![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Группы факторов, обусловливающих деятельность СМИ⇐ ПредыдущаяСтр 34 из 34
Глава 15 15.1 СВОБОДА - ЭТО ПРАВО ЧЕЛОВЕКА:
15.2 Социологический анализ свободы и контроля СМИ стран мира
Глава 16 16.1 Способы воздействия на удиторию
Двухступенчатый поток информации (П. Лазерсфельд, Г. Годе – 1940 г.)
Критерии отбора информации:
1. Актуальность: ü временный и территориальный параметр; ü текущие события с развитием. 2. Ориентация на социальную и личностную мотивированность аудитории: ü жанр корреспонденции или передачи; ü функциональная направленность информации. Эффективные способы установления контакта с аудиторией обращение к известным именам, авторитетам, популярным личностям; применение экзотических терминов; прием нарушения ожидания партнера; прием ввода ложного персонажа; прием прямого обращения к аудитории; обращение к текущим общественным событиям, к фактам социальной значимости. 16.2 Сферы коммуникативной деятельности экспериментально-прикладного аспекта Массовая коммуникация и сфера общественных связей и отношений
Массовая коммуникация и реклама Структура рекламной деятельности: • рекламодатель; • рекламное агентство; • СМК и аудитория. Задачи рекламы: • получить информацию о клиенте; • знать аудиторию;
• оценивать возможности каналов • СМК; • готовить текст рекламы Массовая коммуникация и речевая деятельность Проблемы: 1) видоизменения в речевой деятельности обусловлены объективными причинами, которые заложены в природе языка; 2) общая тенденция в видоизменении речевых норм проявляется в смешении функциональных стилей; 3) воздействие на фонетику идет через СМК Прикладные задачи социологии коммуникации • решение задач, связанных с преодолением социокультурных барьеров; • разработка систем коммуникации в технологическом плане; • расширение и совершенствование функциональных возможностей коммуникации Библиографический список Авдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М.: Владос, 1994. Алексеев А.Н., Дудненко B.C. Контент-анализ как специфический способ «прочтения» текстов// Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). – М., 1976. Аутвейт У. Реализм и социальная наука. Вып. 1. – М.: Социо-Логос, 1991. Афанасьев В.Г. Социальная информация. – М.: Наука, 1994. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. – М.: Политиздат, 1975. Бабосов Е.М: Социология управления. – Минск: Тетра Системе, 2000. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. (Высказывание как единица речевого общения). – М., 1979. Безменова Н.А., Герасимова В. И. Некоторые проблемы теории речевых актов// Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики. – М., 1989. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М., 1979. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Пер. с англ. – Л.: Лениздат, 1992. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? – М., 1990. Богомолова Н.Н., Мельникова О. Т. Отношение аудитории к коммуникатору как фактор эффективности коммуникативного воздействия// Оптимизация речевого воздействия. – М., 1990. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. – М.: Наука, 1986. Бурдье П. Социология политики. – М.: Социо-Логос, 1993. Бхаскар Р. Общество. Вып 1. – М.: Социо-Логос, 1991. Войскунский А. Е. Коммуникативный контакт и средства его установления// Оптимизация речевого воздействия. – М., 1990. Выготский Л. С. Избранные психологические произведения. – М., 1956.
Выготский Л. С. Развитие высшей психической функции. – М., 1960. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.,1980. Громов Л., Четыркш Е. Формирование индустриально-информационного комплекса в капиталистических странах// Мировая экономика и международные отношения. – 1985. № 6. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л.: Гидрометио-издат, 1990, 1998. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989; Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. – М., 1984. Жилкин Н.И. Исследование речевого мышления в психолингвистике. – М., 1985. Закон РФ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации». От 1 декабря 1995 года, № 191-ФЗ. Закон РФ «О средствах массовой информации». От 27 декабря 1991 года, № 2124-1. Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации». От 25 января 1995 года. Закон РФ «Об участии в международном информационном обмене». От 4 июля 1996 года, № 85-ФЗ. Закон РФ «О государственной тайне». От 21 июля 1993 года. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах, связанных с производством и тиражированием программной продукции». От 19 июля 1995 года. Законы и практика СМИ в Европе, Америке и Австралии. – М.: Галерея, 1999. Т. 9. Законы и практика СМИ в странах СНГ и Балтии. – М.: Галерея. 1999. Т. 10. Землянова Л.М. Современная американская коммуникавистика. – М.: Изд-во МГУ, 1995. Зимняя И.А. Психологическая характеристика понимания речевого сообщения// Оптимизация речевого воздействия. – М., 1990. Зинченко Г.А. Джон Локк. – М.: Мысль, 1988. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – М.: Изд-во МГУ, 1993. Исаев М.И. Язык эсперанто. – М., 1981. Карасик В.И. Статус лица в значении слова. – Волгоград, 1989. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М., 1987. Кин Дж. Средства массовой информации и демократия. – М.: Памятники исторической мысли, 1994. Колшанский Г. В. Паралингвистика. – М., 1974. Колшанский Г.В. Контекстная семантика. – М., 1980. Колшанский Г.В. Текст как единица коммуникации. – М.: Изд-во МГУ, 1978. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. (Предварительный эскиз). Вып. 1. – М.: Социо-Ло-гос, 1991. Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учебник. – М.: Международный университет бизнеса и управления «Братья Ка-рич», 1997; Корбут А.В., Сазонов В.В., Тарасов Е.Ф. Использование контент-анализа для исследования массовых коммуникаций//Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. – М., 1974. Коробейников В. С. Редакция и аудитория: Социологический анализ. – М., 1983. Костельс М, Информационная эпоха/ Под ред. О.И. Шкаратана. - М.: ВШЭ, 2000. Костин А.В. Альбом схем по теории социальной информации и коммуникации. – М.: ВУ, 1995. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи (Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа). – М.: Педагогика-Пресс, 1994. Котов Р.Г. Современная научно-техническая революция и ее влияние на развитие языка//Онтология языка как общественного явления. – М., 1983. Красильников Е.В. Жест и структура высказывания в разговорной речи//Русская разговорная речь/ Под ред. Е. А. Земской. -М., 1983. Краткий словарь по социологии /Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. – М.: Политиздат, 1989. Кретов Б.И. СМК – элемент политической системы общества // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1.
Крысин Л. П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях (постановка вопроса) // Язык и личность/ Отв. редактор Д.Н. Шмелёв. – М., 1989. Кузнецов С.Н. Теоретические основы интерлингвистики. – М, 1987. Кузьмин В.П. Системный подход в современном научном познании //Вопросы философии. 1980. № 1. Кули Ч.Х. Социальная самость//Американская социологическая мысль: Пер. с англ./ Ред. В.И. Добреньков. – М.: Изд-во МГУ, 1994. Куликовский Л. Ф., Мотов В.В. Теоретические основы информационных процессов. – М., 1987. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. – М., 1974. Леонтьев А.А. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации. Общение и речевое общение. Психолингвистическая модель речевого воздействия// Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. – М., 1974. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, и эмоции. – М.: Изд-во МГУ, 1971. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1965. Лефевр В.А. От психофизики к моделированию духа // Вопросы философии, 1990. № 7. Лигская А.В. Индустрия переработки информации в 80-е годы // США: экономика, политика, идеология. 1988. № 7. Лосев, А.Ф. Знак. Символ. Миф. – М., 1982. Лысакова И.П. Язык газеты: социолингвистический аспект. – М., 1981. Макаревт В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы. – М.: Изд-во МГУ, 1994. Маррис Ч.У. Основная теория знаков // Семиотика. – М.: Радуга, 1983. Массовая информация и коммуникация в современном мире: Сборник обзоров: В 2 ч. – М.: Академия наук – институт научной информации по общественным наукам; МГУ им. М.В. Ломоносова – факультет журналистики. 1989, 1991. Мелюхин И.С. Информационное общество. М.: РАГС, 1999. Мид Дж. Аз и Я// Избранные психологические произведения. – М., 1983. Т. 1. Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. – М., 1986. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. – М.: Институт социологического образования Российского центра гуманитарного образования и институт социологии РАН, 1999; Наймушин А.Д. Основы организации рекламы. – М.: Внешторгиздат, 1992. Невзлин Л.Б. «Паблик рилейшнз» – кому это нужно? – М.: Экономика, 1993. Общение. Текст. Высказывание. –М., 1989. Павлов И.П. Поли. собр. соч. 2-е изд. Т. III, кн. 2. – М. – Л., 1951. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль: Тексты. – М., 1996.
Плахотный А.Ф. Проблемы социальной ответственности. – Харьков, 1981. Плотинский Ю.М. Визуализация информации. – М.: Изд-во МГУ, 1994. Потапова А.А. Фонетические средства оптимизации речевого действия. – М.: Экономика, 1993. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. – М.: Центр, 1998. Ракитин А.И. Компьютерная революция и информатизация общества// Философские науки. 1988. № 5. Роджерс Э., Агарваля-Роджерс Р. Коммуникация в организациях. – М., 1980. Родионов Б.А. Коммуникация как социальное явление. – Ростов, 1984. Рождественский Ю.В. Проблемы влиятельности и эффективности средств массовой информации// Роль языка в средствах массовой коммуникации. – М., 1986. Рябцееа Н.К. Информационные процессы и машинный перевод: Лингвистический аспект. – М., 1986. Светана С.В. Телевизионная речь. – М., 1976. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. – М.: Знание, 1989. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская Энциклопедия, 1984. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. Современный словарь иностранных слов. – М., 1993. Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. – М., 1985. Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие: методология и теория// Оптимизация речевого воздействия. – М., 1990. Тощенко Ж. Т. Социология: Общий курс: Учебное пособие. – М.: Прометей, 1994. Трескова С. И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации. – М., 1989. Узилевский Г.Я. Взаимодействие естественных и искусственных языков в современных лингвистических процессорах. – М.: АДЦ, 1996. Уфимцева Н.В. Мотивация в речевом воздействии: проблемы и концепции// Оптимизация речевого воздействия/Отв. ред. Р.Г. Котов. – М., 1990. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989. Хараш А.У. Основания социально-психологического подхода к разработке теории массовой коммуникации// Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. – М., 1974. Харченко А.И. Системный анализ явления агрессии человек – человек. – М., Исследовательский центр «HERWY», 1995. Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности. – М., 1991. Швейцер А.Д. Социальная дифференциация языка// Онтология языка как общественного явления. – М., 1983. Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, методы. – М., 1976. Шеркович Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. – М., 1973. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974. Энциклопедический социологический словарь/ Общая редакция академика РАН Остова Г.В. - М.: РАН - ИСПИ, 1995. Эффективность средств массовой информации. – Минск, 1986. Юзвишин И.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. 3-е изд. – М.: Радио и связь, 1996. Язык и массовая коммуникация. – М., 1984. Словарь понятий Аудитория – (от лат. «auditorium» – место для слушания) – устойчивая совокупность людей, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей (вытекающих из их социальной принадлежности), а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей.
Аудитория массовая – совокупность индивидов, получающих одновременно или в разное время определенную информацию, имеющую значимость на данном этапе развития общества. Виды коммуникации – вербальная или словесные знаки – слова, словосочетания, которые образуют вербальные системы; невербальная или бессловесные знаки – жесты, мимика, позы, телодвижения, особенности голоса (высота, громкость, тон), символы (буквенные, цифровые, изобразительные, цветные), которые образуют невербальные системы; синтетическая или соединенные знаки – образы (сценический, кинематографический, изобразительный, музыкальный, литературно-художественный), которые соединяют в себе вербальные и невербальные знаки и образуют синтетические системы в определенных видах искусства; в конкретных ситуациях как вид коммуникации выступают одежда и предметы быта. Высказывание – основная (элементарная) единица коммуникации, его вербализованный (языковый) результат, продукт речевого действия, по отношению к предложению как языковой информационной единице – коррелят, функционирующий в речи. В качестве коммуникативной единицы высказывание характеризуется ситуативностью, социальной обусловленностью, вариативностью, избирательностью, неустойчивостью и «эфемерностью». Глобальные компьютерные сети – сети, которые опоясывают весь земной шар – например, сети крупных промышленных корпораций, имеющих филиалы в разных странах мира. Глобализация – процесс охватывающий весь земной шар, т.е. всемирный, всесторонний, полный, универсальный, всеобщий; объективный процесс, направленный на усиление взаимосвязи и взаимозависимости всех стран и народов, на появление общих проблем, затрагивающих все человечество. Результат мощного развития производительных сил в условиях НТР и достижения таких масштабов общественного производства, когда появляется угроза нарушения баланса между обществом и природой. Глобальность (фр. «global» – всеобщий, лат. «globus» – шар) – видение современного мира в целостности и взаимосвязи всех процессов, затрагивающих интересы и судьбы всего человечества. Изучается глобалистикой, наукой исследующей происхождение, проявления, пути решения глобальных проблем, а также в самом общем виде макросоциоприродные системы и их динамику. Декодирование – этап коммуникации включающий расшифровку принятой информации, т.е. интерпретацию сигнала, его перевод в мысли получателя, используя опыт и имеющиеся знания. Дискурс (лат. «discursus» – рассуждение, фр. «discours» – речь) -разновидность коммуникации, ориентированной на свободное обсуждение и принятие мнений и предложений, необходимых для организации совместных действий людей; фактически «творимый» в речи связный текст, рассматриваемый в событийном плане, и в котором актуализируются не только мгновенно языковые факторы – правила сочетаемости слов и последовательности высказываний, их интонационное оформление, формы переспроса, перебивания партнера, виды реакции на вопрос и т.п., но и неязыковые факторы. В дискурсе актуализируются невербальные средства, правила речевого этикета. Сложная единица коммуникации. Интернет (Internet) – всемирная компьютерная сеть, состоящая из множества локальных сетей. Информация – сообщение, проходящее между передающей и принимающей системами, что ведет к изменению разнообразия состояний последней. Первоначально это понятие связывалось исключительно с коммуникативной деятельностью в обществе без учета наличия информационных процессов в неживой природе. Информация оценочная – компонент смысловой информации, поскольку не может актуализироваться самостоятельно, без опоры на смысл. Информация смысловая – информация, связанная с социальными реалиями и явлениями, которые представляют интерес для общества, социальных групп и индивидов в плане социальных ценностей и проблем. Канал коммуникации – средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю, путь физической передачи сообщения. Каналы разделяются на коммуникативные – устная и письменная речь в вербальной, жесты, мимика, телодвижения, голос и т.д. в невербальной коммуникации; коммуникационные – визуальный, аудитивный, аудитивно-визуальный в массовой коммуникации (газеты, телевидение, компьютер, телефонная связь и т.д.) и односторонние, двусторонние и многосторонние каналы в организационной (управленческой) коммуникации. Классификация коммуникации – систематизация коммуникаций по ряду признаков на множество разновидностей. Например: по направленности – вертикальные и горизонтальные; по виду отправителя – формальные, неформальные, слухи; по средствам передачи – вербальные, невербальные, документированные, с помощью технических средств; по виду получателя – внешние и внутриорганизационные. Кодирование – процесс преобразования смысла идей источника коммуникации в систематический набор символов, на язык, понятный получателю. Коммуникабельность – черта характера личности, заключающаяся в умении общаться с людьми, вступать в контакт. Включает в себя способность быстро без лишних затрат умственной и физической энергии адаптироваться в новых условиях. Коммуникант (реципиент) – тот, кто получает сообщение и определенным образом реагирует на него. Если коммуникатор кодирует информацию и передает сообщение по каналам связи, то коммуникант осуществляет обратный процесс: он получает сообщения и декодирует их, т.е. переводит символы в значения. Коммуникативная / социальная ситуация – совокупность условий, в которые включены субъект и объект социальной деятельности и которые оказывают влияние на эту деятельность. Коммуникативная роль – определенное поведение в определенной ситуации и сопряжена с категорией социального статуса, поэтому для обозначения иногда используется термин «социальная роль». Коммуникативная сфера – социально обусловленная область коммуникативной деятельности человека, имеющая свои функции, определяемые коммуникативными потребностями– необходимостью сообщить или получить некоторую информацию. Коммуникативная установка – воздействие на партнера с той или иной целью: убедить, посеять сомнения, заставить что-то сделать и т.п. Коммуникативные потребности – потребности личности, связанные с информационным обеспечением ее жизненно необходимых подструктур (опыт, знания; направленность и интересы; специфические формы отражения; биологически обусловленные свойства). К ним относятся потребности: ориентировки в окружении; в эмоциональном контакте; в познании окружения; удовлетворения смысла жизни. В массовой коммуникации определяют информационные ожидания аудитории, а отсюда – функции СМК. Коммуникативные системы – системы реализующие различные виды социальной коммуникации в определенной сфере деятельности общества. Основополагающими признаками такой системы являются объектность (наличие объекта, сущностей, элементов), структура (сеть отношений или связей между элементами) и целостность (обеспечивающая составляющая функционирования системы как единства). Различают естественные, искусственные и естественно-искусственные коммуникативные системы. Коммуникативные системы апостериорные (лат. «a posteriori» -из последующего) – системы, которые создаются на базе естественных языков, из которых обычно заимствуются коммуникативные средства и структура. Коммуникативные системы априорные (лат. «a priori» – изначально) – системы, которые создаются как независимые, без опоры на естественный язык. Коммуникативные системы естественные – системы, в которых используются коммуникативные средства естественного языка – слова, словосочетания, жесты, мимика, телодвижения. Они имеют национальную специфику. Такие системы характеризуются многофункциональностью, социальной дифференциацией, высокой степенью вариативности, динамикой развития и представляют различные уровни коммуникации. Коммуникативные системы искусственные – системы, в которых используются сконструированные или заимствованные из разных областей знаний символы, формулы, графы, знаки для обозначения связей и отношений элементов. Искусственные системы ориентированы на задачи общения на международном уровне, поэтому национальная специфика для них не характерна. Такие коммуникативные системы подразделяются на априорные, апостериорные и смешанные. Коммуникативные системы смешанные (естественно-искусственные) – системы, в которых используются элементы естественного языка и искусственно созданные элементы и связи между ними. В смешанном виде довольно четко различаются неспециализированные и специализированные коммуникативные системы. Коммуникативные структуры – социальные структуры общества в части их социально значимых параметров стратификации общества (пол, возраст, род, занятия, образ жизни и другие) связанных с дифференциацией и варьированием нормативных характеристик коммуникации. Коммуникативный акт – поступок или действие направленное на получение или передачу информации в условиях различных видов общения, по различным каналам и с помощью различных средств. Коммуникатор – источник информации, создатель сообщения. В качестве коммуникатора может выступать индивид или группа. Коммуникации в управлении (организации) – общение, передача информации от органа к органу, от человека к человеку в процессе деятельности руководителя (органа) и связана с выполнением следующих процедур и операций: получение, проверка и обработка информации; разработка и реализация решений; контроль и корректирование их выполнения; систематизация и хранение данных по выполненным решениям. Основной способ реализации этой деятельности – коммуникации, которые рассматриваются как процесс и как явление. Как процесс они отражают принципы и закономерности обмена информацией между людьми, как явление – представляют установленные нормы (правила, инструкции, положения) взаимодействие между людьми в рамках организаций, соответствующих организационных форм. Типология коммуникации: между организацией и внешней средой; внутри организации (во внутренней среде) – вертикальные, горизонтальные, межличностные коммуникации, формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Коммуникации вертикальные – между руководством и остальной частью организации; перемещение информации в рамках вертикальной (межуровневой) коммуникации, связывающей все уровни управления организации в единое целое. Коммуникации горизонтальные – между подразделениями, внутри подразделений по уровням деятельности и управления; коммуникации между лицами, подразделениями организации с целью обмена информацией на каждом иерархическом уровне организации. Коммуникационная сеть – система коммуникативных взаимоотношений (коммуникационных процессов) с помощью информационных потоков между группами или индивидами в ходе совместной деятельности. Различают сети: структурные – сеть полной системы (охватывающая всех индивидов в организации), сети групп (подсистем – от 2–5 до 25–30 человек) и личностные коммуникативные сети (между отдельными членами организации); системные – радиальные (открытые), взаимосвязанные (замкнутые) и комбинированные; конфигуративные – «круг» (децентрализованные), «штурвал» (сильно централизованные), «цепь» (слабо централизованные), «игрек» (имеющие ответвление), «тент» (имеющие разветвление), «палатка» (горизонтальные коммуникации верхнего уровня), «дом» (горизонтальные коммуникации на всех уровнях), «паутина» (большое количество беспорядочных коммуникационных связей); ролевые – «сети власти» (для передачи указаний), «сети обмена информацией» (для сообщения о состоянии дел), «сети экспертизы» (для передачи знаний). Коммуникационный стиль – способ, с помощью которого строятся коммуникационные связи и взаимодействие субъектов и объектов информации. Коммуникация (лат. «communicatio» – сообщение, передача и «communicare» – делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать) – средство связи любых объектов материального и духовного мира, процесс общения как передача информации от человека к человеку, передача и обмен информацией в обществе в целях воздействия на него; социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и других). Коммуникация «руководитель – подчиненный» – коммуникация между руководителем и подчиненным непосредственно в ходе совместной деятельности в организации. Коммуникация «руководитель –рабочая группа» – коммуникация руководителя непосредственно с группой или в группе. Коммуникация внутриличностная (интраперсональная) – коммуникация, которая возникает внутри самого индивида, непосредственная коммуникация между индивидом и персональным средством передачи информации (электронными средствами: компьютер – интернет, телевизор, телевизор – телетекст; электропроводными средствами: факс, телетайп; печатной продукцией: газета, журнал, книга, брошюра, буклет). Коммуникация восходящая – коммуникативный поток в группе или организации перемещающийся от более низкого к более высокому уровню. Используется для получения руководителем сообщений, сведений, идущих к нему снизу вверх по служебной лестнице от подчиненных. Коммуникация групповая (внутригрупповая) – охватывает проблемы информационного взаимодействия в малых группах. Количество ее членов может быть от 2–3 до 20–30 человек. К таким группам относят семью, профессиональный коллектив, компанию друзей т.п. Оптимальный объем группы – 10–15 человек. Коммуникация личностная – случайный обмен информацией между людьми при встрече. Коммуникация массовая (лат. «massa» – ком, кусок; лат. «communication – сообщать) – процесс сообщения социальной информации с помощью средств коммуникаций большому количеству пространственно рассредоточенных людей (массовой аудитории). Коммуникация межгрупповая / межорганизационная – коммуникационное взаимодействие, в процессе которого потоки информации циркулируют между двумя или большим количеством социальных групп и организаций в целях координации и осуществления совместной деятельности либо противодействия друг другу. Коммуникация межличностная (интерперсональная) – коммуникация одного человека с другим, в процессе которой они регулируют речевое поведение друг друга для осуществления взаимодействия и воздействия в соответствии с их основной целью и мотивами в условиях совместной деятельности. Коммуникация неофициальная – коммуникация, представляющая собой сложившуюся систему неофициальных коммуникационных связей, возникающих в процессе официальной деятельности. Коммуникация неформальная (социально-психологическая) - сложившаяся система коммуникационных связей межличностного и группового общения. Коммуникация нисходящая – коммуникативный поток, который перемещается от одного уровня в группе или организации к другому, более низкому уровню. Ориентирована на: сообщение руководителем подчиненным целей и задач деятельности; передачу им распоряжений, установок, требований, доведение до них критериев эффективности работы и ее оценки; достижение признания и вознаграждения с целью мотивации эффективности труда. Коммуникация организационная – коммуникация как внутри организации между ее группами, составляющими подразделениями (процесс распространения информации через общедоминирующий центр и межгрупповые связи), так и вне организационная коммуникация (коммуникация с внешней средой). Преимущественно представляет функциональные процессы в больших интегрированных сетях, возникающих в процессе формального и неформального взаимодействия индивидов и групп в организациях. Коммуникация официальная – узаконенная и признанная институциональная система, часть официальных отношений, т.е. отношений от «имени лица (организации)», но которые при этом могут и не быть предусмотрены программой. Коммуникация социальная – коммуникативная деятельность людей, обусловленная целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм общения, принятых в данном обществе. Коммуникация формализованная – коммуникация, в которой произошло закрепление объективных элементов социальной действительности в единых образцах, представляющая собой стандартизацию поведения или стандарты деятельности. Коммуникация формальная – способ организованности, построенный на формализации коммуникативных связей; система правил, регулирующих поведение и деятельность, закрепленных в нормативных документах и отраженных во взаимосвязанных формальных должностных и профессиональных требованиях и предписаниях, стандартах поведения и деятельности, задающих цели, направленность, сферу, границы, правила, способы поведения и деятельности работника организации (подразделения). Контроль (фр. «controle» – проверка) – способ, механизм саморегуляции общественной жизнедеятельности, социальных систем (групп, коллективов, организаций, общества в целом), осуществляющийся посредством нормативного (морального, правового, административного и т.д.) регулирования поведения людей. Культура (лат. «kultura» – возделывание, обработка, воспитание, образование, развитие, почитание) – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура массовая (англ, «mass culture») – термин, обозначающий ту часть культуры общества, которая связана с массовым производством единого механизма социальной ориентации на формирование духовно неразвитой личности; обобщенная характеристика господствующих в обществе стереотипов культуры, распространяемых через СМИ. Мультимедиа – совокупность различных типов информации – текста, речи, музыки, цветных и черно-белых диапозитивов, а также мультипликационных и видиофильмов. Научно-технический прогресс – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, основа социального прогресса. Современный этап НТП выражается в научно-технической революции, резком ускорении прогресса на основе превращения науки в ведущий фактор развития общества. Обратная связь – реакция получателя на сообщения источника. Коммуникатор учитывает информацию о реакции коммуниканта, полученную по каналам обратной связи, и корректирует свою деятельность в соответствии с ней. Общение – социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом с помощью вербальных средств коммуникации. Ответственность – синоним обязанности что-либо сделать; последствие нарушения обязанности; принятие или возложение определенных обязательств; предъявление на этой основе требований к соответствующему лицу, группе, организации с последующим применением санкций в случае невыполнения подобных обязательств. Передача сигнала – процесс, с помощью которого сообщение в виде сигнала передается от источника к получателю; путь (канал) физической передачи сообщения (пресса, радио, телевидение, компьютер, телефонная связь и т.д.). Процесс коммуникативный – процесс становления, развития и функционирования всех социальных систем, обеспечивающий связь между людьми и их общностями, делающий возможной связь между поколениями, способствующий накоплению и передаче социального опыта, его обогащению, распределению труда и обмену его продуктами, организации совместной деятельности, трансляции культуры.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.120.178 (0.102 с.) |