![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование умений и навыков на уроках экологии в школе
Умение – система операций, которую должен выполнять ученик. Навык – умение, доведённое до автоматизма. Формирование умений и навыков является неотъемлемой частью процесса обучения. Роль учителя здесь состоит в проведении инструктажа к выполнению конкретного задания. Деятельность ученика заключается в выполнении практических работ, лабораторных опытов, экспериментов, упражнений, построении профилей, в создании моделей. Это может также быть какая-то целенаправленная деятельность в природе. Т.е в основе практических методов обучения лежит практическая деятельность учащихся. Наиболее распространённым способом формирования умений и навыков является практическая работа. Это деятельность, направленная на применение, углубление и развитие знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков (самостоятельного использования учебника, работы с приборами и статистическими материалами). Практические работы формируют творческую активность, познавательную самостоятельность, развивают наблюдательность, память, воображение. Основная цель п/р – Научить применять теоретические знания напрактике. П/р составляют часть содержания предмета. Цель – вооружить умениями и навыками, специфичными для экологии. Суть практических методов обучения в том, что учитель ставит учебную задачу, организует деятельность учащихся по усвоению способов действий с экологическими объектами или их моделями, обучает извлекать из них новые знания. Для практических работ необходимы средства обучения: тетради, атласы, приборы, статистические материалы, карты и др. Виды П/р По источникам использования экологической информации: П/р с использованием атласа, графиков, текстов и др. По содержанию: П/р по проблемам охраны природы, характеристике основных сред жизни и др. По степени обученности: обучающие, тренировочные, итоговые. По форме фиксации материалов: в тетради в виде схемы, таблицы, описания; в виде реферата, сообщения, полевого дневника. По уровню самостоятельности: Работа в классе под руководством учителя, работа в классе с использованием инструктивных карточек или планов и самостоятельная работа. П/р выполняется под наблюдением учителя. Учитель показывает выполнение действий, даёт задание и следит за выполнением работы. Тренировочные работы имеют полусамостоятельный характер. Их необходимо давать на дом. Некоторые работы имеют творческий характер.
Методика проведения практических работ. П/р могут выполняться как в течение всего урока, так и на одном из его этапов. Тогда затраты времени на них – 10-20 минут. Их нужно проводить в непосредственной связи с изучаемым теоретическим материалом. Любая п/р должна быть посильна, но достаточно трудна. Важно, чтобы ученик тратил минимум времени для их выполнения. Организация П/Р 1. Подготовка учащихся к работе путём обучения или повторения действиям, необходимым для её выполнения. 2. Чёткое определение цели и доведение её до учащихся. 3. Выбор наиболее рационального способа выполнения работы в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся. 4. Проверка результатов работы, её оценка и комментирование ошибок. Практические методы обучения применяются в сочетании с наглядными и словесными Вывод: П/р развивают общие учебные умения – анализировать, сравнивать сопоставлять, делать умозаключения, высказывать собственное мнение, обосновывать его и представлять результаты работы в различной форме, а также развивают специфичные для экологии умения и навыки. Урок как основная форма обучения экологии. Типы уроков. Планирование учебной деятельности. 1. Понятие об уроке как организационной форме обучения. Классификация уроков. Урок как форма обучения относится к классно-урочной системе - обучения. Он является коллективной формой организации обучения, которой, как отмечено в предыдущей главе, присущи постоянный состав учащихся, определенные временные рамки занятий (45 мин), твердо установленное расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом. Анализ проводимых в школе уроков показывает, что их структура и методика во многом зависят от тех дидактических целей и задач, которые решаются,в процессе изучения той или иной темы. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков и выделять те из них, которые характеризуются рядом общих особенностей. Основными типами уроков, которые проводятся в советской школе, являются следующие:
а) уроки смешанные, или комбинированные; б) уроки сообщения новых знаний учителем; в) уроки закрепления изученного материала; г) уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала; д) уроки проверки и оценки знаний. Вопрос о том, к какому типу относится тот или иной урок, имеет большое практическое значение. Ведь с чего начинается подготовка учителя к занятиям? Она начинается с продумывания вопроса: какие дидактические цели предстоит осуществлять учителю на предстоящем уроке и, следовательно, каким он должен быть по своей структуре и методике? В зависимости от этого подбирается необходимый дидактический материал и определяется методика занятий. Однако, раскрывая дидактические основы урочных занятий, как и других организационных форм учебной работы, не следует забывать, что им в полной мере присущи те структурные компоненты, которые характеризуют процесс обучения в целом, а именно: целевой, по требностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально - волевой, контрольно - регулировочный и оценочно - результативный. Какими же особенностями с этой точки зрения характеризуются дидактические основы уроков различных типов? 2. Смешанные, или комбинированные, уроки. Свое название они получили от того, что при их проведении сочетаются и как бы смешиваются (комбинируются) различные цели и виды учебной работы, включая сюда работу над пройденным материалом, осмысление и усвоение новой темы, выработку практических умений и навыков и т. д. В смешанном уроке обычно имеют место следующие структурные компоненты (этапы): а) организация учащихся к занятиям; б) повторительно-обучающая работа по пройденному материалу; в), работа по осмыслению и усвоению нового материала; г) работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике; д) задавание урока на дом. Важное значение имеет четкое определение обучающих, развивающих и воспитательных целей урока и каждого его этапа. Учителю необходимо обстоятельно продумать, чему он должен научить школьников, как использовать занятия для развития их мышления, памяти, познавательных способностей и интересов, какие воспитательные задачи он будет решать. Без детального определения целевых установок урока учебные занятия будут носить аморфный характер. 3. Уроки сообщения новых знании. Уроки-лекции. Само их название говорит о том, что они посвящаются главным образом работе над новым материалом. Такие уроки проводятся преимущественно в средних и старших классах, когда изучается довольно объемистый материал. В средних классах они обычно проводятся методом рассказа-объяснения, сочетающегося с беседой и демонстрацией учебно-наглядных пособий. В старших классах по такому материалу проводятся уроки-лекции, включающие в себя элементы, беседы. По сравнению с комбинированными структура этих уроков выглядит проще. Для них характерны следующие этапы: а) организация учащихся к занятиям; б) краткий опрос учащихся (фронтальная беседа) по важнейшим вопросам пройденной темы с целью установления связи нового материала с ранее изученным; в) постановка темы и определение основных целей занятий, а также сообщение плана нового материала; г) изложение новой темы; д) краткий опрос учащихся по новому материалу с целью более глубокого уяснения его узловых вопросов; е) задавание урока на дом. Как видим, при проведении этих уроков основное время затрачивается на работу над новым материалом, работа же по его закреплению (запоминанию) ограничивается лишь постановкой двух-трех контрольных вопросов учащимся.
4. Уроки закрепления изучаемого материала. Проводятся они во всех классах после изучения отдельных тем или разделов учебной программы и направлены на организацию рассредоточенного повторения пройденного материала учащимися с целью его более глубокого осмысления и усвоения. Чтобы эти занятия давали необходимый эффект, их нужно хорошо готовить. Надо, чтобы учащиеся заранее знали о времени их проведения и их основных задачах. Кроме того, учителю следует выделить основные вопросы, по которым учащиеся должны готовиться к закреплению пройденного материала. Не менее важной является и методика проведения этих уроков. Главное состоит в том, чтобы в ней правильно сочетались фронтальный и индивидуальный опрос учащихся, с письменными, устными и практическими упражнениями, а также с организацией самостоятельной учебной работы. Подобная методика работы находит свое отражение в структуре этих уроков. Как правило, начинаются они с индивидуального опроса или фронтальной беседы по пройденному материалу, затем опрос сочетается с проведением тренировочных упражнений с акцентом на закрепление более сложных вопросов темы. В конце занятий проводится небольшая самостоятельная работа. На уроках математики, физики, химии она связана с решением задач и примеров, а на занятиях по языкам учащиеся могут писать различные виды диктантов, краткие изложения, сочинения, которые затем проверяются и оцениваются учителем. 5. Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала. Проводятся они в конце учебного года, когда пройден весь программный материал. Их специфической особенностью является то, что учитель для повторения, систематизации и обобщения знаний учащихся выделяет узловые вопросы программы, усвое-ние которых имеет решающее значение для овладения предметом. Важно, однако, не только определить вопросы для повторения пройденного материала, но и указать учащимся те параграфы и места в учебнике, которые им следует использовать при подготовке к занятиям. В качестве методов на этих уроках могут использоваться обзорные лекции учителя, беседы и устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и навыков.
6. Уроки-семинары. Уроки-конференции. В последние годы в школах широко стали применяться уроки-семинары и уроки-конференции. Их цель — активизировать самостоятельную учебную работу учащихся, стимулировать к более глубокому усвоению изучаемого материала. Учитель заранее дает вопросы для обсуждения на семинаре и указывает литературу для самостоятельной работы. Таким образом, учащиеся не только штудируют учебник, но и значительно расширяют свои знания, изучая дополнительную литературу и одновременно приобретая умение самостоятельно добывать знания. В этом состоит ценность семинарских занятий. Уроки-конференции проводятся после изучения того или иного раздела учебной программы, для углубления знаний по которому необходимо обсудить его узловые вопросы. Готовясь к конференции, учащиеся изучают рекомендованную учителем литературу, ища ответы на поставленные вопросы и вырабатывая по ним собственную точку зрения. Вот это различие суждений учащихся по изучаемой теме служит основой дискуссии и побуждает их к активному участию в конференции. 7.Уроки проверки и оценки знаний. Они проводятся после изучения крупных тем или разделов учебной программы. Эти уроки проводятся с помощью таких методов, как различные виды устного опроса, а также проведения небольших проверочных работ. Планирование учебной работы составляет разработку тематических и планово-урочных планов. Схема тематического плана
На основе тематических планов разрабатываются поурочные планы, в которых более подробно раскрыты структура, содержание, методы и приёмы обучения. Система конспекта урока: 1.тема урока 2. цель урока 3. оборудование 4.тип урока
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.123.23 (0.021 с.) |