![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение массовой и элитарной культур.
Тема 2. Типология культуры. Современные подходы к типологии культуры. Рассмотрение такого сложного и многопланового явления как культура требует систематизации, упорядочения и сравнения материала, без чего невозможно рационально осмыслить все многообразие мира культуры и получить целостное понимание образа конкретных культур. Эта задача решается путем выявления и характеристики типов культуры, построения ее типологии.
Понятие тип принадлежит к числу понятий большой общности. Слово «тип» (от греч. typos – отпечаток, форма, образец)используют для обозначения чего-либо однородного, обобщенного. Тип — своеобразная идеальная, теоретическая модель, шаблон, трафарет для группы предметов, явлений, объектов, в которой фиксируются их общие признаки, свойства, принципы существования. Выделение типов связано с системообразующими принципами, лежащими в основе процесса обобщения. Тип культуры - совокупность правил, норм и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, украинская или японская культура являются самобытными и самодостаточными явлениями. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества. Любая типология обозначает выявление каких-либо общих признаков объекта. Типология культур - (от греч. typos - форма, образец и cultura - возделывание) — научный метод, в основе которого лежит систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры по наиболее общим признакам, свойствам, а также различения культур по определенным существенным основаниям. Главное методологическое условие типологизации -это единство критерия, на основе которого выделяются типы культур. Таким критерием может быть: - способ трансляции культуры (традиционные и нетрадиционные); - специфика социальной солидарности (этнические, национальные, религиозные типы); - элементы социальной системы (сельская, городская, профессиональная, криминальная и т.д.); - уровень технологии материального, социального и интеллектуального производства (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная культуры); - хронологическая последовательность (культура Древнего мира, средневековая культура, культура Нового времени, Новейшая культура);
- преобладание какой-либо социальной подсистемы – экономическая культура (культура Запада и Востока), ценностная культура (Китайская культура), политическая культура (Ближний Восток) и т.д. Количество критериев типологий культур на сегодняшний день точно не определено. Сходство облика культур объединяет их в некоторую смысловую целостность. Но это же качество отделяет эту целостность от других культур, имеющих иные опорные принципы существования. На уровне философского понимания вопрос о типологии культурных образований остаётся открытым, так как чрезвычайно сложно нарисовать убедительную общую картину «хода» культурных процессов. В современной культурологии сложились три основных подхода к пониманию культурно-исторического развития и многообразия социокультурных миров. 1 подход - Линейный или линейно-прогрессистский подход – в его основе лежит историческая (линейная) типология культуры. Этот подход тесно связан с философскими концепциями истории. Линейная типология устанавливает исторические временные отрезки – периоды, которые расчленяют время, представляя его линейно направленным от прошлого через настоящее в будущее. Взгляд на историю как на закономерный процесс развития общества был сформулирован в произведениях ученых эпохи Возрождения и Просвещения: Дж. Вико (1668— 1744), И. Г. Гердера (1744—1803) и Г. В. Ф. Гегеля (1770—1831). К началу XVIII века в истории европейской культуры существовала трёхчленная периодизация по историческим периодам: Античность, Средние века, Новое время. Сегодня к ней добавили Новейшее время или современность. Эта концепция гуманистов – первая культурологическая типологизация культурного образа Европы, которая задала параметры обобщения исторического материала – знания, литература, особый тип интеллектуального общения. Именно в этот период была поставлена проблема соотношения религиозной и светской культуры. Взгляд на историю как на закономерный процесс получил дальнейшее развитие в работах философов XIXвека. Философ-марксист К. Маркс, в своем осмыслении мировой истории общественного развития, исходил не из духовных, а из материальных оснований, обуславливающих смену типов общества. К. Маркс использовал концепцию смены общественно-экономических формаций, каждая из которых порождает особый тип культуры со своей системой материальных и духовных ценностей, способов деятельности для их создания. В этой концепции общую схему исторических типов культуры можно определить следующим образом: первобытная культура, культура рабовладельческого строя, культура азиатского деспотического общества, культура феодального общества, культура капиталистического общества, культура социалистического общества. Каждая общественно-экономическая формация, являясь качественно своеобразным историческим этапом в развитии общества, создает свой тип культуры. С эпохи Просвещения и вплоть до конца XIXвека в Европе, Северной Америке и в России господствовали умонастроения, связанные с верой в возможности человеческого разума и поступательное, прогрессивное развитие общества и цивилизации. Подход – Локальный подход. В середине XIX в. в философии истории и культуры обозначилась новая познавательная ситуация, связанная с открытиями в археологии, этнографии, антропологии, языкознания и других конкретных гуманитарных науках. Они совершались как в историческом времени (например, открытие Шлиманом Трои), так и недоступных раньше пространствах, где путешественники – ученые находили «затерянные миры». Этот процесс начался с колонизации Европой Африки, Америки и Австралии. Устойчивый интерес ученых, а также успехи в изучении и попытки адекватного понимания этих примитивных культур поставили перед наукой задачу выстраивания новой, более дифференцированной и точной картины развития мировой культуры в самом широком пространственном и мировом масштабах.
Укоренившиеся в науке представления о культурной самобытности, самоценности разных народов подкреплялись растущим этнографическим материалом, с одной стороны, с другой стороны – стремлением учёных представлять культурологические и исторические социальные процессы по типу биологических. На философию и социологию оказали сильное влияние биологические науки, которые переживали в этот период бурный рост. Философы полагали, что общество можно мыслить как организм с его естественными процессами рождения, развития и смерти. Идея существования истории параллельных замкнутых культурных типов впервые была сформулирована немецким профессором Г. Рюккердом в «Учебнике по мировой истории в органическом изложении» (1857). Эти же идеи получили развитие в концепциях европейских и русских философов начала ХХ века Шпенглера, Тойнби, Данилевского, Сорокина. В них основное внимание уделяется культуре как основе общественно-исторического существования и развития. Однако, духовно-культурное развитие в цивилизованное время (в послепервобытную эпоху истории) не структурируется с помощью жестких линейных схем, напротив постулируется самостоятельное, органическое существование отдельных замкнутых структур. Поэтому культурно-исторический мир последних тысячелетий, взятый в целом, представляется своего рода «россыпью» локальных цивилизаций, практически никак не связанных между собой и не проникаемых друг для друга. «Локалисты» резко критиковали традиционную для европейской исторической науки схему «Древность - Средние века – Новое время», отвергали противопоставление Восток – Запад, считали необходимым преодоление европоцентризма в понимании культурно- исторического развития человечества.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.134.113 (0.008 с.) |