![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Официально-деловой стиль в системе функциональных стилей современного русского литературного языкаСтр 1 из 3Следующая ⇒
Функциональные стили современного русского литературного языка. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования. Дифференциация официально-делового стиля: подстили (юридический, административный, дипломатический, обиходно-деловой). Особенности официально-делового стиля: логичность, краткость, точность, стандартизация, нейтральный тон, долженствующе-предписывающий характер изложения. Стандартизация языка и технического оформления документных текстов. Лексические особенности официально-делового стиля: своеобразная профессиональная лексика и фразеология, употребление слов в прямых конкретных значениях, отсутствие эмоционально-окрашенной, разговорной, просторечной лексики, наличие канцеляризмов, речевых стандартов (клише), наличие специальных слов, терминов и номенклатурных наименований, ограниченное употребление синонимов, употребление речевых единиц, выражающих волю автора документа. Грамматические особенности на морфологическом уровне: преобладание отглагольных существительных, существительных с приставкой не-, употребление прилагательных и причастий в функции существительных, ограниченное употребление местоимений, активное использование производных предлогов, нанизывание форм родительного падежа, преобладание кратких форм прилагательных и причастий; на синтаксическом уровне: преобладание сложных предложений, использование инфинитивных конструкций со значением долженствования, использование распространенных номинативных предложений, безличных предложений, предложений с причастными и деепричастными оборотами. Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 17, 21, 24, 25, 26, 27, 28, 32].
Тема 2. Лексические и грамматические нормы деловой документации Лексическая норма и лексическая ошибка. Типы лексических ошибок. Трудности словоупотребления в устной и письменной деловой речи. Нарушение лексической сочетаемости. Ошибки, основанные на смешении паронимов, синонимов, антонимов. Речевая недостаточность и речевая избыточность (понятие плеоназма и тавтологии). Иноязычные слова и трудности, связанные с их употреблением. Оправданные и неуместные заимствования. Служебный жаргон. Ошибочное употребление профессиональных и других жаргонизмов, просторечных слов, диалектизмов. Типы ошибок при употреблении фразеологизмов.
Грамматические нормы современного русского литературного языка. Виды грамматических ошибок: морфологические, синтаксические. Грамматическая стилистика служебных документов. Трудные случаи практической грамматики: род несклоняемых существительных, род существительных, обозначающих людей по профессии, должности, званию, склонение нестандартных фамилий и географических названий. Формы множественного числа существительных и их окончания. Склонение количественных и порядковых числительных, употребление собирательных числительных. Грамматическое управление. Согласование подлежащего и сказуемого, сказуемого и дополнения. Употребление причастных и деепричастных оборотов. Используемая литература: [1, 2. 3. 4. 5, 6, 7, 8, 11, 14, 16, 17, 18, 21, 24, 25, 26, 27, 28, 30].
Тема 3. Правила составления и оформления документов Понятия «документ» и «служебный документ». Виды документов: по характеру переписки (внутренние, внешние); по сфере функционирования (управленческие, научные, технические и др.); по содержанию и назначению (распорядительные, отчетные, справочные и др.); по фактору доступности (открытого пользования, ограниченного доступа, конфиденциальные); по срокам исполнения (срочные, итоговые, периодические); оригинал/копия. Служебные документы: типология, композиционные особенности, реквизиты. Основные требования к оформлению документов: логичность и структурированность изложения, унификация языковых средств, точность, лаконизм, достаточность информационного сообщения, ясность, грамотность. Язык и стиль организационных, распорядительных, информационно-справочных документов и документов по личному составу. Этапы развития делопроизводства в России. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи. Юридические жанры: типология, композиционные особенности, особенности языкового выражения. Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 12, 15, 22, 23].
Тема 4. Юридический документ как речевой жанр. Композиционная структура текста юридического документа. Редактирование текста юридических документов
Виды правовых документов, их признаки. Нормативные правовые документы и правоприменительные документы: жанровые, композиционные и языковые особенности. Нормативная обусловленность юридических жанров. Правила подготовки правовых документов. Особые языковые требования к юридическим документам. Законодательная техника. Юридико-лингвистический аспект при оценке правовых документов. Редактирование юридических документов. Используемая литература: [1, 15, 17, 20, 28, 52, 53]. Тема 5. Эффективность профессионального общения юриста Основные единицы речевого общения: речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие. Структура речевой коммуникации. Речь в межличностном общении: особенности речи в межличностном общении, речь и самораскрытие, речь и самооценка, роль слушающего. Принципы речевого взаимодействия и эффективного общения: последовательности, предпочитаемой структуры, кооперации, вежливости, равной безопасности, децентрической направленности, адекватности того, что воспринято, тому, что сказано. Два вида слушания: рефлексивное и нерефлексивное. Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов. Невербальные средства общения. Особенности профессионального общения юриста. Речь в социальном взаимодействии: особенности речевого поведения в социально ориентированном общении, речь и социализация, речь как средство утверждения социального статуса, общие закономерности речи в условиях массовой коммуникации. Подготовка и реализация профессионального коммуникативного акта: анализ аудитории, отбор материала, выстраивание композиции, подготовка текста, реализации речи. Речевая аргументация: логические, психологические, этические аргументы. Используемая литература: [4, 5, 19, 29, 31, 32].
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельная работа по учебной дисциплине «Русский язык в деловой документации» представляет собой учебную, научно-исследовательскую работу обучающихся, выполняемую по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия в специально отведенное для этого время. Самостоятельная работа является интегративной составляющей образовательного процесса и непосредственно связана с развитием познавательных способностей обучающегося, повышением его поисковой и творческой активности, образовательной автономии и увеличением личной ответственности за результативность обучения. Она включает в себя подготовку к аудиторным занятиям по всем темам изучаемой дисциплины (практическим занятиям, письменным проверочным работам, словарным и орфоэпическим диктантам и др.), выполнение предложенных преподавателем соответствующих аналитических и синтетических языковых упражнений; подготовку конспектов, докладов, творческих работ; подготовку к сдаче зачета; участие в научной и научно-методической работе кафедры. Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и промежуточной аттестаций. Текущий контроль успеваемости подразумевает постоянный мониторинг уровня усвоения обучающимися материала, сформированности у них необходимых умений и навыков как во время аудиторных занятий, так и во внеаудиторное время в форме проведения письменных проверочных работ, словарных и орфоэпических диктантов и др.
На занятии и вне занятия проверяются задания, выполненные во время самоподготовки, письменные проверочные работы, тестовые и индивидуальные задания. Затраты времени на самостоятельную работу Очная форма обучения
Заочная форма обучения (срок обучения – 5 лет)
Заочная форма обучения (срок обучения – 3 г. 6 м.)
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Курс «Русский язык в деловой документации» носит практический характер и формально включает только один вид учебной работы – практические занятия. Однако в ходе изучения данной дисциплины курсантам необходимо освоить (вспомнить) и теоретическую базу. Поэтому фактически занятия носят теоретико-прикладной характер, что позволяет узнать (вспомнить) необходимый материал и сразу закрепить его на практике. Проведению практического занятия, как правило, предшествует подготовка теоретической части: рассмотрение курсантами (слушателями) учебных вопросов самостоятельно и их обсуждение на занятии. Далее на основе изученного теоретического материала следует выполнение различных практических заданий, языковых упражнений. Практические занятия формируют у курсантов навык аналитической работы с учебной и научной литературой, интернет-ресурсами, способствуют развитию умения составлять документы, редактировать готовые тексты. С этой целью в рамках подготовки к практическим занятиям предполагается выполнение комплекта заданий с привлечением соответствующей справочной литературы и интернет-источников, составление на их основе конспектов, сравнительных таблиц, учебных презентаций.
При изучении учебной дисциплины «Русский язык в деловой документации» используются следующие образовательные технологии: информационно-коммуникативные технологии, предполагающие широкое использование интернет-ресурсов и мультимедийных обучающих программ, позволяющих активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся, эффективно организовать и спланировать самостоятельную работу, совершенствовать компьютерное тестирование; технология обучения в сотрудничестве, предполагающая создание условий для активной совместной учебной деятельности обучающихся. Это обучение в процессе общения обучающихся друг с другом и с преподавателем при наличии общей цели и индивидуальной ответственности каждого члена группы за выполнение общего задания; имитация, которая предполагает воспроизведение проблемной ситуации, максимально приближенной к реальной действительности; технология дебатов, представляющая собой полемический диалог, проходящий по определенному сценарию; кейс-технология, основу которой составляют критический анализ и решение конкретных социальных проблем. Кейс-технология позволяет организовать обучение, ориентированное на развитие способности обучающихся решать определенные жизненные ситуации, важные повседневные проблемы. Перечисленные технологии позволят интенсифицировать как аудиторную, так и внеаудиторную работу обучающихся.
Интерактивные образовательные технологии, используемые В аудиторных занятиях
Очная форма обучения
Заочная форма обучения (срок обучения – 5 лет)
Заочная форма обучения (срок обучения – 3 г. 6 м.)
8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по итогам освоения дисциплины Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения учебной дисциплины
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
При оценке сформированности компетенций используется двухуровневый подход: базовый уровень сформированности компетенции - обязательный для всех обучающихся по завершении освоения учебной дисциплины образовательной программы высшего образования, предполагает готовность решать типовые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения по известным алгоритмам, правилам и методикам; повышенный уровень сформированности компетенции предполагает готовность решать практические задачи повышенной сложности, нетиповые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения в условиях неполной определенности, при недостаточном документальном, нормативном и методическом обеспечении.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.119.136 (0.039 с.) |