая среда). 2. технико-технологический базис, в связи с кот. выделяют 3 волны: - до индустриальное - индустриальная - постиндустриальная 3. особенности истории 4. особенности менталитетов нородов Отличие: Цивилизационный подход ориентируется на выделение особенного и уникального в разных странах и народов. Недостатки цивилизационного подхода: 1. затрудняет изучение чел-ва как единого целого. 2. трудно выявить закономерности в чел-кой истории. В нас. время соц. науки используют оба подхода, они взаимно дополняют др. др. Формационный подход более приемлем для изучения запада, а цивилизационный для востока.
№ 41 Личность и общество. Их взаимодействие Личностью становятся в процессе социализации, которая осуществляется на протяжении всей жизни и представляет собой процесс воздействия на человека общества и его социальных структур. Процесс социализации проходит несколько этапов: детство, юность, зрелость, старость и происходит через так называемых агентов и институты социализации. Агенты – это конкретные люди, которые способны обучать других культурным нормам. К ним относятся родители, родственники, друзья (агенты первичной социализации, они относятся к микроклимату обитания личности), учителя, преподаватели вузов, коллеги, руководители (агенты вторичной организации, относятся к макроклимату). Институтами социализации являются учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Это - семья, школа, армия, церковь. Социализация отличается от адаптации – процесса привыкания и приспособления к новым условиям существования. Личность может стать и субъектом процессов десоциализации и ресоциализации. Десоциализация – это утрата или сознательный отказ от усвоения ценностей, норм поведения, привычного образа жизни, социальных ролей. Ресоциализация представляет собой восстановление утраченных ценностей и социальных норм, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни.
В процессе социализации происходит становление и развитие духовного мира личности, который включает в себя: 1. духовные потребности в познании окружающего мира, самопознании, а также в самовыражении и самопознании; 2. знания о природе, обществе и человеке; 3. убеждения, взгляды, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность; 4. вера в истинность своих убеждений; 5. способность к тем или иным видам и формам деятельности; 6. чувства и эмоции – это отношение человека к миру и к самому себе; 7. цели, которые человек ставит перед собой. Важным элементом духовного мира человека является мировоззрение – система взглядов человека на мир и свое место в этом мире. Выделяют следующие типы мировоззрения: 1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт, формируется под влиянием жизненных обстоятельств; 2) религиозное, в основе которого лежат религиозные взгляды и представления человека; 3) научное, которое опирается на достижения современной науки; 4) гуманистическое, основанное на представлениях о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале. Под влиянием мировоззренческих установок и взглядов у человека формируется представление о смысле своей жизни. Важно отметить, что происходит не одностороннее влияние общества на человека, но есть ещё и обратная связь. Роль личности в истории значительна и может быть оценена как положительно, так и отрицательно. Особенно велико влияние на общественный процесс выдающейся личности, так, как для нее характерна деятельность, направленная на коренные прогрессивные преобразования. (Гитлер, Иван Грозный, Колумб, З.Фрейд).
№40 Общественный прогресс и его критерии. Изменения, движение в обществе принято называть общественным процессом. Это последовательная череда сменяющих друг друга событий, участниками которых являются многие поколения людей. В историческом процессе происходит взаимодействие объекта и субъекта, воплощается взаимосвязь поколений, связь прошлого, настоящего и будущего. Объект общественного процесса – вся историческая действительность, а субъект – его участники (классы, соц.группы, организации людей, индивиды, выдающиеся личности). Самым значимым объектом истории в XIX Л. Карсавин считал всё человечество, а К. Маркс решающую роль отводил народным массам, потому что именно они создают материальные и духовные блага, необходимые для человеческого существования. Часть исследователей решающую роль отводили личности, роль которой в истории значительна и может быть оценена как положительно, так и отрицательно. Особенно велико влияние на общественный процесс выдающейся личности, так, как для нее характерна деятельность, направленная на коренные прогрессивные преобразования. В вопросе о нравственности в науке сложилось два варианта его решения: 1 ) пессимистический – общество движется по пути регресса, который означает деградацию, переход от высшего к низшему. Гесиод (VIII в. до н.э.), например, разделил мир на 5 веков: золотой, серебряный, медный, бронзовый и железный. Золотому веку соответствовала высокая нравственность, а железному - полное падение нравов. Идея регресса нашла свое отражение во многих религиях, а также в трудах таких известных философов, как Ф.Ницше, О.Шпенглера, К.Поппера. Последний писал, что прогресс – это движение к какой-либо цели и он возможен лишь для отдельного человека, но не для истории. Теории общественного регресса, как правило, разрабатываются в периоды глубоких социальных кризисов. Например, христианская концепция движения общества от райского состояния к грехопадению возникла в период кризиса рабовладельческой Римской империи, а Шпенглер написал свою работу «Закат Европы» под впечатлением последствий Первой мировой войны. 2) оптимистический вариант состоит в признании того, что в истории господствует прогресс – тип развития, который означает переход от низшего к высшему, от несовершенного к более совершенному. Впервые эта точка зрения была четко сформулирована французским философом XVIII века Кондорсе, который выделил в истории человечества 10 эпох, изменяющихся под воздействием совершенствования человеческого разума. Идею прогресса разделяли Кант, Гегель, Маркс. Маркс, не отрицая прогресса в обществе, указывал на его противоречивый характер, когда в ходе истории возможны ошибки, заблуждения, повороты назад. Результатом противоречивого характера общественного прогресса в XX веке стало появление глобальных проблем. Вместе с тем прогресс общества налицо. Его основными критериями являются: 1. развитие и совершенствование производительных сил;
2. увеличение объема научной информации, превращение науки в непосредственную производительную силу общества; 3. расширение свободы человека, его возможностей к активным действиям в соответствии со своими намерениями; 4. способность общества создавать оптимальные условия для жизни своих граждан и т. д. Выделяют различные механизмы социальных измерений. Это – Эволюция – это постепенные изменения в обществе, не приводящие к качественно новому социальному строю. Революция – это коренное, скачкообразное преобразование, которое приводит к изменению всех или большинства сторон общественной жизни. Реформа – это преобразование, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной системы. Модернизация (с лат. – усовершенствование) – процесс обновления, усовершенствования, придание тем или иным социальным структурам форм, отвечающим современным требованиям.
№42 Человек, индивид, индивидуальность, личность. Самым простым и в тоже время самым главным элементом общества, является человек. Человек - это понятие родовое, выражающее общие черты, присущие всему человеческому роду. Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид – homo sapiens. Человек – существо биосоциальное, его основные отличия от животных: 1. человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Высокоорганизованные животные используют только естественные орудия (палки, камни); 2. он осуществляет осознанную целенаправленную творческую деятельность, тогда как животное в своем поведении подчинено инстинктам; 3. в процессе деятельности человек преобразует окружающую действительность, создает необходимые материальные и духовные блага и ценности; 4. он обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и речью; Целенаправленная деятельность осуществляется благодаря наличию у человека богатейшего набора способностей, то есть индивидуальных особенностей, которые позволяют ему успешно заниматься определенного рода деятельностью. Формирование способностей происходит на основе задатков – врожденных анатомо-физиологических особенностей нервной системы. Но природа не столько дает способности, сколько они вырабатываются и развиваются в процессе деятельности и тренировки. Мыслитель Сенека отмечал, что «свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их». Выделяют интеллектуальные, художественные, организаторские, коммуникативные, инструментальные способности. В свою очередь, их можно разделить на общие, определяющие успех человека в различных видах деятельности (умственные, коммуникативные), а также особенные, которые определяют успех в специфических видах деятельности, для которых необходимы особые задатки (музыкальные, математические, технические и т. д.).
Сочетание различных развитых способностей называется одаренностью, а талант - это выдающиеся способности. Гениальность – высший уровень развития способностей и талантов. Индивид – это каждый отдельный человек, которому, наряду с родовыми, присущи и индивидуальные черты. Например, природные задатки, психические свойства. Индивидуальность – это совокупность свойств и способностей, отличающих одного индивида от других, неповторимость каждого отдельного человека. Личность – это социальная характеристика человека. Она определяется мерой усвоения и развития человеком социального опыта. С позиции сущностной характеристики, личность – это устойчивая совокупность социально значимых качеств человека, присущих ему как члену общества. Важнейшими из них являются: 1. сознание и самопознание, чем больше развито самосознание, тем больше развита сама личность; 2. способность ориентироваться в обществе, успешно взаимодействовать с другими людьми; 3. личное достоинство, которое определяется в уважении к другим и требовании уважения к себе; 4. наличие убеждений и принципов, готовность отстаивать их; 5. способность нести ответственность за свои поступки и действия; 6. свобода выбора, то есть возможность поступать по собственной воле; 7. самоопределение – сознательное выявление и утверждение собственной личности. Личностью становятся в процессе социализации, которая осуществляется на протяжении всей жизни и представляет собой процесс воздействия на человека общества и его социальных структур.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.191.247 (0.018 с.) |