![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации
И промышленный переворот 1. Мир в XVIII – XIX столетиях. 2. Россия во времена преобразований Петра I и Екатерины II: общее и особенное. 3. Эпоха Великих реформ в истории России: Александр I, Александр II. Вопросы для самостоятельной работы: 1. Промышленный переворот в Европе: основные этапы и события. 2. Как развивались социальные отношения в европейских государствах в XVIII веке? 3. В чем проявлялась политика просвещенного абсолютизма в Европе? 4. Почему многие историки считают петровские преобразования «центральным пунктом нашей истории» (В.О. Ключевский). 5. Охарактеризуйте цели и методы петровских преобразований. 6. Раскройте сущность реформ Петра I в области государственной власти. 7. Определите социальную сущность политики Петра I. 8. Какие цели и задачи стояли перед Петром I в области вешней политики? 9. Выявите особенности социально-экономического развития России во второй половине XVIII – первой половине XIX вв. 10. Охарактеризуйте внутреннюю политику Екатерины II. 11. Почему ни одна крестьянская война XVII – XVIII вв. в России не окончилась победой революции? 12. Наполеоновские войны: взгляд из России и Западной Европы. 13. В чем особенность внутренней политики Александра I? 14. Почему крепостное право являлось тормозом прогресса в России? 15. В чем заключалась прогрессивная роль реформ 60-х – 70-х гг. XIX в. в России? 16. Выделите особенности развития капитализма в России после отмены крепостного права. 17. Как изменился социальный состав российского общества после реформы 1861 г.? 18. Культурные традиции Нового времени: был ли у России свой путь в европейском духовном развитии? Литература. Основная литература: Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008. Россия в мировой истории: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. (под ред. проф. В.С. Порохни). М., 2003. Семин В.П. Отечественная история. Учебно-методический комплекс. М., 2009. Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008. Дополнительная литература: Андреев А.Н. Конфессиональное влияние французской эмиграции на русское дворянство в конце XVIII – начале XIX вв. // Российская история. 2010. № 2. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV – XVIII вв.: В 3-х т. М., 1986 – 1992.
Дэвис Н. История Европы. М., 2004. Барг М.А., Черняк Е.Б. Великие социальные революции XVII – XVIII вв. в структуре переходной эпохи от феодализма к капитализму. М.,1990. Европейский либерализм в Новое время: теория и практика. М., 1995. Европейские революции 1848 г. «Принцип национальности в политике и идеологии». М., 2001. Закаурцева Т.А., Чудинов А.В., Золотухин М.Ю. Новая история стран Европы и Америки ХVI – ХIХ вв. В 3 ч.: Учебник для вузов. М., 2007 – 2008. Из истории буржуазных революций нового времени. М., 1985. История дипломатии. М, 2006. Кондаурова Т.Н. Военное наследие в Европе и России XVIII – XIX в. // Новая и новейшая история. 2010. № 5. Кудрина Ю.В. Александр III и развитие исторических знаний в России // Новая и новейшая история. 2008. № 6. Лабутина Т.Л. Допетровская Россия глазами британцев // Вопросы истории. 2009. № 5. Миньяр-Белоручев К. Власть пространства и власть над пространством: территориальный рост США и России в XIX веке // Власть. 2010. № 5. Новая история стран Европы и Америки. ХVI – ХIХ века. Учебник для вузов / Под ред. А.М. Родригеса, М.В.Пономарёва. Ч. 1 – 3. М.: Владос, 2005 –2008. Маныкин А.С. Новая и новейшая история стран Западной Европы и Америки. М., 2008. Орлик И.И. Венгерская революция 1848-1849 гг. и Россия // Новая и новейшая история. 2008. № 2. Пискунова Е. Политика Наполеона в отношении французских эмигрантов // Власть. 2009. № 11. Пчелов Е.В. Династия Романовых: генеалогия и антропонимика // Вопросы истории. 2009. № 6. Черкасов П.М. политические реформы Александра II в донесения и очерках посольства Франции в Санкт-Петербурге // Новая и новейшая история. 2010. № 3. Шамхолов М. Значение земской реформы в формировании идеи местного самоуправления // Власть. 2010. № 6. Шестопалов А.П. Верховная власть и российское общество в 60 – 80-е гг. XIX в. // Вопросы истории. 2008. № 5. Эриксон П. (Швеция) Шведские историки о Карле XII и Великой Северной войне // Новая и новейшая история. № 4. Методические рекомендации. При изучении первого вопроса надлежит рассмотреть роль XVIII века в европейской и мировой истории. Студент должен разбираться в проблеме перехода в «царство разума» и выявлять новые взаимосвязи и различия между Россией и Европой. Изменения в международном положении империи. Уделить внимание новейшим исследованиям истории Российского государства в XVIII – XIX вв.
Студент должен разбираться в вопросах, касающихся развития системы международных отношений; формирования колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства; роли международной торговли. Проанализировать источники первоначального накопления капитала; роль городов и цеховых структур; а также развитие мануфактурного производства. Особое внимание уделить вопросу о промышленном перевороте в Европе и России: выявить общее и особенное. Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в.; европейское Просвещение и рационализм – данные вопросы должны быть проанализированы студентом. Влияние идей Просвещения на мировое развитие. Европейские революции XVIII – XIX вв. Французская революция и её влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы. Наполеоновские войны и Священный союз как система общеевропейского порядка. Формирование европейских наций. Воссоединение Италии и Германии. Война за независимость североамериканских колоний. Декларация независимости и Декларация прав человека и гражданина. Гражданская война в США. Европейский колониализм и общества Востока, Африки, Америки в XIX в. Для усвоения второго вопроса необходимо выявить новые явления социально-экономической жизни России 2-ой пол. XVII в., тенденцию к укреплению основ государственного феодализма и усилению крепостнического гнёта. Выяснить, каковы были предпосылки и характер преобразований Петра I, содержание петровских реформ, основные направления «европеизации» страны, роль государства в их осуществлении. Оценить эволюцию социальной структуры общества и историческое значение реформ Петра I. Скачок в развитии тяжелой и легкой промышленности. Создание Балтийского флота и регулярной армии. Церковная реформа. Провозглашение России империей. Упрочение международного авторитета страны. Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии. Также необходимо выяснить сущность понятий «век Просвещения», «просвещенный абсолютизм»; проанализировать основные направления и своеобразие политики «просвещенного абсолютизма», проводившейся Екатериной II, истоки и сущность дуализма внутренней политики; охарактеризовать экономику России второй половины XVIII в., новый юридический статус дворянства, основные признаки феодально-крепостнического хозяйства, раскрыть истоки обострения классовой борьбы, нарастания крестьянских восстаний против экономического и политического гнёта, разделы Польши, присоединение Крыма и ряда других территорий на юге. Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения». При подготовке к семинару по третьему вопросу необходимо рассмотреть причины дальнейшего разложения феодально-крепостнической системы, нарастания отставания России от стран Европы. Показать вызревание новых капиталистических отношений в стране в первой половине XIX в. Охарактеризовать главные направления реализации внутренней политики Александра I и его правительства: реорганизацию государственного управления, преобразования в социальной сфере, формирование системы образования, разработку проектов конституции; оценить деятельность М.М. Сперанского, Н.Н. Новосильцева, А.А. Аракчеева, вскрыть причины свёртывания реформ. Изучить предпосылки декабристского движения, результаты деятельности декабристских обществ, дать характеристику их политических программ. Необходимо, далее, выяснить и усвоить главное в содержании внешней политики России в первой половине XIX в., проследить рост влияния России на Кавказе и в Закавказье. Рассматривая западное направление внешней политики, акцентировать внимание на причинах и характере Отечественной войны 1812 г., осветить ход военных действий, итоги и значение Отечественной войны. Значение победы России в войне против Наполеона и освободительного похода России в Европу для укрепления международных позиций России. Проанализировать влияние Венского конгресса и его решений на судьбы Европы XIX в.
Затем студенту следует показать место Николая I в отечественной истории, его роль в борьбе с распространением революционных идей в стране, раскрыть деятельность правительства по укреплению устоев самодержавия, переустройству системы государственного управления, выявить цели экономической политики государства и причины технологической отсталости России. Студенту следует уделить должное внимание развитию общественной мысли во второй четверти XIX в., выявить предпосылки формирования охранительного, либерального и революционно-социалистического направлений в общественной жизни, оценить деятельность западников и славянофилов в либеральном общественном движении, а также П.Я. Чаадаева, А.И. Герцена, Н.П. Огарёва, В.Г. Белинского и др. В данной теме необходимо изучить ведущие тенденции в развитии западноевропейской цивилизации во второй половине XIX в. Проведя сравнительный анализ социально-экономического и политического развития европейских государств и Российской империи, выделить факторы, которые обуславливали отставание России, выявить предпосылки ликвидации крепостного права и проведения либеральных реформ. Особое внимание следует обратить на подготовку и проведение крестьянской реформы. Раскрыть содержание и буржуазный характер преобразований 60 – 70-х гг.: финансовой, реформы образования, земской, городской, судебной, военной реформ; раскрыть причины незавершенности буржуазных реформ. Показать причинную обусловленность контрреформ 80 – 90-х гг., их сущность и результаты. Оценить итоги и последствия преобразований второй половины XIX в.
Следует также выяснить, в чём заключалась специфика развития капитализма в России в пореформенные годы. Для этого надо рассмотреть динамику развития финансовой системы страны и отраслей промышленности, проследить появление новых черт в сельскохозяйственном производстве. В заключении сделать сравнение основных показателей экономического развития страны в начале и в конце пореформенного периода. При изучении данной темы следует выяснить и проанализировать предпосылки возникновения общественных движений в России, какие изменения в общественном сознании произошли в стране в связи с её капиталистической модернизацией. Необходимо уяснить, какие классы стали основой для возникновения консервативного, либерального и революционного общественно-политических лагерей. Рассмотреть основные теоретические предпосылки консерватизма, либерализма и революционной идеологии, сделать вывод о реальных возможностях воплощения их на практике. Следует обратить внимание, что преобразования 1860 – 1880 гг. в исторической литературе уже в прошлом веке получили название «эпохи великих реформ». Важно уяснить, что в период царствования Александра II в России проводились преобразования, представлявшие собой одну из наиболее последовательных попыток модернизировать весь уклад жизни Российской империи. Они охватили три основные сферы: социально-экономическую (освобождение крестьян и решение аграрного вопроса); политическую (введение местного самоуправления, реформирование суда и армии); культурно-образовательную (реформы школ, университетов и цензуры). Необходимо оценить их в целом, отметив, что в результате данных реформ в России был начат масштабный переход к индустриальному (капиталистическому) обществу того же в целом типа, который существовал в передовых странах Западной Европы. Русская культура в XIX в. Система просвещения. Наука и техника. Печать. Литература и искусство. Быт города и деревни. Общие достижения и противоречия.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.252.156 (0.012 с.) |