![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подумайте, в чем смысл клятвы на крови?
Для того чтобы мир обратил внимание на него, он отдает миру частицу самого себя. Точно так же он отдает ее в благодарность, когда мировые стихии приняли участие в его судьбе. Жертва – это дар, а дарить может лишь тот, кто богат. С ней связан особый эмоциональный подъем – в нем радость общения с надчеловеческими силами, и радость от собственной полноты – я дарю, значит – способен на это, моя жизнь наполнена. Вся деятельность человека была тогда ритуальной, поскольку вся она существовала постоянное взаимодействие человека и мира. Пахать землю – это ритуал, сеять, собирать урожай – ритуал, гнать скот на весенние пастбища – тоже ритуал, а не только средство добыть себе пропитание. Осознавая весь мир как живой и священный, человек вступал с ним в контакт каждым своим действием. 22 марта, в день весеннего равноденствия, крестьянки пекли из овсяной и ржаной муки сорок шариков и выбрасывали по одному каждый день за окошко. При этом произносили слова особого заговора: Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес, а теперь убирайся подобру-поздорову! Дети старались перекинуть через крышу избы сорок палочек – это предвещало удачу. Человек чувствовал пульс окружающего мира, и его сердце билось в такт с этим пульсом. Второй этап взаимодействия человека и степи наступил с распространением в степи мировых религий – ислама у тюркских, буддизма у монгольских, христианства у славянских народов. Эти религии направили активность человеческого восприятия вглубь него самого. Остались два главных действующих лица в мире – человек и Бог. Человек стремился лучше понять самого себя и приблизиться к постижению Бога, - но от мира Природы он отвернулся. В это время человек создал новые культы и ритуалы, но уже без учета природных стихий. Они целиком ориентированы на самого человека и его общество. Современный, третий этап, начался - когда человек практически полностью отказался от всякой ритуальной деятельности и все взаимоотношения с окружающим миром начал строить только с пользой для себя. Мы так и называем сейчас взаимодействие с природой – природопользование. Сказка для размышления В одном селении жил мудрый старец. Все остальные жители села были значительно младше его и меньше знали об устройстве мира. Он мог лечить людей и зверей, вызывать дождь, увеличивать урожай.
Поэтому все от мала до велика старались во всем с ним советоваться, учиться у него мудрости. В обмен за советы жители приносили, кто что мог: зерно, птицу, горшки, ткань, хлеб и т.д. Люди были рады и счастливы, что есть старец, который с удовольствием с ними общается, чувствовали себя причастными к тем творимым им чудесам. И все у них ладилось. Но вот стали приходить в село разные люди из заморских стран и вносить смуту в мирную жизнь земледельцев своими разговорами: почему все зависит от какого-то старца, который ни разу не стоял у сохи? За что вы несёте ему то, что заработано вашим потом и кровью? Разве вы такие глупые, что не проживете без его нравоучений? И люди все реже и реже обращались к старцу. А потом и вовсе возгордились и перестали замечать старца. Старец был не в обиде на них, как мог, пытался помочь им, глупым. Но как, если они сами не хотят принимать помощь? И люди все больше болели, да странными дотоле невиданными болезнями, и сыпались на них беды-несчастья. Что бы вы сделали на месте старца? Как повели бы себя на месте его односельчан? Вывод: Законы Природы куда сложнее «законов природы», выявленных наукой к настоящему времени. И если обрывается эмоциональная связь человека с окружающим миром, - природный мир отворачивается от человека, который исковеркал его плоть и потерял всякий контакт с его душой. Домашнее задание. Расспросите взрослых (или найдите в соответствующей литературе): 1) об известных им ритуалах во взаимодействии человека и природы (например, в сельском хозяйстве); 2) о проблемах, характерных для степного хозяйствования; 3) о способах защиты природы степи. Подготовьте небольшие сообщения по этим вопросам. Занятие 5.2. ПОКОЙ СТЕПИ Поэзия – искусство, получившее наибольшее развитие у степных народов. Ведь в какой-то мере их стихами говорит сама степь. В поэтическом образе степи сливаются воедино человек в степи и степь в человеке. И этот образ многолик и непостоянен, как человек и как степь. Одна его сторона – равнинные дали, священный покой:
Hикитин И.С. Кpотко звезд золотое сиянье; В чистом поле покой и молчанье; Точно в хpаме стою я в тиши И в востоpге молюсь от души.
В калмыцком народном эпосе Джангар поется о степи как Родине, прекрасной и благодатной, как доме, своём, освоенном и близком мире: В неувядающей блещет она красе. Там и дожди подобны сладчайшей росе, Освежающей мир, предрассветной порой Освещаемый неугасимой зарей. Волны зеленой травы бесконечны там. Вольные, легкие дни быстротечны там.
ЛУГОВАЯ ФАНТАЗИЯ Создайте атмосферу лугово-полевых ландшафтов с помощью аудиозаписи звуков природы (или классической музыки) и видеофильма о жизни лугов и полей. Прочитайте вслух и попробуйте представить фантазию о прогулке по лугам. Разгар лета. Мы с вами на лугу. Когда жарким днем окунаешь лицо в траву цветущего луга и от медовых запахов, от дыхания нагретой земли и листьев кружится голова, а еле слышные дуновения света и тепла проносятся над лугами — это стихиали (невидимые существа) воздуха играют и празднуют вместе с детьми стихиалей лугов и полей. В нас не остается ни единого мутного помысла, и, кроме всепоглощающей любви к Природе, мы не в состоянии испытывать ничего. Вспомните, как на летней заре или весенним полднем проносятся тихие ветры, целующие землю. Они целуют землю с ее травами, нивами и дорогами, деревья, поверхность рек и озер, людей и животных. Это стихиали воздуха радуются жизни. Они радуются нам и растениям, водам и Солнцу, радуются прохладной, горячей, мягкой, твердой, освещённой или полутемной земле, гладят ее и ласкают. Зинаида Гиппиус Весенний ветер
И оседает, онемелый, Усталый, талый, старый лед. Люби весенний ветер белый, Его игру, его полет.
Прислушайся: стихиали лугов и полей уже поют тебе песни шелестящей травой, жужжанием пчел и теплыми воздушными дуновениями. Игорь Северянин В июле
Мы возвращаемся домой с далекой прогулки по заливным лугам, пахнущим свежескошенным сеном. Поднимаемся в нагретый воздух пригорков и опускаемся в прохладные низины, а тихий туман начинает заливать их, кроме верхушек стогов. Мы снимаем рубашку, и наше горячее тело ласкают этим туманом те, кто творит его над засыпающим лугами. И. Суриков Как в сумерках легко дышать на берегу! Померкли краски дня, картины изменились; Ряды больших стогов, стоящих на лугу, Туманом голубым, как дымкою, покрылись.
На пристани давно замолкли шум и стук; Все реже голоса доносятся до слуха; Как будто стихло все,- но всюду слышен звук,
И тихий плеск воды так сладко нежит ухо.
Вот черный жук гудит… вот свистнул коростель… Вот где-то вдалеке плеснулось уток стадо… Пора бы мне домой – за ужин и в постель; Но этой тишине душа моя так рада.
И я готов всю ночь сидеть на берегу, И не ходить домой, и вовсе не ложиться, Чтоб запахом травы на скошенном лугу И этой тишиной целебной насладиться.
Можно было бы описать еще сотни таких минут – от загорания на песке до собирания ягод – полудействия, полусозерцания, - но о них догадается и без наших указаний тот, кто вступит на этот легкий и светлый путь. Будут меняться только детали, но ведь они могут меняться и в пределах одного ландшафта сообразно личным интересам. Главное – создать внутри себя этот свет и легкость и повторять подобные периоды, по возможности каждый год. Чудесных существ, живущих в луговых цветах, описал Г. Х. Андерсен в сказке «Дюймовочка». … Ласточка летела дальше и дальше. На берегу прозрачного голубого озера посреди раскидистых деревьев стоял старинный белый мраморный дворец… – Вот мой дом! – сказала она. – А ты выбери себе самый красивый цветок. Я посажу тебя в его чашечку, и ты отлично заживешь. Дюймовочка обрадовалась и от радости захлопала в ладоши. Ласточка спустилась и посадила девочку на широкий лепесток. Но что за чудо? В чашечке цветка оказался маленький человечек, такой светлый и прозрачный, словно он был из хрусталя или утренней росы. За плечами у него дрожали легкие крылышки, на голове блестела маленькая золотая корона, а ростом он был не больше нашей Дюймовочки. Это был король эльфов. Когда ласточка подлетела к цветку, эльф не на шутку перепугался. Ведь он был такой маленький, а ласточка такая большая! Зато как же он обрадовался, когда ласточка улетела, оставив в цветке Дюймовочку! Никогда еще он не видал такой красивой девочки одного с ним роста. Он низко поклонился ей и спросил, как ее зовут. – Дюймовочка! – ответила девочка. – Милая Дюймовочка, – сказал эльф, – согласна ли ты быть моей женой, королевой цветов? …И она сразу согласилась. Тогда из каждого цветка, перегоняя друг друга, вылетели эльфы. Они окружили Дюймовочку и одарили ее чудесными подарками. Но больше всех других подарков понравились Дюймовочке крылья – пара прозрачных легких крылышек, совсем как у стрекозы. Их привязали Дюймовочке за плечами, и она тоже могла теперь летать с цветка на цветок. То-то была радость! – Тебя больше не будут звать Дюймовочкой. У нас, эльфов, другие имена, – сказал Дюймовочке король. – Мы будем называть тебя Майей! И все эльфы закружились над цветами в веселом хороводе, сами легкие и яркие, как лепестки цветов. А ласточка сидела наверху в своем гнезде и распевала песни, как умела. Всю теплую зиму эльфы плясали под ее песни.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.227 (0.025 с.) |