![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Какие понятия характеризуют средневековое философское миросозерцание?
а) Политеизм; е) эрос; б) монотеизм; ж) агапе; в) креационизм; з) провиденциализм; г) еpisteme; и) теоцентризм; д) сredo; к) космоцентризм. 2. Афоризм «Верую, ибо абсурдно» приписывается: а) Оригену; б) Татиану; в) Тертуллиану. 3. В книге Аврелия Августина «О граде божием» изложена: а) христианская теория знания; б) христианская философия истории; в) христианское учение о природе. 4. В трудах Дионисия Ареопагита обосновывается: а) катафатическая теология; б) апофатическая теология; в) роль науки в познании Бога. 5. В качестве философского фундамента схоластика избрала: а) учение Аристотеля; б) учение Эпикура; в) учение Платона и неоплатоников. 6. Схоластика возникла с целью: а) разработать Символ веры; б) исправить труды «отцов церкви»; в) логически обосновать и сделать доступной христианскую догматику. 7. Утверждение «Познаю то, во что верую» принадлежит: а) Фоме Аквинскому; б) Пьеру Абеляру; в) Иоанну Скоту Эриугена. 8. Фома Аквинский утверждал: а) «Знание логики делает нас в равной степени христианами и истинными философами»; б) «Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости… ибо мудрость у Бога, и человеку доступна быть не может»; в) «Теология может взять нечто от философских дисциплин… ради большей доходчивости преподаваемых ею положений». 9. Главный труд Фомы Аквинского называется: а) «Сумма теологии»; б) «Теологическая метафизика»; в) «Теология Аристотеля». 10. Естественнонаучное направление в западноевропейской схоластике разрабатывали: а) Альберт Великий; в) Бернар Клервоский; б) Франциск Ассизский; г) Роджер Бэкон. 11. Назовите представителей реализма: а) Иоанн Скот Эриугена; г) Росцелин; б) Ансельм Кентерберийский; в) Пьер Абеляр; д) Уильям Оккам; е) Дунс Скот. 12. Назовите представителей номинализма: а) Иоанн Скот Эриугена; г) Росцелин; б) Ансельм Кентерберийский; д) Уильям Оккам; в) Пьер Абеляр; е) Дунс Скот. Учение какого античного философа было наиболее популярно у мыслителей эпохи Возрождения? а) Аристотеля; б) Демокрита; в) Платона. 14. В Эпоху Возрождения крайне популярными становятся труды: а) Гермеса Трисмегиста, Орфея, Зороастра; б) Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия; в) Ксенофана, Эмпедокла, Парменида. 15. Гуманисты подвергали критике:
а) труды «отцов церкви»; б) учение томизма; в) христианское вероучение в целом. 16. Гуманисты утверждали следующее: а) «Бытие Божие может быть доказано пятью путями»; б) «Верь, чтобы разуметь»; в) «Чудо великое есть человек». 17. Никколо Макиавелли утверждал: а) «В основе человеческой деятельности лежит «интерес»»; б) «Я мыслю, значит я существую»; в) «Человек – величайшее чудо». 18. Мишень де Монтень утверждал: а) «Лучше быть смелым, чем осторожным»; б) «Чем как не магией занимался тот, кто первый поклонился Христу?»; в) «Жизнь – вот мое занятие и мое искусство». 19. Гуманистический идеал человеческого общества описал: а) Никколо Макиавелли; б) Мишень де Монтень; в) Томас Мор. 20. Марсилио Фичино разработал: а) концепцию «всеобщей религии»; б) идею «глупости», правящей миром; в) идею «нового государя». Раздел 4. Философия Нового времени Планы семинарских занятий Тема. Эмпирико-индуктивная философия Ф. Бэкона
1. Классификация наук и предмет философии в учении Ф. Бэкона. 2. Учение Ф. Бэкона об «идолах» познания. 3. Обоснование Ф. Бэконом методологии эмпиризма. 4. Особенности материализма Ф. Бэкона. Учение о «природах» и «формах». Тексты Бэкон, Ф. О достоинстве и приумножении наук / Ф. Бэкон // Соч.: в 2 т. М., 1978. Т. 1. С.149-232. Бэкон, Ф. Новый органон / Ф. Бэкон // Соч.: в 2 т. М., 1978. Т. 2. С. 7–80. Литература Антология мировой философии: в 4 т. М., 1970. Т. 2. С. 192–223. Асмус, В. Ф. Фрэнсис Бэкон / В. Ф. Асмус // Избр. филос. тр: в 2 т. М., 1969. Т. 1. История диалектики XIV–XVIII веков. М., 1974. Кирсанов, В. С. Научная революция ХVII века / В. С. Кирсанов. М., 1987. Лазарев, В. В. Становление философского сознания Нового времени / В. В. Лазарев. М., 1987. Румянцева, Т. Г. Ф. Бэкон «Новый органон, или истинные истолкования для исследования природы» / Т. Г. Румянцева // История философии: энциклопедия. Минск, 2002. Субботин, А. Л. Фрэнсис Бэкон / А. Л. Субботин. М., 1974. Тема. Рационалистическая философия Р. Декарта
Занятие 1 1. Предмет философии и картезианская концепция науки. 2. Учение о методе Р. Декарта как радикальная реформа философии. 3. Радикальное сомнение и принцип «сogito».
Тексты Декарт, Р. Рассуждение о методе / Р. Декарт // Соч.: в 2 т. М., 1989. Т. 1. Литература Асмус, В. Ф. Декарт / В. Ф. Асмус. М., 1956. Гайденко, П. П. Эволюция понятия науки (XVII–ХVIII вв.) / П. П. Гайденко. М., 1987. С.139-201. Гарнцев, М. А. Проблема самосознания в западноевропейской философии: (От Аристотеля до Декарта) / М. А. Ганцев. М., 1987. Гуссерль, Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль // От Я к Другому: сб. переводов. Минск, 1997. Катасонов, В. Н. Аналитическая геометрия Декарта и проблемы философии техники / В. Н. Катасонов // Вопр. философии. 1989. № 12. Койре, А. Ньютон и Декарт / А. Койре // Очерки истории философской мысли. М., 1985. С. 204-267. Локк, Д. Исследования отца Мальбранша о видении всех вещей в боге / Д. Локк // Соч.: в 3 т. - М., 1985. Т. 2. Ляткер, Я. А. Декарт / Я. А. Ляткер. М., 1975. Майданский, А. Д. Реформа логики в работах Р. Декарта и Б. Спинозы / А. Д. Майданский // Вопр. философии. 1996. № 10. Матвиевская, Г. П. Рене Декарт / Г. П. Матвиевская. М., 1976. Молчанов, В. И. Cogito. Синтез. Субъективизм / В. И. Молчанов // Вопр. философии. 1996. № 10. Тузова, Т. М. Р. Декарт. «Рассуждение о методе» / Т. М. Тузова // История философии: энциклопедия. Минск, 2002.
Занятие 2 1. Проблема Бога и доказательства его бытия. 2. Теория врожденных идей и проблема заблуждения. 3. Физика телесной субстанции. 4. Картезианство XVII века. Окказионализм Н. Мальбранша. Тексты Декарт, Р. Размышления о первой философии / Р. Декарт // Соч.: в 2 т. М., 1994. Т. 2. Литература Асмус, В. Ф. Декарт / В. Ф. Асмус. - М., 1956. Гайденко, П. П. Эволюция понятия науки (XVII–ХVIII вв.) / П. П. Гайденко. М., 1987. С.139-201. Гуссерль, Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль // От Я к Другому: сб. переводов. Минск, 1997. Катасонов, В. Н. Аналитическая геометрия Декарта и проблемы философии техники / В. Н. Катасонов // Вопр. философии. 1989. № 12. Локк, Д. Исследования отца Мальбранша о видении всех вещей в боге / Д. Локк // Соч.: в 3 т. М., 1985. Т. 2. Ляткер, Я. А. Декарт / Я. А. Ляткер. М., 1975. Тузова, Т. М. Р. Декарт. «Метафизические размышления» / Т. М. Тузова // История философии: энциклопедия. Минск, 2002. Хайдеггер, М. Время картины мира / М. Хайдеггер // Время и бытие. М., 1993. Хесле, В. Гении нового времени / В. Хесле. М., 1992.
Тема. Философия человека и Бога Б. Паскаля
1. Б. Паскаль как теоретик и практик науки. 2. Учение Паскаля о Боге и человеке. Положение человека в мире. 3. Учение Паскаля о бесконечности. Тексты Паскаль, Б. Мысли / Б. Паскаль. М., 1994. Литература Стрельцова, Г. Я. Паскаль и европейская культура / Г. Я. Стрельцова. М., 1994. Стрельцова, Г. Я. Паскаль / Г. Я. Стрельцова. М., 1979. Тарасов, Б. Н. Паскаль / Б. Н. Тарасов. М., 1982. Французский мудрец Паскаль, его жизнь и труды. М., 1991. Тема. Философия номинализма Т. Гоббса
1. Предмет философии в учении Т. Гоббса. 2. Концепция человека: спор Гоббса и Декарта. 3. Учение о познании и языке. Типология знаков. 4. Политическая философия Т. Гоббса. Тексты Гоббс, Т. Основ философии / Т. Гоббс // Соч.: в 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 73-137. Гоббс, Т. Человеческая природа / Т. Гоббс // Соч.: в 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 507-573. Гоббс, Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс // Соч.: в 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 9-287. Литература Грицанов, А. А. Т. Гоббс. «Левиафан» / А. А. Грицанов // История философии: энциклопедия. Минск, 2002.
Мееровский, Б. М. Гоббс / Б. М. Мееровский. М.,1975. Тема. Сенсуализм и социально-политический либерализм Д. Локка
1. Критика Д. Локком теории врожденных идей. 2. Понятие «опыта» в учении Д. Локка. Внутренний и внешний опыт. 3. Теория первичных и вторичных качеств Д. Локка. 4. Учение об истине и видах знания. 5. Социально-философские и политические идеи Д. Локка. Тексты Локк, Д. Опыт о человеческом разумении / Д. Локк // Соч.: в 3 т. М., 1985. Т. 1. С. 91-215; Т. 2. С. 3-57. Локк, Д. Два трактата о правлении / Д. Локк // Соч.: в 3 т. М., 1988. Т. 3. С. 262-407. Литература Заиченко, Г. А. Джон Локк / Г. А. Заиченко. М., 1988. Бруно, Бэкон, Локк, Лейбниц, Монтескье. Биографические повествования. Челябинск, 1996. Тема. Пантеистическая натурфилософия Б. Спинозы
1. Пантеистическая натурфилософия Б. Спинозы. 2. Учение о причинности и критика телеологизма. 3. Методология Б. Спинозы и особенности его рационализма. 4. Этико-социальная доктрина Б. Спинозы. Учение о свободе. Тексты Спиноза, Б. Трактат об усовершенствовании разума / Б. Спиноза // Избр. произвед.: в 2 т. М., 1957. Т. 1. Спиноза, Б. Этика / Б. Спиноза // Избр. произвед.: в 2 т. М., 1957. Т. 1. Литература Асмус, В. Ф. Диалектика необходимости и свободы / В. Ф. Асмус // Избр. филос. тр. - М., 1971. Беленький, М. С. Спиноза о религии, Боге и Библии / М. С. Беленький. М., 1977. Майданский, А. Д. Реформа логики в работах Р. Декарта и Б. Спинозы / А. Д. Майданский // Вопр. философии. 1996. № 10. Майданский, А. Д. Категория существования в «этике» Спинозы / А. Д. Майданский // Вопр. философии. 2001. № 1. Майданский, А. Д. Понятие мышления у Ильенкова и Спинозы / А. Д. Майданский // Вопр. философии. 2002. № 7. Соколов, В. В. Спиноза / В. В. Соколов. М., 1973. Сенека, Декарт, Спиноза, Кант, Гегель. Биографические повествования. - Челябинск, 1996. Тема. Метафизика плюрализма Г. Лейбница
1. Метафизика как учение о субстанции и Боге. Монадология Г. Лейбница. 2. Концепция предустановленной гармонии. 3. Методология и теория познания Г. Лейбница. Критика сенсуализма Д. Локка. 4. Теодицея и проблема свободы в философии Г. Лейбница. Тексты Лейбниц, Г. Монадология / Г. Лейбниц // Соч.: в 4 т. М., 1982. Т. 1. Лейбниц, Г. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии / Г. Лейбниц // Соч.: в 4 т. М., 1983. Т. 2. С.70-108, 363-545. Лейбниц, Г. Оправдание бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями / Г. Лейбниц // Соч.: в 4 т. М., 1989. Т. 4.
Литература Делез, Ж. Складка. Лейбниц и барокко / Ж. Делез. М., 2000. Майоров, Г. Г. Теоретическая философия Г. Лейбница / Г. Г. Майоров. М., 1973. Можейко, М. А. Монада / М. А. Можейко // История философии: энциклопедия. Минск, 2002. Нарский, И. С. Лейбниц / И. С. Нарский. М., 1972. Погребысский, И. Б. Лейбниц / И. Б. Погребысский. М., 1971. Тема. Субъективно-идеалистическая философия Д. Беркли
1. Субъективно-идеалистическая переработка Д. Беркли идей Д. Локка. Критика понятия материи. 2. Онтология и проблема существования в учении Д. Беркли. 3. Теория репрезентативных представлений и проблема критериев истины. 4. Проблема причинности и естествознание в философии Д. Беркли. Тексты Беркли, Д. Трактат о принципах человеческого знания, в котором исследованы главные причины заблуждений и затруднений в науках, а также основания скептицизма, атеизма и безверия / Д. Беркли // Соч.: М., 1978. Беркли, Д. Три разговора между Гиласом и Филонусом / Д. Беркли // Соч. М., 1978. Литература Быховский, Б. Э. Джордж Беркли / Б. Э. Быховский. М., 1970. Мельвиль, Ю. К. Аргумент доктора Джонсона. С. Джонсон как критик Беркли / Ю. К. Мельвиль, С. А. Сушко // Вопр. философии. 1981. № 3. Юров, С. В. Джорж Беркли и проблема солипсизма / С. В. Юров // Вопр. философии. 1997. № 6. Тема. Феноменализм и скептицизм Д. Юма
1. Анализ структуры опыта в философии Д. Юма. 2. Роль принципа ассоциации в учении Д. Юма. Виды ассоциаций. 3. Учение о причинности. Роль привычки в познании. Скептицизм Д. Юма. 4. Критика Д. Юмом материальной и духовной субстанций. 5. Социально-философские и этические идеи Д. Юма. Тексты Юм, Д. Трактат о человеческой природе / Д. Юм // Соч.: в 2 т. М., 1965. Т. 1. Юм, Д. Сокращенное изложение «Трактата о человеческой природе» / Д. Юм // Соч.: в 2 т. М., 1965. Т. 1. Литература Абрамов, М. А. Юм и Кант / М. А. Абрамов // Философия Канта. Современные исследования и дискуссии. М., 1983. Васильев, С. Теоретическая философия Д. Юма / С. Васильев. М., 1925. Нарский, И. С. Давид Юм / И. С. Нарский. М., 1973. Шпилевская, И. В. Спор о скептицизме: Д. Юм и философы «школы здравого смысла» / И. В. Шпилевская // Вопр. философии. 2001. № 4. Тема. Философия эпохи Просвещения:
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 963; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.185 (0.062 с.) |