Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специальность 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления»Стр 1 из 3Следующая ⇒
Автор – Губин М.В. Йошкар - Ола – 2008 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Выписка из ГОС. Дидактические единицы СД.06. «Психология делового общения» – 90 часов – 3 курс СД.06. «Психология делового общения» – 140 часов – 4 курс СД.06. «Психология делового общения» – 170 часов – 5 курс Общение как социально-психологическая проблема. Деловое общение, его виды и формы. Вербальные и невербальные особенности в процессе делового общения. Психологические аспекты переговорного процесса. Психологические особенности публичного выступления. Спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности. Конфликты и конфликтные ситуации. Особенности письменного и телефонного общения. Имидж делового человека и деловой этикет. Документационное обеспечение делового общения. Для изучения учебной дисциплины «Психология делового общения» согласно учебному плану подготовки студентов МОСИ, обучающихся по специальности «Документоведение», выделяется на 3 курсе 50 часов аудиторных занятий (для студентов очной формы обучения), из них – 30 часов лекционных и 20 часов семинарских занятий, итоговая аттестация – экзамен; на 4 курсе 76 часов аудиторных занятий (для студентов очной формы обучения), из них – 30 часов лекционных и 46 часов семинарских занятий, итоговая аттестация – экзамен; на 5 курсе 76 часов аудиторных занятий (для студентов очной формы обучения), из них – 30 часов лекционных и 46 часов семинарских занятий, итоговая аттестация – зачет.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. Учебная дисциплина «Психология делового общения» изучается студентами, обучающимися по специальности «Документоведение» на четвертом курсе. Настоящая программа составлена с учетом требований, предъявляемых к современному специалисту – выпускнику ВУЗа, опирается на классические и новейшие психологические и социологические исследования опыта по налаживанию делового сотрудничества и направлена на формирование эффективных взаимоотношений в профессиональной деятельности. Особенностью курса является его комплексный характер, при котором деловое и неформальное общение рассматривается в тесной взаимосвязи. В рамках курса предусмотрены практические занятия, на которых студенты знакомятся с методами, используемыми в практических условиях, отрабатывая навыки взаимодействия с другими людьми.
Особое значение придается работе с новейшей литературой. В списке рекомендованной литературы указаны как основные пособия, так и современные источники, в которых наиболее ярко и интересно изложены основные темы по предлагаемому курсу. Основная цель изучения данной учебной дисциплины состоит в повышение общей и психологической культуры делового общения. Дисциплина дает возможность студентам познакомиться с наиболее важными и полезными аспектами психологии делового общения, помочь раскрыть свои потенциальные возможности, научиться управлять основными процессами в ходе общения, качественно улучшить стратегии своего поведения для достижения поставленной цели. Для достижения цели изучения данной учебной дисциплины должны быть решены следующие задачи: · формирование у студентов навыков профессионального общения; · повышение общей и психологической культуры делового общения; · освоение методов убеждения; · приобретение навыков поведения в конфликтных ситуациях, ведения дискуссии, собрания, деловых переговоров; · знакомство с этикой и этикетом делового общения. Усвоение содержания данной рабочей программы организуется путем практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате освоения содержания дисциплины студент должен овладеть знаниями: · о предметной области психологии делового общения; · об основных сферах общения людей; · о психологических закономерностях восприятия партнера по общению, процессах, происходящих в рабочих группах; · основные методы социально-психологического исследования процесса делового общения, основные методы его диагностики; · этических норм профессионального и межличностного общения деятельности экономиста; · стратегий поведения в конфликтных ситуациях, а также ведения переговоров, собрания; · о культуре, этике и этикете делового общения;
· структуру профессионального общения экономиста в различных видах его деятельности. Студенты должны овладеть первоначальными умениями и навыками: · осуществлять поиск и анализ информации о предмете психологии делового общения; · применять на практике различные коммуникативные техники и приемы; · прогнозировать развитие коммуникативных, перцептивных и интерактивных процессов; · владеть способами убеждения; · приемами устного изложения разнохарактерного материла; · уметь выступить с монологической речью; · средствами аргументации и доказательства истинности теоретических и эмпирических положений; · взаимодействовать с другими лицами, в частности в коллективе, формулировать и делегировать задачи, разрешать конфликты, уметь взаимодействовать с лицами, представляющими разные культуры и разные интеллектуальные слои; · вести переговоры для достижения приемлемых решений по профессиональным вопросам; · излагать, обсуждать и действенно отстаивать мнение в формальной и неформальной обстановке, в письменной и устной форме; · слушать и аналитически воспринимать письменную информацию, включая восприятие культурных и языковых различий.
II. Учебно-тематическое планирование
III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ» Тема 1. Общение как социально-психологическая проблема. Общение как предмет изучения. Определение понятия «общение». Его структура и средства общения. Характеристика и содержание общения. Перцептивная, коммуникативная и интерактивная сторона общения. Факторы, влияющие на эффективность общения. Межличностное восприятие, аттракция. Личность, психологические типы, архетип, конформизм, нонконформизм, атрибуция, идентификация, эмпатия, рефлексия, стереотипы. Общие закономерности процесса общения. Трансактный анализ. Национально-психологические типы; универсальные этические и психологические нормы и принципы; психология и общество; психология и труд.
Тема 2. Деловое общение, его виды и формы. Понятие, виды, функции и цели делового общения. Место делового общения среди других видов общения. Способы оценки достигнутых в процессе переговоров соглашений. Определение делового общения с точки зрения специфики протекания в различных аспектах. Деловая беседа, как основная форма делового общения. Вопросы собеседников и их психологическая сущность. Психологические приемы влияния на собеседника. Способы воздействия, механизмы воздействия. Стратегии взаимодействия, партнерства, подавления, манипулирования. Парирование замечаний и возражений собеседника.
Тема 3. Вербальные и невербальные особенности в процессе делового общения. Понятия «коммуникация», «коммуникативная компетентность», «коммуникативный процесс», «коммуникативные сети», «мостик Файоля». Структура, основные функции и виды коммуникаций. Значение и необходимость коммуникативных ролей. Основные элементы коммуникации. Средства общения, система интенциальных и неинтенциальных знаков. Речь как средство организации общения, ее эмотивная и коннотивная составляющие. Метаязык. Использование особенностей речи для нахождения взаимопонимания с партнером и достижения цели общения.
Тема 4. Психологические аспекты переговорного процесса. Создание благоприятного психологического климата во время переговоров. Выслушивание партнера как психологический прием. Стили слушания, пассивная и активная формы слушания, нерефлексивный, рефлексивный и эмпатический вид слушания. Техника и тактика аргументирования. Формирование переговорного процесса. Национальные стили ведения переговоров.
Тема 5. Психологические особенности публичного выступления. История возникновения ораторского искусства. Подготовка к выступлению. Начало выступления. Завоевание и удержание внимания аудитории. Завершение выступления. Культура речи делового человека.
Тема 6. Спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности. Определение понятий спора, дискуссии и полемики. Предмет спора, позиции полемистов, употребление понятий, поведение участников спора, учет индивидуальных особенностей участников, национальных и культурных тенденций, выдержка и самообладание, уважительное отношение к оппоненту.
Тема 7. Конфликты и конфликтные ситуации. Понятие конфликта и его социальная роль. Классификация конфликтов, типы поведения людей в конфликтных ситуациях. Причины и последствия конфликтов. Разрешение конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Тема 8. Особенности письменного и телефонного общения. Культура письменной речи. Особенности написания деловых писем. Основные требования по оформлению деловых писем. Приемы работы с письмами. Особенности телефонного общения. Основные требования к телефонному разговору. Особенности разговора с использованием технического посредника. Структура и композиция телефонного разговора.
Тема 9. Имидж делового человека и деловой этикет. Модели поведения, определяющие имидж человека. Общее понятие имиджа, внешний вид. Особенности костюма делового человека – женщины, мужчины. Учет индивидуальных особенностей человека. Особенности использования цветов и оттенков в одежде и косметике. «Мерцающий» эффект. Деловой этикет. Особенности подготовки и встречи деловых партнеров. Приветствие, представление, обмен визитками и сувенирами, рассадка за столом и в машине. Протокол деловой части. Виды приемов, их особенности, правила поведения на различных приемах.
Тема 10. Документационное обеспечение делового общения. Документирование управленческой деятельности; документирование договорно-правовых отношений экономической деятельности; общие правила оформления документов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.21.252 (0.024 с.) |