Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Законы – прежде всего, полемизирует с классицистами. Отказывается от монолог. принципа построения пьес. Использует открытый финал. Нет точки. Открытая композиция.
Отказывается от сюжета основанного на судьбе одного героя. То есть полифония. «Борис Годунов» – несколько линий – Бориса Годунова, Гришки, народа, истории. Каждый эпизод – законч. драм. произ-е. Пушкин анализирует историю судьбы народа. Мейерхольд открывает музык. принцип построения сюжета в Пушкине. Многоголосье. Отказывается от субъективизма романтиков. П. показ. характер сложный, противоречивый, в разных ипостасях (объемный возрожденческий характер). Для какого народа пишет П.? Ориентируется на дворян, круг своих друзей, а так же декабристов. То есть те, кто могут пережить катарсис во время представления. Высокий гражданский уровень. Характерная для П. черта – смесь жанров. Маленькие трагедии – трагедия и юмор. «Борис Годунов» – трагедия и площадной фарс и т.д.
1825 Михайловское. Историческая, философ., народная траг. «Б. Годунов» (посвящена Н.М. Карамзину). Опальная пьеса. 6л. не издавалась. «Б.Г.» – реформа рус. драмат-ии и рус. Т. Запрещен цензурой. Опубл. в 1830, не востреб. Т. 19в. 1870 От Александринки, (не удач. постан., т.к. написан собст. сценарий, приспос. к своему языку) повелось, что пьеса не сценическая. П. понял, что «Б.Г.» анахронизм – надо отказ. от множества традиций, предрассудков, обычаев, нравов, понятий многих столетий. «Б.Г.» намного опередил свое время, предсказ. новый вид Т. 20в. Он противостоит актерскому Т. – требует единой воли, целостного решения на всех сценических уровнях. Эстет-я система пьесы противится обывательскому, зрелищному Т., построенному на примитивном правдоподобии, копировке истор. дейст-ти, постановочных эффектах. П. созд. картину истор. бытия, а не быта (правдопод-е костюмов и обстановки). Гл. – судьба чел-ая, судьба народная, истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах. Интересно сравнение 2-х эстет. систем 20в. Т. Станис. и Т. Мейерх.. 1. В центре пьесы вопросы о природе власти, об отношении власти и топы, личности и общества, о значении личности в истории. Власть, построенная на преступлении, кровопролитии порочна в своей основе, такая власть ввергает страну в ситуацию хаоса, бунта, граждан. войны. Именно Б., как 1-й самозванец, порож. эпоху смуты (совершён-й грех – божье наказание – гибель). 2. В пьесе есть движение «горизонтальное» – т.е. развитие реального сюжетного действия и «вертикальное» – к божественному абсолюту (философско-этический, бытийный масштаб траг.), т.е. вопросы несовместимости блага и греха, преступ-я и наказания, добра зла, свободы и совести.
3. Связь – тень младенца Димитрия (смысл. стержнь – совершён. грех) – все событ. вокруг этого. Пушкин разрушает классический канон. 4. Свободно формир. сюжет (нет единства, времени, пространства). Время – дейст. длится, не одни сутоки – 7 лет; Место – Москва, литов. граница, Польша, царские палаты, монастыр. келья, площадь, лес. Единство действия – (отказ. от монологического мышления предшес. эпохи) главное не кто герой, а что развивается в трагедии, какова ее цель. Гл. герой меняется – Борис, Самозванец, Пимен, юродивый, бояр. оппозиция, народ. Пьеса наз. Б. Годунов (вроде бы гл. гер. – он, но с его смертью дейст. не заканч., а продолжается. Также и Самозванец – бол. сцен. времени, ярче описан, затмевает самого Бориса, но и он (ремарка) «засыпает»). Гл. герой – сама история, эпоха самозванства, Смутн. время, судьба госуд., смысл рождается из столкновения всех дейст. лиц трагедии. 5. Драма-исследование – заставляет мыслить, анализировать явления жизни, истории. Не страсть, а мысль пружина, узел траг.. В трагедии должен говорить не автор, а люди минувших дней, не его дело оправдывать и обвинять, подсказывать речи, его дело воскресить минув. век во всей его истине. Без субъективности (только авторский взгляд), т.к. это пораждает односторонность искус. 6. Полифоническая структура.Нет жесткой интриги, логики событийного ряда, а есть объем ист. проц. Дейс. расслаив-ся на самост-е линии, а, пересекаясь, созд. единство, целостность эпохи. П. мешает обыденную простоту с поэзией, объединяет «низких» (народ) и «высоких» (царствующие особы) героев (самостоятельные сцены «низкие» персонажи – сцена в корчме на литов. границе или народ. сцена на Красной площади). П. объед. (по шекспировски) в пространстве траг. – ком-е и драмат-е, страшное и смешное. Нет 5-ти акт. стих-й струк. – 23 сцены-фрагмен. (без трад. логики – след. не объяс. предыд.)
П. созд. нов. тип сюжета – разнообр-е эпиз. (как бы выхв-е из потока жизни) образ. целое. Сцены не равноценны по кол-ву участ. и репликам (одно слово, несколько, на страницу). Цельность – от Кремля до границы, от царя до юродивого – все вовлеч. в простр-о смуты. Более 80 персонажей. Толпа не декорация – реальная движущая сила. 14. Проза + белый стих + рифмованный стих. Отказывается от традиционного списка действующих лиц. Финал – «Народ безмолвствует» – толковать можно по-разному – растерянность и полное молчание, обреченность морал. протеста, неприятие преступления, начало праведного наказания убийцы, пробуждение совести. Дм. Благой представил пьесу в форме 3-х концентрических кругов: 1-й – внешний, большой – круг народа и бояр. оппозиции – 3 первые и 3 послед. сцены. 2-й – средний – круг Бориса –он появ. в 4-й сцене и исчезнет (Борис умирает) в 4-й от финала. 3-й – внутренний, меньший – круг Самозванца – появ. в 5-й сцене и в 5-й от финала засыпает в лесу. Итак, Б. и С-ц внутри народного океана и зависят от «мнения народного». Актеры брали для бенефисов. Мусоргский писал оперу. Шаляпин исполнил позже. 1907 МХАТ Немерович, Станис-й не имеет отношения. Неудачно. Через чеховское психолого-бытовое прочтение. Удалась массовая сцена. Народ безмолвствует – не разделяет грехи царей. Мейерхольд открывает – герой не может быть вне народа, но не дали осуществить. Борис появ. в нач. и в кон. Народ выплескивает самозванца. Гл. – народ – борьба страстей на фоне бурлящего моря. Все через призму народа. Нет помпезных одежд. Напряж. ритм времени. Акцент на выразительное средство – язык. Считал важным – передачу эпохи, сохранение стилистики автора. Музыкальный фон отражал толпы народа, кот. на сцене не было. Было 8 чел. Нет ни одной проходной сцены. Действие по спирали. Герои – страстные, ненавистные, ярост. темперамент. Народ ищет правду, но так и не найдет ее. Пимен – чел. опричник-свидетель ужасов тирании (не желал делать из него благообразного Нестера). 1982 Любимов повлияли репетиции. Ставит перед иммиграцией. Народ достоин своей власти. Золотухин в тельняшке. Обвинили в намеке на Андропова. Играли в ватниках. Народ все время на сцене, как мощное хоровое действие. Играли артисты драмы и Т. Покровского – поют рус. народные песни. Народ уличная, рыночная толпа – не героическая, а страшная. С молчаливого согласия происходят все преступления. Боровский сценография. Пустая сцена. Столп верстовой – Европа-Азия. Борис-татарин (зять Малюты). Телогрейки, бушлаты, фуфайки, и т.д. Прием двойников. Один актер играет несколько героев. Борис Годунов и Самозванец – уравнены. Губенко. Самозванец (Золотухин). Мария Мнишек (А. Демидова). Бортник Пимен (Трофимов). Народ безмолвствует – потому что сам виновен в преступлениях. Потому что допускает таких героев. БДТ и сейчас есть. МХАТ при Ефремове. Антреприза Самозванц (Е. Миронов). Б. Годунов (Ефремов). 50-60 Брук ставил муз. версию. Лик Христа на заднике. Через всю сцену летал маятник. 4 Русский театр эпохи романтизма: драматургия и актерское искусство (М. Ю. Лермонтов. П. С. Мочалов). «Маскарад». Сценическая история. Романтизм. Окончательно закреп-ся в эпоху декабристов (после их восстания атмосфера апатии, страха, пессимизма, безверия, разочарований, рефлексии). Два враждебных склада: Народ. массы – громадная необразов-я масса; Интеллигенты – оторванность от реал., живой действит-ти, социально-психолог-е одиночество. Напряжённые дискуссии в журналистике, эстетике, философии: споры архаистов и новаторов, почвенников и европейцев, консерваторов и радикалов, плебеев и аристократов – все стремились опред. свой индивид-й путь в меняющемся мире (ненависть к деспотизму, развитие общественного сознания, пробуждение внут. свободы и чувства чел. достоинства – идеи укоренившееся в предыд. эпоху – почва для отеч. культ. нов. времени. Мысль ушла извне вовнутрь (внут. мир чел. станов. не менее важным, чем общественно-государственный). Востребована идея нацонал. единства. Но Россия – тюрьма. Давление власти на деятелей культуры. Создание 3-го отделения царской канцелярии для контроля за каждым мыслящим человеком. Уныние и застой среди образов. общества.
Жесткая цензура всего искус. и Т. в частности (контроль власти за Т. репертуаром и Т. политикой, запрещались даже острые куплеты водевилей, подбором труппы, распределением ролей). В 1824 созд. Малый Т. в Москве, на рубеже 20-х гг. появ. актеры нов. поколения (Мочалов, Каратыгин, Щепкин). Яркие представ-и Лермонтов и Мочалов. В критике Полевой и журнал «Московский телеграф». Чистоты стиля никогда не наблюдалось. Параллельно в 30-е гг. возникает реализм (изучение причинно-следственных связей, анализ – объединение подробностей и отдельных деталей в целое, принцип историзма, детерминизм – взаимосвязь, обусловленность событий). Романтизм начал расшатывать нормативность классицизма. В этот период чел. приходил в Т. чувствовать, а не мыслить, волноваться и сострадать, а не рассуждать. Репертуар – водевиль, мелодрама, историч. драматургия (неистовые страсти, подвиги, предательства, убийства, тайны, измены, отравления), но всегда добро побеждало зло. Т. гармонизировал жизнь, но одновр. был отчужден от реальной действительности и потому был утопичен, создавая иллюзию правды (сказка про жизнь, деформированные характеры, утрированные чувства и т.д.). Популярны пьесы Кукольника и Полевого. Характеристика Романтизма. Разрушает нормативное мышление (классицизм) → новое отношение к жизни → свобода → вседозволенность. Зап. Европа кон. 18в. Идеалистическая филос в основе. Братья Шлегели, Ф. Шеллинг, Новалис. Оказала влияние фр. револ. В России зарож. в нач. 19в. Краткий период сущест-я в сфере театра. Драматург Озеров. Актер Яковлев (трагик). Сила свободы ведет к хаосу, вседозволенности (к «сверхчеловеку»). Романтический герой – бесперспективность расколотого сознания, безысходность эгоистического бунта, пессимизм.
Принципы романтической эстетики: 1. Принцип свободы – Пушкин – поэзия выше нравственности или совсем иное дело. Поэзия порывает с догматическим стилем, в кот. искус. должно давать опр. урок. Нет морализаторства. Искусство рассмат. как самовыражение худож., предназначено для наслаждения. Мочалов яркий пример романтического жизнетворчества – в жизни совершает те поступки, которые могли бы прожить герои. Мир отражается не в реализме, а в символах, в мистических явлениях и т.д. 2. Свойства расколотого романт. мышления: «фрагментальный мир», интуиция, алогизм, деструкция, крайний субъективизм, рождает «потусторонний» мир духов, двойников, кошмаров, видений. 3. Романтики воспринимают мир в движении. Постоянный непрерывный процесс. Они погружаются в эпохи. Наслоения стилей и направлений друг на друга, их взаимопроникновение (античность, Возрождение, средневековье, классицизм, барокко). Расширяют контекст. Дом – вся вселенная (народность и национ. искусство – фольклор, традиции, обычаи, народ. язык). 4. Прием игры, подмены, перевертыши. 5. Не существует идеи разумного мироустройства. Миром правит хаос. 6. Не существует гармонии, а с другой стороны тоска по идеалу и в этом конфликт. 7. Все строится на дуализме (двуемирие). Бог и дьявол, добро и зло, дух и материя, свет и тьма, реальность и иллюзия, жизнь и смерть. Они одновременно идеалисты и богоборцы. Полярный конфликт. Все борется. Человек это воплощение добра и зла, воли и бессилия, страсти и рефлексии. 8. Гл. субъект– герой, личность, кот. нах. в конфликте с миром и с собой. Бежит от трагической реальности в мир иллюзий (от надежд к разбитым мечтам). Как правило два героя – один изгой, странный, лишний чел., кончает сумасшествием, бегством, смертью. Второй тип – сверхчеловек – встает над обществом, миром, наруш. морал. нормы, и кончает трагически (от скуки, разочарования, обреченности к ненависти и преступлению). (все персон. Мочалова – Арбенин). 9. Искусство романтизма – элитарно. Для определенного круга. Призирают толпу и чернь.
Мочалов. (1800-1848) 30 л. на сцене. 1817 дебют в Москве. Наследник Петербургской шк. Яковлева, утверждает один из осн. законов рус. акт. школы – сценическое переживание. «Актер нутра», актер страсти и страдания, переживания, актер-лирик, стихийно, интуитивно постигающий роль проникал в истину. Колоссальный представитель романтизма на сцене и в жизни. Не ровен его актерский путь и не знал он гармонии в жизни. Переходя в мир воображаемого лица, играл все-таки свою душу – т.е. романтическое веяние эпохи.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.107.81 (0.023 с.) |